Календарно - тематическое планирование уроков математики в 5 "Б" классе (школ 8 вида)
рабочая программа (5 класс) на тему

Такторова Татьяна Ивановна

Календарно - тематическое планирование уроков математики в 5 "Б" классе.

      Планирование составлено на основе программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией  В. В Воронковой. Москва. Просвещение 2011 год.

Учебник: математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Под редакцией М. Н. Перовой, Г. М. Капустиной.

Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва. Просвещение. 2012год.

(Всего 204 часа).  (6 часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_5kl.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

                         Календарно - тематическое планирование уроков математики в 5 "Б" классе.

      Планирование составлено на основе программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида. Под редакцией  В. В Воронковой. Москва. Просвещение 2011 год.

Учебник: математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида.

Под редакцией М. Н. Перовой, Г. М. Капустиной.

Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва. Просвещение. 2012год.

(Всего 204 часа).  (6 часов в неделю).

Пояснительная записка:

Задачи преподавания математики:

      Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

     Использовать процесс обучения математике для повышения  уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

    Развивать речь учащихся, обогащая её математической терминологией;

    Воспитывать у учащихся  целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

    Обучение математике в специальной (коррекционной) школе YIII вида должно носить предметно - практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

    В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

    Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.

    Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя. Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.

    Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного  программного материала.

    Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов.

    Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем предметам, кроме математики. Это учащиеся с грубой акалькулией и из-за дополнительного локального поражения не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей.

   В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.

   Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами.

   При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная система и счеты.

   На всех годах обучения учитель обращает внимание на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами  (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета  на уроке.

   Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по  устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению.

   Учителю необходимо постоянно учитывать, что некоторые  учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. в связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники, наглядные пособия, дидактический материал.

   Подбор для занятий соответствующих игр - одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Учитель подбирает игры и продумывает методические приемы работы с ними на уроках и во внеурочное время. Но нельзя забывать, что игры - только вспомогательный материал. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся считать устно без наличия  вспомогательных средств обучения.

   Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми частными приемами выполнения устных вычислений.

   При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических действий,  правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять  эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем.

   Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

  Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках математики.

   Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.

   В тех случаях, когда учитель в письменных вычислениях отдельных учеников замечает постоянно повторяющиеся ошибки, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия, чтобы своевременно искоренить эти ошибки и облегчить каждому ученику полное понимание приемов письменных вычислений.

   Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики. необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении  арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.

   Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с величинами, приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5км. 003м, 14р.02к. и т.п.).

   Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.

   Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме - в 9 классах. В результате выполнения разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.

   Завершением работы является подведение учащихся к правилам вычисления площади прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда. Для более способных школьников возможно введение буквенных обозначений и знакомство с формулами вычисления периметра, площади, объема.

   При изучении дробей необходимо организовать  с учащимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей.

   Десятичные дроби (7класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).

   Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

   Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимости, длины, массы.

   При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание её является основой для выражения чисел, полученных  от измерения, десятичной дробью.

   Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.

   На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины ученого времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.

   При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника.

   В учебной программе указаны виды арифметических задач для каждого класса. В последующих классах надо решать все виды задач, указанные в программе предшествующих лет обучения.

   Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению её структурных компонентов и общих приемов работы над задачей.

   геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.

  Геометрический материал в 1-4 классах изучается на уроках математики, а в 5-9 классах из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходит и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.

   Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

   В специальной (коррекционной) школе YIII вида учащиеся выполняют  письменные работы (домашние и классные) в тетрадях. Обычно у каждого ученика имеется две тетради. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть  от:

требовательности учителя, знания детьми правил оформления записей, соответствия заданий уровню знаний и умений школьников. Мастерство учителя должно проявляться в способности сочетания самостоятельности в работе учащихся с предупреждением появления ошибок.

    Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях усиления коррекционной и практической направленности обучения.

№ п/п

Содержание материала

Словарь

Требования к ЗУН

Количество часов.

Дата проведения.

1.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений.

Сложение-первое слагаемое,  второе слагаемое,  сумма. Вычитание-уменьшаемое, вычитаемое, разность.(стр. 3-5).

Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 устно.

4 часа.

2.

Нахождение неизвестного слагаемого.

Сложить. (стр. 11-14).

Знать класс единиц.

4 часа

3.

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Вычесть (стр. 15- 17).

Знать разрядные единицы.

4 часа.

4.

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Вычесть. (стр. 18-21).

4 часа.

5.

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.                          Контрольная работа.

Действие сложение, действие вычитание. (стр. 22-26).

Знать класс единиц, разряды в классе единиц.

4 часа.

1 час.

6.

Геометрический материал. Линия, отрезок, луч.

Геометрия. (стр. 27)

Знать виды линий, уметь измерять длину отрезков.

3 часа.

7.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд.        

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

4 часа.

8.

Нумерация чисел в пределах 1000.

Класс единиц, класс десятков, класс сотен. (стр. 34-42).

Читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000.

4 часа.

9.

Округление чисел до десятков. сотен.

Сотня. (стр.43).

Знать класс единиц, разряды в классе единиц.

4 часа

10.

Получение  трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц.

Соня, десяток, единица. (стр. 44)

Знать класс единиц, десятков, сотен.

4 часа.

11.


Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Трехзначное число. Карточки.

Класс единиц, разряды в классе единиц.

4 часа.

12.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

                                                  Контрольная работа.

Разряд единиц.

Знать класс единиц, разряды в классе единиц.

4 часа.

1 час.

13.

Римская нумерация. Обозначение чисел  I-XII.

Римская нумерация. (стр. 45).

Знать римские цифры.

4 часа.

14.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+_19см); 55см+_45 см; 1м-45см). Меры стоимости, длины и массы.

Меры стоимости, длины, массы. (стр. 46-51).

Выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000.

4 часа.

15.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

Мера длины, стоимость, измеряем. (стр.51-53).

Выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000.

4 часа.

16.

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел.

Сложение, вычитание. (стр. 54-58).

Считать присчитывая, отсчитывая различными разрядными единицами в пределах 1000.

4 часа.

17.

Сравнение (отношение) чисел с вопросами: "На сколько  больше(меньше)?", "Во сколько раз больше (меньше)?" Сложение и вычитание без перехода через разряд.           Контрольная работа.

Разрядные единицы.(стр.59-69)

Знать десятичный состав чисел в пределах 1000.

4 часа.

18.

Геометрический материал. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Периметр, многоугольник. (стр.71-73).

Знать виды многоугольников.

4 часа.

19.

Треугольники.

Треугольники.

Знать виды треугольников.

4 часа.

20.

Различение треугольников по видам углов. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Остроугольный, разносторонний.

У треугольника -основание, боковые стороны.

(стр.76-78).

Знать названия треугольников по видам углов.

4 часа.

21.

Классификация треугольников по длинам сторон. Построение треугольников по  трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Длина стороны треугольника. (стр.79-82)

Знать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

4 часа.

22.

Разностное сравнение чисел.

Разность. Вычитание.(стр.83-86).

Выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000.

4 часа

23.

Краткое сравнение чисел.

Краткое сравнение. Деление. (стр.87-91).

Выполнять умножение чисел10, 100; деление на 10, 100.

4 часа

24.

Определение количества разрядных  единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд.

Разрядные единицы, десятки, сотни. (стр.92-96).

Уметь считать присчитывая различными разрядными единицами в пределах 1000.

4 часа.

25.

Вычитание с переходом через разряд.

                                                   Контрольная работа.

Тысяча. (стр.97-100).

Уметь считать отсчитывая различными разрядными единицами в пределах 1000.

4 часа.

1 час.

26.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1кг, 1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц.

Единицы измерения.

Знать единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения.

4 часа.

27.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.

Тысяча, сложение, вычитание.(стр. 100-108)

Считать, присчитывая,  отсчитывая различными разрядными единицами.

4 часа.

28.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа.

Неизвестное число.(стр.109-112).

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

4 часа.

29.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби.

Обыкновенные дроби. (стр.113).

Дроби, их виды.

4 часа

30.

Сравнение долей, дробей с одинаковыми числительными или знаменателями.

Числитель, знаменатель. (стр.113-117).

Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби.

4 часа.

31.

Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.

Дроби правильные, неправильные. (стр. 121-124).

Уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби.

4 часа.

32.

Умножение чисел 10, 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком.              Контрольная работа.

Умножение и деление, остаток. (стр.125-129).

Выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с остатком.

4 часа.

33.

Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Длина, стоимость, масса.

Единицы измерения длины, массы, стоимости, их соотношения.

4 часа.

34.

Замена крупных мер мелкими.

(стр.130)

Единицы измерения длины, массы, стоимости, их соотношения.

4 часа.

35.

Замена мелких мер крупными.

(стр. 133).

Единицы измерения длины, массы, стоимости, их соотношения.

4 часа.

36.

Единицы измерения времени: год (1год), соотношение: 1год =365, 366 суток. Високосный год.

Единицы измерения. Високосный год. (стр.136).

4 часа.

37.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40Х2; 400:2; 300:3; 480:4; 450:5).

Умножить, разделить. Однозначное, двузначное число. (стр. 137-140).

Уметь умножать и делить на однозначное число.

4 часа.

38.

Проверка умножения и деления.

Умножение, деление. (стр.162).

Уметь умножать и делить на однозначное число.

4 часа.

39.

Умножение и деление полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24:2; 243Х2; 48:4).

Двузначное, трехзначное число. (стр. 142).

Знать случаи умножения и деления.

5 часов.

40.

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.

                                                 Контрольная работа.

Двузначное число, трехзначное число.

(стр. 165).

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел.

5 часов.

1 час.

41.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Простые задачи. Неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

Решать простые задачи на сравнение чисел.

5 часов.

42.

Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: "На сколько больше, (меньше)?" "Во сколько раз больше (меньше)?"

Простые арифметические задачи на умножение и деление.

Решать простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

4 часа.

43.

Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.     Контрольная работа.

Составные задачи в 2-3 действия.

Решать составные задачи в три арифметических действия.

4 часа.

1 час.

44.

Геометрический материал. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Многоугольник, периметр.

Вычислять периметр многоугольника.

4 часа.

45.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Круг, окружность, диаметр, радиус. (стр. 190).

Различать радиус и диаметр.

4 часа.

46.

Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100;

Масштаб (стр. 193).

Знать масштаб.

4 часа

47.

Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.

Латинский алфавит.

Знать буквы латинского алфавита.

4 часа.

48.

Все действия в пределах 1000. Повторение.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

4 часа.

49.

Геометрический материал. Прямоугольник, квадрат.

Прямоугольник, квадрат. (стр. 216).

4 часа.

50.

Годовая контрольная работа.

1 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 6 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррионной школе 8 вида, 5 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Календарно-тематическое планирование уроков математики во 2 классе коррекционной школы VIII вида.

Календарно-тематическое планирование уроков математики во 2 классе коррекционной школы VIIIвида составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида...

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе школы 8 вида....