Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда
календарно-тематическое планирование на тему

Лаптева Елена Геннадьевна

Календарно-тематическое планирование учителя педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_na_god.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 КЛАСС

(4 часа в неделю)

Системное недоразвитие речи, обусловленное снижением познавательной деятельности

Не-

деля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

1

2

3

4

5

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                         

I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

Речь. Предложение. Слово.

Школа, учебные вещи. Игрушки.

Понятие о слове, предложении. Составление предложений.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

IV.

Деление слов на слоги.

Одежда. Обувь, уход за обувью. Схема слова. Деление слов на слоги.

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Копирование точек»

Октябрь

I

Звуки речи.

Овощи, фрукты. Дифференциация.

 Выделение гласного среди других звуков.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Звук и буква А,а.

Комнатные растения.

Анализ слова.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

II.

Звук и буква О,о.

Комнатные растения.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Звук и буква М,м.

Дикие птицы.

Анализ слов.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

III.

Звуки и буквы Л,л,ль

Дикие птицы.

Схемы слов.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

Звук и буква Ы.

Профессии людей.

Выделение звуков среди других.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

IV.

Звук и буква Н,н.

Профессии людей.

Звуки, буквы. Анализ слов.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

Звук и буква Р,р,рь.

Транспорт.

Схема предложений.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов).

Ноябрь

I.

Каникулы

II.

Повторение изученных звуков и букв.

Транспорт.

Анализ слов, сходство и различение звуков

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

III.

Различение р-л.

Мебель.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Различение м-н.

Мебель.

 Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

IV.

Звуки и буквы К,к,кь.

Зима.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Игры для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Звуки и буквы П,п,пь

Зима.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Декабрь

I.

Звуки и  буквы Т,т,ть

Зима.

Схемы слов.

Игры для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Звук и буква И,и

Зима.

Семы предложений. Составление предложений по сюжетным  картинкам.

Игры для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

II.

Звуки Ы-И

Анализ слов. Составление предложений по сюжетным  картинкам.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Звуки и буквы З,з,зь.

Составление предложений по сюжетным  картинкам.

Игры для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

III.

Звуки з-с.

Составление предложений по сюжетным  картинкам.

Игры и упражнения  для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

IV.

Звуки и буквы В,в, вь.  

Составление предложений по сюжетным  картинкам.

Игры и упражнения  для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Звуки буква Ж,ж.  Звуки ж-ш.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Январь

I

Каникулы

II

Звуки ж-ш

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

III.

Звуки и буквы Г,г,гь. Звуки г-к.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

IV.

Звуки г-к.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

                               Февраль

I.

Звуки и буквы Б,б,бь .Звуки и буквы б-п .

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

II.

Звуки и буквы б-п.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

III.

Каникулы

IV.

Звуки и буквы Д,д,дь. Звуки д-т.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

 Звуки и буквы д-т.

Различие и сходство звуков и букв.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Март

I.

Звук и буква Е,е.

Различие и сходство звуков и букв

Развитие пространственных представлений и ориентации.

Звук и буква й.

Различие и сходство звуков и букв

Развитие пространственных представлений и ориентации.

II.

Звук и буква Ё,ё. Звуки и буквы о-ё

Составление предложений по опорным словам

Развитие пространственных представлений и ориентации.

Звук и буква Ю,ю. Звуки и буквы у-ю.

Составление предложений по опорным словам

Развитие пространственных представлений и ориентации.

III.

  Звуки и буквы ё-ю.

Простые и распространенные предложения.

Развитие пространственных представлений и ориентации.

Буква ь.

Простые и распространенные предложения.

Развитие пространственных представлений и ориентации.

IV.

Каникулы

Апрель

I.

Звук и буква Я,я. Звуки и буквы а-я .

Простые и распространенные предложения.

Развитие пространственных представлений и ориентации.

Звук и буква Ц,ц..

Простые и распространенные предложения.

Развитие пространственных представлений и ориентации.

II.

Звук и буква Ч,ч .

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие представлений о времени.

Гласные с шипящими ча-чу.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие представлений о времени.

III.

Дифференциация ч-ц .Дифференциация Ч-У. 

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие представлений о времени.

Звуки и буквы Ф,ф,фь.  

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие представлений о времени.

IV.

Дифференциация в-ф

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие представлений о времени.

Май

I.

Звук и буква Э,э. Дифференциация э-е.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие слухового внимания и памяти.

 Звук и буква Щ,щ,. Звуки и буквы ш-щ .

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие слухового внимания и памяти

Гласные с шипящими ща-щу.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие слухового внимания и памяти

II.

Буква Ъ.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторение.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов и предложений.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.

2 КЛАСС

(4 часа в неделю)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи

Не

де

ля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                      I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

Буквы русского алфавита.

Летние каникулы.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

гОрох

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Звуки и буквы. Слоги.

Улица, дорога в школу.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

МОсква

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Копирование точек»

IV.

Гласные звуки и буквы. Образование гласных звуков.

Транспорт. П.Д.Д.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

КАпуста.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Согласные звуки и буквы. Образование согласных звуков.

Овощи.

Образование грамматических форм слова ед. и мн. числа существительных, ед. и мн. числа глаголов.

Ребята.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Октябрь

I.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Фрукты.

Образование грамматических форм слова ед. и мн. числа существительных, ед. и мн. числа глаголов.

Пенал.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Дифференциация гласных звуков. Слуховое восприятие звуков Ы-И.

Ягоды.

Образование грамматических форм слова ед. и мн. числа прилагательных.

Рабочий.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

II.

Дифференциация звуков ы-и в словах, близких по звучанию и в словах мн. числа.

Дом, квартира, домашний адрес.

Образование грамматических форм слова ед. и мн. числа прилагательных.

Тетрадь.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

Различение гласных ы-и в окончаниях Р.п. ед. числа и в словах со слогами жи-ши.

Семья.

Работа над лексическим пониманием падежных окончаний.

Машина.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

III.

Дифференциация гласных а-о, а-я.

Одежда.

Работа над лексическим пониманием падежных окончаний.

Собака.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

IV.

Дифференциация гласных ё-ю, у-ю.

Обувь.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Улица.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Ноябрь

I.

Каникулы

II.

Дифференциация гласных о-ё, е-и.

Комнатные растения.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Составление предложений по опорным словам.

Тарелка.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

III-IV.

Дифференциация звонких и глухих согласных Дифференциация согласных с-з в слогах, словах, предложениях, текстах.

Сезонные изменения в природе.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Декабрь

I-II.

Дифференциация согласных ш-ж в слогах, словах, предложениях, текстах

Деревья.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

III-IV.

Дифференциация согласных в-ф в слогах, словах, предложениях, текстах

Кустарники.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Помидор, морковь.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Январь

I.

Каникулы

II-III.

Дифференциация согласных п-б в слогах, словах, предложениях, текстах.

Составление предложений по опорным словам.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

III- IV.

Дифференциация согласных т-д в слогах, словах, предложениях, текстах.

Уменьшительно- ласкательная форма имен существительных. Падежные конструкции: В.п, Р.п, Д.п,Т.п,П.п.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Февраль

I-II.

Дифференциация согласных з-ж в слогах, словах, предложениях, текстах.

Уменьшительно- ласкательная форма имен существительных. Падежные конструкции: В.п, Р.п, Д.п,Т.п,П.п.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

III-IV

Дифференциация согласных к-г в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Март

I.

Дифференциация согласных с-ц в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

II.

Дифференциация согласных с-ш в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

III.

Дифференциация согласных с-ч в слогах, словах, предложениях, текстах.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения на усиление концентрации внимания.

IV.

Каникулы

Апрель

I..

Дифференциация согласных с-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

II.

Дифференциация согласных ч-ц в слогах, словах, предложениях, текстах.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

III.

Дифференциация согласных ч-ть в слогах, словах, предложениях, текстах.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

IV.

Дифференциация согласных ч-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Усиление концентрации слухового внимания.

                               Май

I.

Дифференциация согласных р-л в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

II.

Дифференциация согласных по оптическому сходству.

Согласные б-д, т-п, в-д,ш-щ, р-п, х-ж, м-л, ц-щ.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Названия признаков предметов, действий предметов.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.

3 КЛАСС

(4 часа в неделю)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Не-

деля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                         

I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха.

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

1.

Повторение. Предложение.

Овощи. Работа на огороде.

Составление предложений на тему “Школа”.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

2.

Последовательный порядок слов в предложении и предложений в тексте.

Улица. Транспорт. Светофор.

Работа с деформированными предложениями.

Установление порядка слов в предложении. Смысловая связь предложений в тексте.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Копирование точек».

IV.

3.

Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

Посуда.

Восстановление порядка предложений в рассказе по серии сюжетных картинок.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

4.

Алфавит.

Осень. Изменения в природе.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Октябрь

I.

5.

Гласные звуки и буквы. Образование гласных звуков.

Признаки осени.

Восстановление порядка предложений в рассказе по серии сюжетных картинок.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

6.

Согласные звуки и буквы. Образование согласных звуков.

Мебель.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Расположение слов в алфавитном порядке.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

II.

7.

Слог как часть слова. Роль гласных в слоге.

Одежда.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

8.

Гласные буквы И,Е,Ё,Ю,Я,Э в начале слова.

Обувь.

Краткое изложение рассказа по серии сюжетных картинок. Заголовок к рассказу.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

III.

9.

Различение и-й.

Обувь. Одежда. Различение.

Устная работа по составлению начала и конца рассказа.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

10.

Дифференциация гласных Ы-И. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Осенние месяцы. Растения на клумбах.

Устная работа по составлению начала и конца рассказа.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

11.

Дифференциация звуков Ы-И в словах, близких по звучанию, в словах со слогами жи-ши.

Овощи.

Устная работа по составлению начала и конца рассказа.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

IV.

12.

Дифференциация гласных а-я.

Фрукты.

Сезонные изменения в природе.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

13.

Дифференциация гласных а-о.

Ягоды. Бахчевые культуры.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Ноябрь

I.

Каникулы

II.

14.

Дифференциация гласных о-ё.

Сезонные изменения в природе.

  Образование грамматических форм ед. и мн. числа существительных. Анализ предложений. Звуко -буквенный анализ слов.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

15.

Дифференциация гласных у-ю.

Деревья. Части дерева.

Образование грамматических форм ед. и мн. числа существительных.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

III.

16.

Дифференциация гласных ё-ю.

Домашние животные

Уменьшительно- ласкательная форма имен существительных. Падежные конструкции: В.п, Р.п, Д.п,Т.п,П.п.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

17.

Дифференциация гласных е-и.

Дикие животные.

Уменьшительно- ласкательная форма имен существительных. Падежные конструкции: В.п, Р.п, Д.п,Т.п,П.п.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

IV.

18.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных с-з в слогах, словах, предложениях, текстах.

Перелетные птицы.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Декабрь

I.

19.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных с-з в слогах, словах, предложениях, текстах.

Зимующие птицы.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

II-III.

20.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных  ш-ж в слогах, словах, предложениях, текстах.

Птицы зимующие и перелетные.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

IV.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных в-ф в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Январь

I.

Каникулы

II.

21.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных в-ф в слогах, словах, предложениях, текстах.

Птицы зимующие и перелетные.

Составление рассказа” Жизнь птиц зимой” по опорным словам.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

III- IV.

22.

Дифференциация звонких и глухих согласных Дифференциация согласных п-б в слогах, словах, предложениях, текстах.

Домашние птицы.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Февраль

I-II.

23.

Дифференциация звонких и глухих согласных Дифференциация согласных т-д в слогах, словах, предложениях, текстах.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

III-IV.

24.

Дифференциация звонких и глухих согласных Дифференциация согласных к-г в слогах, словах, предложениях, текстах.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Март

I.

25.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-ш в слогах, словах, предложениях, текстах.

Признаки весны.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Координация объема зрительной и слуховой памяти.

II.

26.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-ц в слогах, словах, предложениях, текстах.

Сезонные изменения в природе.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Координация объема зрительной и слуховой памяти.

III.

27.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Координация объема зрительной и слуховой памяти.

IV.

Каникулы

Апрель

I..

28.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных р-л в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Составление начала рассказа и выделение его окончания.

Упражнения на избирательность запоминания.

II.

29.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных г-к-х в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Упражнения на избирательность запоминания.

Письменный пересказ текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

III.-

IV.

30.

Оглушение звонких согласных. Проверочная работа.(2)

Предлоги.(6)

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Письменный пересказ текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Усиление концентрации слухового внимания.

                               Май

I.

31.

Дифференциация согласных по оптическому сходству. Согласные б-д, т-п, в-д,ш-щ, р-п, х-ж, м-л, ц-щ..

Сезонные изменения в природе.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

II.

32.

Повторение пройденного.

Контрольное чтение.

Контрольный диктант.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Названия признаков предметов, действий предметов.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.

4 КЛАСС

(4 часа в неделю)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Не

деля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                       

I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

 Повторение. Предложение.

Летние каникулы.

Составление и распространение предложений.

Предложение как часть текста.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

2.

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные.

Летние каникулы.

Составление и распространение предложений.

Алфавит.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Копирование точек»

3.

Гласные и согласные звуки. Образование гласных и согласных звуков.

Полевые растения.

Алфавит.

Деление текста на предложения.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

4.

Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Овощи.

Работа с деформированным текстом.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

IV.

5.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Фрукты.

 Составление и озаглавливание рассказа.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Октябрь

I.

6.

Гласные после шипящих.

Ягоды. Дифференциация овощей, фруктов, ягод.

Составление предложений по картинке. Отличие текста от набора предложений.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей».

II-III.

IV.

7.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных с-з в слогах, словах, предложениях, текстах.

Грибы. Орехи.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

8.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных ш-ж в слогах, словах, предложениях, текстах

Изменения в природе осенью. Семена цветковых растений.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

Ноябрь

I.

Каникулы

II.

9.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных ш-ж в слогах, словах, предложениях, текстах

Город. Село. Деревня.

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

 Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный, слого-звуковой анализ слов.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

III-IV.

10.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных в-ф в слогах, словах, предложениях, текстах

Главная улица села. Учреждения села.

Восстановление нарушенной последовательности частей рассказа.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Декабрь

I-II.

11.

Дифференциация звонких и глухих согласных. Дифференциация согласных п-б в слогах, словах, предложениях, текстах.

Квартира. Комната.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

III-IV.

12.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных т-д в слогах, словах, предложениях, текстах.

Посуда.

Анализ предложений, составление схем предложений, звуко-буквенный , слого-звуковой анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Январь

I.

Каникулы

II-

III.

13.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных к-г в слогах, словах, предложениях, текстах.

Мебель.

Составление предложений по опорным словам.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

IV.

14.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Повторение. Проверочная работа.

Одежда.

Составление предложений по опорным словам.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Помидор, морковь.

Развитие навыков самоконтроля.

Февраль

I.

15.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-ш в слогах, словах, предложениях, текстах.

Обувь.

Составление предложений по опорным словам.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

II.

16.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-ц в слогах, словах, предложениях, текстах.

Комнатные растения.

Замена повторяющегося слова другими словами из предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

III.

17.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Деревья (ель, сосна).

Восстановление нарушенной последовательности частей рассказа

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

IV.

18.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных ч-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Домашние животные.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Март

I.

19.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных ч-ть в слогах, словах, предложениях, текстах.

Дикие животные.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

II.

20.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных ч-ц  в слогах, словах, предложениях, текстах.

Домашние и дикие животные.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

III.

21.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных з-ж  в слогах, словах, предложениях, текстах.

Птицы домашние и дикие.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

IV.

Каникулы

Апрель

I..

22.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных.

Птицы перелетные и зимующие.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

II.

23.

Предлоги.

Насекомые.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

III.

24.

Приставки.

Рыбы.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

IV.

25.

Дифференциация приставок и предлогов.

Охрана здоровья.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Усиление концентрации слухового внимания.

                               Май

I.

26.

Дифференциация согласных по оптическому сходству.

Согласные б-д, т-п, в-д,ш-щ, р-п, х-ж, м-л, ц-щ.

Охрана здоровья.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

II.

27.

Повторение пройденного.

Контрольное чтение.

Контрольный диктант.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Названия признаков предметов, действий предметов.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.

5 КЛАСС

(3часа в неделю)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Не

деля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                         

I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха.

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

Способы образования звуков.

Летние каникулы.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый»

2.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Школьный, пришкольный участок.

Установление порядка слов в предложении. Смысловая связь предложений в тексте.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Копирование точек»

3.

Гласные первого и второго ряда.

Смысловая связь предложений в тексте.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

IV.

4.

Сходство и различие гласных первого и второго ряда.

Дорога в школу и домой.

Сравнение пар слов, различающихся порядком, количеством букв.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Октябрь

I.

5.

Тренировочные упражнения на выделение на слух  гласных из слов.

Улица, транспорт, светофор.

Восстановление порядка слов в предложении.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

II.

6.

Твердые и мягкие согласные.

Овощи.

Восстановление порядка слов в предложении.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

III.

7.

Мягкий согласный в середине слова.

Фрукты.

Восстановление порядка слов в предложении.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

IV.

8.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных первого и второго ряда

Овощи и фрукты.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

Ноябрь

I.

Каникулы

II-III.

9.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных с -з в слогах, словах, предложениях, текстах.

Семья.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

IV.

10.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных ш-ж   в слогах, словах, предложениях, текстах.

Семья. Родители и дети.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

Декабрь

I.

11.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных ш-ж в слогах, словах, предложениях, текстах.

Деревья.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Составление предложений по опорным словам.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

II-III.

12.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных в-ф в слогах, словах, предложениях, текстах.

Домашние животные

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

IV.

13.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных п-б в слогах, словах, предложениях, текстах.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Январь

I.

Каникулы

II.

14.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных п-б в слогах, словах, предложениях, текстах.

Дикие животные.
Сходство и различие домашних и диких животных. Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

III-IV.

15.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных т-д в слогах, словах, предложениях, текстах.

Птицы.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Февраль

I.

16.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация согласных к-г в слогах, словах, предложениях, текстах.

Птицы домашние и дикие.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

II.

17.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-ц  в слогах, словах, предложениях, текстах

Птицы и насекомые. Сравнение.

Уменьшительно- ласкательная форма имен существительных. Падежные конструкции: В.п, Р.п, Д.п,Т.п,П.п. Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

III.

18.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных ч-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Уменьшительно- ласкательная форма имен существительных. Падежные конструкции: В.п, Р.п, Д.п,Т.п,П.п.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

IV.

19.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация согласных с-щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Март

I.

20.

Различение ударных и безударных гласных

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

II-III.

21.

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

Анализ предложений. Звуко-буквенный анализ слов. Схемы слов и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

IV.

Каникулы

Апрель

I-II.

22.

Состав слова. Окончание, приставка, суффикс.

Сезонные изменения в природе.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

III-IV.

23.

Предлоги: на, в,на-в, с(со),из, с-из, по-к, из-за, над, под,под-из-под.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов. Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Май

I.

24.

Приставки.

Охрана здоровья. Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов. Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

II.

25.

Дифференциация предлогов и приставок.

Слого - звуковой  и звуко -буквенный анализ слов. Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.

6 КЛАСС

(3 часа в неделю)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Не-

деля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                         

I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха».

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

1.

Речь. Звуки речи. Предложение. Слово.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Составление предложений. Согласование прилагательных с существительными.

Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу

2.

Органы речи. Способы образования гласных и согласных звуков.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Составление предложений. Согласование прилагательных с существительными

Формирование умения принять учебную задачу.

IV.

3.

Ударение. Ударные и безударные гласные.

Работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом.

Составление предложений. Согласование прилагательных с существительными.

Формирование умения принять учебную задачу.

Октябрь

I-III.

 4.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Составление предложений. Согласование прилагательных с существительными. Анализ предложений.

Формирование умения принять учебную задачу.

IV.

5.

Дифференциация:

слог, слово, предложение.

Составление предложений по предметным картинкам и вопросам. Анализ предложений.

Формирование умения принять

учебную задачу.

Ноябрь

I.

Каникулы

II.

6.

Дифференциация:

слово, предложение.

Образование грамматических форм слова ед. и мн. числа прилагательных. Анализ предложений.

Формирование умения планировать свои действия.

III.

7.

Родственные слова.

Образование грамматических форм слова ед. и мн. числа прилагательных .Анализ предложений.

Формирование умения планировать свои действия.

IV.

8.

Корень слова.

Работа над лексическим пониманием падежных окончаний. Анализ предложений.

Формирование умения планировать свои действия.

Декабрь

I.

9.

Приставка.

Распространение предложений дополнением в Т.п.  Анализ предложений.

Формирование умения планировать свои действия.

II.

10.

Суффикс.

Распространение предложений дополнением в Т.п.  Анализ предложений.

Формирование умения планировать свои действия.

III.

11.

Окончание.

Распространение предложений дополнением в Т.п.  Анализ предложений.

Формирование умения

ориентироваться на систему признаков (условий).

IV.

12.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).

Январь

I.

Каникулы

II-III.

13.

Приставки (от-, до-, по-, про-, за-, на-, с-, в-, над-, под-.)

Составление предложений по опорным словам. Анализ предложений.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).

IV.

14.

Дифференциация приставок и предлогов.

Распространение предложений дополнением в Р.п. Анализ предложений.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).

Февраль

I.

15.

Синонимы.

Распространение предложений дополнением в Р.п. Анализ предложений.

Формирование умения действовать по правилу.

II.

16.

Антонимы.

Распространение предложений дополнением в Р.п. Анализ предложений. Схемы слов и предложений.

Формирование умения действовать по правилу.

III.

17.

Омонимы.

Распространение  предложений дополнением в Д.п. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Формирование умения действовать по правилу

IV.

18.

Предложения. Связь слов в предложении.

Распространение  предложений дополнением в Д.п. Анализ предложений. Схемы слов и предложений.

Формирование умения действовать по правилу.

Март

I.

19.

Составление предложений по вопросам, сюжетным картинкам.

Анализ предложений. Схемы слов и предложений.

Формирование приемов самоконтроля.        

II.

20.

Восстановление деформированных предложений.

Повествовательные предложения, интонация. Предметы, действия, признаки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Формирование приемов самоконтроля.

III.

21.

Распространение предложений именами прилагательными.

Вопросительные предложения, интонация.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок.

Формирование приемов самоконтроля.

IV.

Каникулы

Апрель

I..

22.

Составление рассказа по картинке, по коллективно составленному плану.

Анализ предложений. Схемы слов и предложений.

Формирование приемов самоконтроля.

II.

23.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок. Анализ предложений.

Формирование приемов самоконтроля.

III.

24.

Составление рассказа по предложенным темам.

Составление небольших рассказов по серии сюжетных  картинок. Анализ предложений.

Формирование приемов самоконтроля.

IV.

Составление рассказа-описания.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов. Названия признаков предметов, действий предметов.

Формирование приемов самоконтроля.

                               Май

I.

25.

Повторение пройденного. Проверочные задания.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Формирование приемов самоконтроля

II.

26.

Контрольное чтение.

Контрольный диктант.

Анализ слов и предложений.  Составление схем слов.

Формирование приемов самоконтроля.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.

7 КЛАСС

(2 часа в неделю)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Не-

деля

№ заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых функций

Сентябрь

I.

Фронтальное обследование

II.

                                                                         

I -II этапы ( диагностико - подготовительный)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха

III этап (коррекционный)

Сентябрь

III.

1.

Наша речь. Строение и функции речевого аппарата.

Формирование навыков правильного аудирования.

Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки».

2.

Коррекция на лексическом уровне 

Уточнение и расширение словарного запаса. Слова-«неприятели» (антонимы).

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками».

IV.

     3.

Уточнение и расширение словарного запаса. Слова-«приятели» (синонимы).

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Развитие дифференцированного восприятия.

4.

Уточнение и расширение словарного запаса. Слова-«близнецы» (омонимы).

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Развитие дифференцированного восприятия.

Октябрь

I.

5.

Уточнение и расширение словарного запаса.

Слова-«сорняки».

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Развитие дифференцированного восприятия.

6.

Уточнение и расширение словарного запаса. Многозначные слова.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Развитие дифференцированного восприятия.

II.

7.

Слоговой анализ и синтез слов.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.

Развитие аналитичности восприятия.

8.

Типы слогов.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.

Развитие аналитичности восприятия.

III.

9.

Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слога.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.

Развитие аналитичности восприятия.

10.

Безударные гласные. Тренировочные упражнения в правописании безударных гласных.

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.

Развитие аналитичности восприятия.

IV.

11.

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.

Развитие конкретности восприятия.

Ноябрь

I.

Каникулы

II-

III.

12.

Корень слова.

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными, глаголами,прилагательными, наречиями. Анализ слов и предложений.

Развитие конкретности восприятия.

IV.

13.

Сложные слова.

Подбор определений к существительным. Анализ слов и предложений.

Развитие конкретности восприятия.

Декабрь

I.

14.

Сложные слова.

Подбор определений к существительным. Анализ слов и предложений.

Развитие прогностичности восприятия.

II-III.

15.

Приставка.

Подбор определений к существительным.

Анализ слов и предложений.

Развитие прогностичности восприятия.

IV.

16.

Суффикс.

Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. Анализ слов и предложений.

Развитие прогностичности восприятия.

Январь

I.

Каникулы

II-III.

17.

Суффикс.

Практические упражнения по закреплению состава слова.

 Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. Анализ слов и предложений.

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание.

IV.

18.

Коррекция на синтаксическом уровне Словосочетание и предложение

Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание.

Февраль

I- II.

20.

Согласование различных частей речи в числе, в  роде.

Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание.

III-IV.

 21.

Управление.

Активизация употребления глагольного словаря ( в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, ед. и мн. числа, в трех наклонениях).

Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание.

Март

I.

    22.

Кого? Что? (винительный падеж).

Активизация употребления глагольного словаря ( в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, ед. и мн. числа, в трех наклонениях).

Использование приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала.

II

23.

Кого? Чего? (родительный падеж).

Активизация употребления глагольного словаря ( в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, ед. и мн. числа, в трех наклонениях).

Использование приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала.

III.

24.

К ому? Чему? (дательный падеж).

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Приемы деятельного запоминания.

IV.

Каникулы

Апрель

I.

25.

О (в, на) ком? Чем? (предложный падеж).

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Приемы деятельного запоминания.

II.

26.

Кем? Чем? (творительный падеж)

Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами.

Приемы деятельного запоминания.

III.

27.

Закрепление падежных форм.

Упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок,  чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

Приемы для заучивания правил.

IV.

28.

Связь слов в предложении (словосочетании).

Упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок,  чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

Приемы для заучивания правил.

Май

I.

29.

Коррекция связной речи.

Сочинение по личным наблюдениям. (Творческое сочинение)

Упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок,  чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

Приемы «усиления» орфограммы.

II.

30.

Контрольное чтение.

Контрольный диктант.

IV этап (оценочный)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

III.

Фронтальное обследование

IV.


Согласовано:

                                                                                                           зам. директора по УВР

                                                                                                       _________Рязанова О. Е.

   

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий

Большеуковской школы-интерната

на 2014-2015 учебный год

учителя-логопеда

Лаптевой Елены Геннадьевны

     


   Календарно-тематическое планирование представлено в виде планов логопедических занятий с 2 по 7 класс со следующей часовой нагрузкой на учебный год:

2 класс – 132 ч. (4ч. в неделю)

3 класс – 136 ч. (4ч. в неделю)

4 класс – 102ч. (3ч. в неделю)

5а класс – 102ч. (3ч. в неделю)

5б класс – 102ч. (3ч. в неделю)

6 класс – 68ч. (2ч. в неделю)

7 класс - 68ч. (2ч. в неделю)

    Календарно-тематические планы основаны на программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    При составлении планов четко прослеживается связь с программным материалом для овладения навыками звукового анализа и синтеза, уточнения и обогащения активного словаря, развития грамматического строя речи и по следующим предметам:

2 класс – письмо, чтение и развитие речи, развитие устной речи;

3 класс – письмо, чтение и развитие речи, развитие устной речи;

4 класс – письмо, чтение и развитие речи, развитие устной речи;

5а класс – письмо, чтение и развитие речи;

5б класс – письмо, чтение и развитие речи;

6 класс – письмо, чтение и развитие речи;

7 класс – письмо, чтение и развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Годовое перспективное планирование учителя-логопеда ГБОУ СОШ №1176 Кругловой Екатерины Сергеевны

Здесь описываются все мероприятия запланированные для проведения в этом учебном году. В данном плане размещены тематика и основные моменты работы учителя логопеда в школе....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно – тематическое планирование учителя-логопеда

Календарно – тематическое планирование учителя-логопеда разработано с учетом  ФГОС  по АООП с детьми ОВЗ VIII вида для 1 и 2 классов....

перспективное планирование учителя-логопеда

перспективное планирование учителя-логопеда...