внеклассное занятие «Откуда пришли валенки»
методическая разработка по теме

Рекомендация Методического Совета

на внеклассное занятие «Откуда пришли валенки?»

  Автор методической разработки  рассматривает проблему социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальную для специальных (коррекционных) учреждений.

          Разработка методического занятия является частью системы работы педагога по трудовому воспитанию. Содержание занятия помогает сформировать  правильное  представление у учащихся  знаний о народном промысле – катание валенок,  раскрыть практическую значимость промысла.

          Для проведения занятия выбрана современная форма – заочная (интерактивная) экскурсия, которая позволяет заинтересовать детей и поддерживать  мотивацию к изучению родного края.

          Этапы занятия логичны, последовательны, предполагают включение детей в разнообразные виды деятельности:  знакомство с рядом новых слов, работу с текстом, просмотр фильма, беседу по фрагментам фильма, работу в парах, выставку валенок, конкурс на лучший эскиз оформления валенок. Выбранные методы и приемы помогают решать поставленные образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи и способствуют активному взаимодействию детей  с педагогом и друг с другом. В ходе занятия  реализуются  межпредметные связи с  окружающим миром, краеведением, развитием речи, трудовым обучением и др.

         Практическая значимость данного занятия заключается в том, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность расширить свои знания об истории и традициях родного края.

         Данная разработка может быть использована классными руководителями, воспитателями в начальных классах образовательных учреждений всех типов. Материалы методической разработки «Откуда пришли валенки» рекомендованы для участия в конкурсах педагогического мастерства.

                                           

Аннотация

на внеклассное занятие «Откуда пришли валенки?»

         В соответствии  с программой «Духовно-нравственного развития  и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья»  внеклассное занятие «Откуда пришли валенки?» относится к направлению по трудовому воспитанию и позволяет решать вопросы социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ.

         Данное занятие проводилось с учащимися начального звена, в форме заочной экскурсии. Основными задачами данного занятия являются: познакомить детей  с традиционным местным промыслом -  катание валенок; воспитывать ценностное отношение к труду, к истории своего города.

         Занятие предусматривает знакомство с рядом новых слов, работу с текстом, просмотр фильма, беседу по фрагментам фильма, работу в парах, выставку валенок, конкурс на лучший эскиз оформления валенка.

          Данное внеклассное занятие может быть проведено в начальных классах школ всех типов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Города земли Вятской. Кукарка – Советск. К 90-летию переименования. –Киров: ООО «Альфа – Ком», 2008.-168с.,ил.

2.«Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни. Ру»// электронное периодическое издание. Режим доступа: shkolazhizni.ru.

3.Обувь валяная// Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. – М . : Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959. (Электронный ресурс) – Режим доступа:ru. Wikipedia. org. Валенки.



Предварительный просмотр:

                    Методическая разработка внеклассного занятия

                                  «Откуда пришли валенки?»

 Общая дидактическая цель: формировать представление о промыслах родного города.

 Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с историей возникновения промысла катания валенок, с производством валенок,

- расширить знания детей об использовании валенок.

Коррекционно - развивающие:

-развивать познавательный интерес к промыслу,

-развивать мыслительные операции анализа и синтеза,

 -обогатить словарь новыми словами: ПИМОКАТ, ПИМЫ, КАТАЮТ, КОЛОДКА.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к пимокатам, ценить их труд.

 Ход занятия

 Орг. момент

-Здравствуйте дети!

Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Кто готов меня внимательно слушать, правильно отвечать на мои вопросы присаживайтесь.

 Мотивация и целеполагание.

-Я предлагаю вам отгадать загадку, из которой вы узнаете, о чём сегодня будем говорить.

                              Треплют, катают,

                              В морозы таскают.

                              И хоть это не сапожки

                              Никогда не мёрзнут ножки.

Правильно. Молодцы, это валенки.

Мы сегодня, будем говорить о том, откуда пришли валенки. (Вывешиваю тему на доску.) Узнаем, из чего их изготавливают, кто их изготавливает, и как их украшают.

 Актуализация опорных знаний.

-Ребята, что же такое валенки?

В какое время года носят валенки?

Почему их носят зимой? Формулирую вывод: валенки - это тёплая, зимняя обувь. ( Вывешиваю на доску) (читаем хором)

Ребята, каким цветом вы видели валенки?

Почему они бывают чёрного, белого, серого цвета?

Итак (обращаюсь к вывеске на доске и продолжаю её)

Валенки бывают разного цвета (вывешиваю на доску, читаем хором)

Основная часть.

  1. Показ валенок

-Ребята потрогайте валенки и скажите, из чего их изготавливают?

Шерсть, какого животного используют для изготовления валенок?

Молодцы. Выставляю иллюстрацию овцы. Вчера вы рассматривали выставку, из которой вы узнали, что можно сшить и связать из шерсти овцы. Кто может рассказать, что вы увидели на выставке?  (Рассказывают) Вот видите, какие удивительные животные овцы. Из их шерсти не только вяжут носки, шьют тулупы, но ещё катают валенки.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:      

ВАЛЕНКИ - ТЁПЛАЯ, ЗИМНЯЯ ОБУВЬ, РАЗНОГО ЦВЕТА,

КАТАЮТ ИЗ ШЕРСТИ ОВЦЫ.    

  1. Раскрытие понятий «пимы», «пимокат»

 -Первые валенки появились в Сибири. Раньше валенки назывались ПИМЫ (слово вешаю на доску) Давайте прочитаем это слово хором. (Читают хором)

Оказывается, изготовление валенок называется КАТАНИЕМ. (Вывешиваю на доску слово)

А людей, которые катают ПИМЫ называют ПИМОКАТ. (Вывешиваю слово на доску)

Давайте прочитаем это слово хором. (Читают)

  1. Работа в парах

 В книгах очень много написано интересных историй про валенки. Что интересного написано про валенки, мы с вами сейчас узнаем. По очереди прочитайте выдержку и договоритесь, кто прочитает из вас её вслух. Кто будет готов, поднимите руку (читают в парах, затем вслух).

1. Семья, в которой были валенки, считалась самой богатой.

2. Получить валенок в подарок считалось к удаче.

3.В войну солдаты носили валенки в окопах, чтобы им было не холодно.

4.  Царица Екатерина носила валенки под длинным платьем.

5 Пожилые люди вовремя простуды держат ноги в тепле и надевают валенки, чтобы вылечиться.

  В последнее время валенки стали прочно входить в наш обиход. Их носят не только дети, пожилые люди, но и модницы.

 Ребята, про валенки русский народ написал даже стихи. Одно из таких стихотворений прочитает  Артём (слушают стихотворение).

  1. Динамическая пауза

- Про валенки написаны и песни. Сейчас я вам предлагаю сделать разминку под песню «Валенки».

  1. Фильм

 -Профессия пимоката очень трудная, сложная. Сколько терпения и сноровки нужно, чтобы скатать валенки.

Раньше пимокаты жили в каждой деревне. Катали валенки в бане и возили продавать на базар. Но страна наша большая, поэтому всем валенок стало не хватать. Стали строить фабрики, на которых стали катать валенки, а эти фабрики стали называть валеные фабрики.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм, из которого вы узнаете, как появляется из шерсти валенок на валеной фабрике. А вам предлагаю запомнить, что делают с шерстью, чтобы появился валенок (просмотр фильма).

  1. Беседа

 -Что делают с шерстью, чтобы она была мягкой? (расчёсывают)

Это ребята выкройка валенка (показ выкройки) Она называется лекало.

Что затем делают с шерсть, используя лекало? (наматывают на лекало шерсть)

После того как намотали шерсть на лекало, получается шерстяной чулок (шерстяной чулок - вывешиваю на доску)

Чтобы шерстяной чулок скатался, чем его смачивают? (водой)

Этот чулок поливают водой и катают с одной стороны на другую, используя разные приспособления.

Чтобы шерстяной чулок принял форму ноги, на что его надевают? (надевают на деревянную колодку - вывешиваю на доску)

Чтобы валенок на колодке высох, куда его ставят? (колодку с чулком ставят в сушилку - надпись вывешиваю на доску).

Валенок вынули из сушилки, но края у него ещё неровные. Что делают с краями? (обрезают)

ОФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ:

ШЕРСТЯНОЙ ЧУЛОК

НАДЕВАЮТ НА ДЕРЕВЯННУЮ КОЛОДКУ

КОЛОДКУ С ЧУЛКОМ СТАВЯТ В СУШИЛКУ    

Кто может по опорным словам на доске повторить, как катают валенки?

  1. Украшение валенок

 - Ребята, у нас в городе тоже есть валеная фабрика. Построили её 100 лет назад. Это крупное предприятие нашего города. Раньше на ней выпускали 500 пар валенок. Этими валенками можно было обеспечить всех детей и сотрудников нашей школы.

Как вы думаете, что делают с валенками, чтобы они были нарядными, красивыми, чтобы их носили взрослые и дети?

Правильно, их украшают. (Открываю доску, на доске иллюстрации с изображением узоров, рисунков на валенках)

  Посмотрите, как можно украсить валенки? (нарисовать рисунок, пришить аппликацию, украсить мехом) Таким большим производством на фабрике руководит…

Правильно. Он нам прислал сегодня письмо. Сейчас мы его зачитаем.

           Письмо.  

  Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам принять участие в нашем конкурсе.  Предлагаю придумать рисунок на валенке. Лучший украшенный валенок по вашему эскизу будет выпускаться на нашей фабрике и поступит для продажи в магазины нашего города.

 Мы можем принять участие в конкурсе?

  Но это задание мы с вами выполним на следующем занятии. Вам нужно подумать, как можно украсить валенок.

Рефлексия

 - А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы, чтобы узнать, кто был внимательным на занятии и узнал много нового (на листочках раздаю вопросы). Вам нужно выбрать правильный ответ из 2 вариантов, правильный ответ обвести в кружок. Когда вы закончите работу, поднимите сигнальную карточку, которая покажет, что вы закончили работу.

  Сейчас мы проверим работы (читают по одному вопросу, у кого такой же ответ поднимите руку.)

Подведение итогов.

  -Что на занятии вам запомнилось?

  - Что нового вы узнали?

  - Кому было интересно на занятии, похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие « Откуда игры к нам пришли»

Задачи:* Образовательные – познакомить детей с различными видами спорта , историей возникновения видов спорта ,с олимпийской символикой ; закреплять навыки владения мячом с использованием элементов сп...

внеклассное занятие «Откуда пришли валенки»

Рекомендация Методического Советана внеклассное занятие «Откуда пришли валенки?»  Автор методической разработки  рассматривает проблему социально-трудовой адаптации детей с ограниченным...

Видео-занятие "Откуда книга к нам пришла"

Цель: Познакомить учащихся с видами древнего письма, структурой их изготовления, развивать интерес к чтению книг, закреплять навык бережного отношения к книгам....

Урок в музее "Откуда пришла радость"

Урок  проводился в 5 классе по требованиям нового стандарта. После изучения сказок в 5 классе по литературе  проводим краеведческий урок в музее. Изучаем саамскую сказку и привлекаем экспона...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...

Технологическая карта внеклассного занятия "Откуда и как появился пластилин."

Цель:  познакомить с пластилином, его свойствами и историей создания.Задачи: формировать положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности, формировать первоначальный опыт в ...

Буклет "Откуда пришли названия" в рамках курса "Краеведение"

Любое географическое название можно объяснить. Ни один объект не получил свое название случайно....