Урок в музее "Откуда пришла радость"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Антосюк Любовь Михайловна

Урок  проводился в 5 классе по требованиям нового стандарта. После изучения сказок в 5 классе по литературе  проводим краеведческий урок в музее. Изучаем саамскую сказку и привлекаем экспонаты краеведческого музея. Урок проводим вместе с работником музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антосюк Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 10 г.Кандалакша

Мурманской области

Урок в музее

 «Откуда пришла радость», 5 класс

Цели

Образовательные:

1. Знакомство с культурой саамского народа Мурманской области;

2.Обучение умению строить  устное монологическое высказывание;

3.Обучение умению формулировать тезис;

4.Формирование умения аргументировать свою точку зрения, позицию.

Развивающие:

1.Развитие монологической речи учащихся;

2.Развитие творческих способностей учащихся;

3.Развитие разнообразных речевых умений учащихся;

4.Развитие творческого мышления учащихся;

5. Развитие коммуникативной культуры;

6.Развитие рефлексивных способностей.

Воспитательные:

1.Воспитание любви к  литературе, к родному краю;

2.Формирование уважения к людям разных национальностей;

2.Формирование самостоятельности мышления;

3.Создание благоприятных условий для эстетического восприятия материала в музее;

4. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.

Форма взаимодействия

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Алгоритм проведения урока

        Оргмомент – эмоциональный настрой – мотивация, ассоциативный ряд предметов, проблемный вопрос – актуализация знаний, выдвижение гипотезы – разрыв, поиск ответа на вопрос – творческое конструирование знания – афиширование –домашнее задание –

 рефлексия, релаксация.

  1. Оргмомент (готовность к уроку)

Ребята, сегодня мы с вами на уроке в музее.  Рассмотрите выставку в этом зале.

  1. Эмоциональный настрой

Что вы сегодня видите  на выставке?

Да, в этом зале мы присутствуем на выставке, посвящённой жизни и культуре маленького северного народа – саамов. Саа́мы (самоназвание саами) – самобытный народ,  живущий в Норвегии, Швеции, Финляндии и  России.  По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек

  1. Мотивация

Ассоциативный ряд предметов.

Проблемный вопрос

Ребята, а вы знаете, чем памятен день 6 февраля саамскому народу?

6 февраля 1986 года объединились саамы, живущие в 4 странах,  под одним флагом. Флаг саамов был  официально признан национальным      на  13-й саамской конференции в городе Эре в Швеции  13-15 августа 1986 года.  Этой дате и посвящена выставка.

Какие экспонаты особенно привлекли ваше внимание?

(Ответы: очень яркий флаг, яркая одежда, необычные головные уборы, разноцветная обувь, макеты жилищ саамов, натуральные сани-лодки).

Вопрос-размышление:

Ребята, а как вы думаете, почему все вещи такие яркие? (Ответы)

  1. Актуализация знаний

Выдвижение гипотезы

Возможно,  саамы жили в тундре, тоска по лету, солнышку, однообразие тёмной жизни… Север, полярная ночь, однообразие…

К сегодняшнему уроку вы читали саамские сказки. У каждого народа есть свои сказки. А что мы можем узнать о самом народе,  читая его сказки? (Ответы, ребята коротко говорят о сказках, которые прочитали)

Вы правы. Из сказок мы можем узнать, как жили люди, о чём мечтали, во что верили, чему научала сказка. И многие сказки по содержанию печальные. Посмотрите на экспонаты и вспомните содержание сказок.   Что вы можете об этом сказать? (Ответы: какое-то несоответствие: тяжёлая жизнь героев сказок в суровых полярных условиях – и яркие разноцветные вещи)

  1. Поиск ответа на вопрос.

Анализ сказки и рассматривание экспонатов.

Давайте поищем ответ на вопрос в одной интересной саамской сказке.  Поможет нам в этом работник музея Галина Владимировна.

Ребята, в сказаниях, преданиях, сказках, песнях саамов отражены  их верования и представления об окружающем мире. Не зря саамов называют детьми природы. Саамский фольклор наполнен идеями борьбы за существование с врагами-иноземцами, с суровой природой. Саамы очеловечивали всё, с чем соприкасались в жизни, что видели: животных, растения, камни, моря и реки, солнце и луну. Солнце, по их мнению, ездило по небу в санях, в которые впряжены олень и медведь. У Солнца есть мать, сестра, дочь. У Луны тоже есть дочь, только она злая. Существует целый цикл сказок о дочери Солнца, в которых рассказывается о приручении северного оленя женщинами, о борьбе дочери Солнца со злой дочерью Луны. Вот сегодня вы услышите одну из сказок этого цикла.

(проходим за столы, садимся на стулья)

Сравнение, сопоставление услышанного и  рассматривание предметов из музея

Галина Владимировна рассказывает сказку (текст сказки в приложении) и показывает на экспонатах музея те предметы, которые встречаются в сказке:

Фотографии, картины с изображением  оленей, птиц, зверей тундры, рыб и животных морей и озёр.

Вежа, кувакса – макеты жилища саамов.

Дымник – отверстие в веже для дыма от очага.

Оберег – священный саамский предмет, сделанный из рыбьей кожи.

Ягода морошка – фотографии.

Шамшура, перевязка – женские головные уборы.

Юпа, кохт – женская одежда.

Печок – одежда из меха оленя.

Киса – замшевый мешочек.

Каньги, пимы – обувь из оленьей кожи.

Кережа – сани в форме лодки.

Саамские узоры – вышивка на одежде, обуви, на различных предметах из жемчуга, бисера.

  1. Творческое конструирование

Итак, нашли мы ответ на наш вопрос: почему вся одежда, все предметы народа саами такие яркие, разноцветные?

«Весело стало жить саамам, всегда у них в сердце радость. Одеты чисто, красиво. Всё разноцветное, всё сияет на солнце»

« Не стало на земле Акканийди – Ясное пятнышко. А песни остались, остались и пляски, остались узоры. Помнят их люди, передают мать дочке, отец сыну, придумывают сами».

А теперь мы попробуем получить такую радость, какой учила дочь Солнца народ саами. Мальчики попытаются накинуть аркан на рога оленя. А девочки будут выкладывать узоры из бисера. (каждый ученик закидывает аркан, и каждая ученица составляет свой узор их бусинок).

  1. Афиширование

Рассказ-эстафета «Что помог мне понять музейный экспонат»? (Ребята по цепочке говорят)

Тест «Соотнеси предмет и его название»

Галина Владимировна показывает ещё раз экспонаты, а ребята говорят его название:

вежа

 кувакса

дымник

оберег

 морошка

шамшура

 перевязка

юпа

 кохт

печок

киса

каньги

 пимы

кережа

  1. Домашнее задание

Творческое задание для следующего музейного урока:  нарисовать орнаменты, используя геометрические фигуры.

  1. Рефлексия

Цветотехника:

Выбрать из предложенных бусинки определённого цвета в соответствии с настроением:

Красные – радостное, я много узнал.

Синие – хорошее, я доволен занятием.

Зелёные – мне было неинтересно.

 

  1. Завершение урока

Релаксация:  свободное рассматривание экспонатов

 Использованная литература

Сказка  http://sapmitales.blogspot.ru/p/blog-page_16.html

Приложение

Откуда пришла радость

Саамская сказка

Вот как было. 
Летала дочь Солнца Акканийди - Ясное Пятнышко по небу, смотрела с высоты небесной на землю, согревала оленей в тундре, птиц и зверей по лесам и оврагам, рыб в морях и озерах... Все живое она понимала, всем давала радость. Только люди были ей непонятны: то обрадуются ее теплому взгляду, то нахмурятся, спрячутся в вежу. По каким законам живут они? Отчего плачут? Отчего смеются? Почему враждуют друг с другом? 

Пригляделась Акканийди к людям, видит: нет среди них ровни. Одни едят сытно, в собольи шапки рядятся, на охоту не ходят, не пасут оленей. Другие для них зверя промышляют, оленьи стада водят, а сыты не бывают, одеты бедно, ходят голову понурив, прячутся в куваксу. Пожалела этих людей Акканийди, захотелось ей дать им такую радость, которая никогда бы их не покидала. 
Вот настал вечер, кончило Солнце свой путь по небу, свалилось за море спать-отдыхать. Стала просить его Акканийди: 
- Пусти меня, отец, на землю к людям! Встревожилось Солнце, глянуло сердито, говорит: 
- Чего ты там не видала? Мало тебе на небе простора? 
- Скучно мне! - говорит Акканийди. 
- Как так скучно? Играй с тучами в прятки, пляши с солнечными лучами, пой песни с ветром! А люди - им и обидеть недолго. Они такие. Примолкла Акканийди, а потом снова просит: 
- Отпусти, отец, хоть ненадолго! 
Подумало Солнце: "Не отпустишь - улетит без спросу!" 
- Что ж, - говорит. - Ладно, полетишь завтра. А сейчас спи - отдыхай до утра. 
Вот настало утро, проснулась Акканийди, видит: лежит она на оленьей шкуре в человеческой веже. Стоят перед нею старик и старуха, смотрят во все глаза на такое диво. Не было у них детей, жили одни, а тут вдруг девочка-подросток лежит на оленьей шкуре. Личико у нее круглое, румяное, как ягода морошка, смотрит на них теплыми глазами. Откуда только явилась? 
Не говорит Акканийди, откуда явилась, а просит: 
- Возьмите меня в дочки. Пустите пожить в вашей человечьей веже. 
Старуха была знающая, живо смекнула, какое тут диво. Говорит она: 
- Возьмем тебя в дочки. Живи сколько хочешь. 
Стала Акканийди жить, стала осматриваться. А стояла старикова вежа на плавучем острове посреди озера Свято, под кудрявой сосной. И не было на том острове ни души, кроме старика и старухи. Поняла Акканийди, почему отнес ее 
сюда отец Солнце - боялся он за нее. А здесь - хоть и люди есть, однако безлюдно. Только не того Акканийди хотела. Стала просить она старика и старуху: 
- Отведите меня к людям! Говорит ей старуха: 
- По людским законам ты еще маленькая: перевеязки еще не надела. Погоди, придет твое время. 
Помогает Акканийди - Ясное Пятнышко старухе по хозяйству, старику чинить сети, ждет, когда придет ее время.А старуха смастерила перевязку, сшила юпу, сделала девичий наряд. Посмотрела Акканийди на ее работу, и сама где камешек цветной прилепила, где ягодку сухую, где жемчуг. До того стало красиво, никогда еще такой красоты старуха не видала. 
Сплел старик венок из можжевеловых веток, обрядила старуха Ясное Пятнышко в девичий наряд, перевязку ей на голову возложила - стала девушкой Акканийди. Погляделась она в гладкую воду озера Свято, и весело ей стало! 
Запела она песню, закружилась в пляске. Смотрят на нее старик и старуха - никогда они такого не видали, не слыхали: не то птица поет, не то ветер стонет, и кружатся над землею листья. Радостно у них стало на сердце. 
Сказал тогда старик: 
- Пришло, доченька, твое время идти к людям. Пусть же откроются их глаза и уши на то, что несешь ты им, Акканийди! Пусть не оскудеет твое сердце и умягчатся сердца людские! 
А старуха  взяла оберег, сказала Акканийди обережное слово. 
Ночью, когда все спали, потянул свежий ветер, напружил сосновые ветки, и поплыл остров по озеру Свято на Север, к устью великой реки - Реки Отцов. 
Наутро повел старик девушку Акканийди к людям. Взяла с собой Акканийди три маленьких замшевых кисы. Сама она выделала для них замшу, сама сшила и набила сухими ягодами, разноцветными камешками и отборным жемчугом. 
Пришли они в ближнее селенье, подняли полог над дверью вежи, видят: сидят вокруг очага женщины, мужчины и дети, едят китовое мясо. Жир стекает у них по пальцам, а лица и глаза блестят от сытости и довольства. В тот год даровало море тому племени сытость на долгое время - принесли волны морские к устью Реки Отцов ледяную гору, а в ней замерзшего кита. Люди вырубали изо льда китовое мясо, и каждый ел сколько мог, до отвала. 
Вошла Ясное Пятнышко в вежу - вскочили на ноги женщины, мужчины и дети. Такой девушки они никогда не видали. Женщинам захотелось приласкать ее, потереться щекою о щеку, мужчинам крепко прижать ее к сердцу, а детям - поиграть у нее на коленях. Все тянули к ней руки, трогали ее наряд, теребили косы, тащили к себе, отнимали друг у друга. 
Тогда сказала Акканийди обережное слово. И люди, хоть видели, что стоит она на том же месте, не могли ухватить Акканийди - руки их проходили сквозь нее, как сквозь воздух. Испугались женщины, оробели мужчины, заплакали дети. 
Но Акканийди рассмеялась, взяла за руку юную девушку, всем велела взять друг друга за руки и повела за собой на берег Реки Отцов. Там она запела песню и закружилась в пляске. Никогда саамы не видали и не слыхали такого. Но глаза и уши у них раскрылись, и такая радость вошла в сердце, что они запели, вторя Акканийди, и стали кружиться вместе с нею. 
А когда все устали и со смехом повалились на землю, Акканийди незаметно достала из маленьких кис горсточку жемчуга, камешков и ягод и подозвала к себе девушек и молодушек. Она прижала ладошку к земле и спросила: 
- Есть там что? Ей ответили: 
- Чему там быть? Ничего нету! 
- А вот и есть! - подняла Акканийди руку, а там узор - круги, колечко в колечко, месяц и звезды, ножки сорочьи, гусиные лапки - все в жемчугах, все сияет на солнце. 
- Это я сделала, - говорит Ясное Пятнышко. Потом смешала этот узор и велит: - А теперь вы сделайте! 
Стараются девушки, стараются молодушки, раскладывают камешки, ягоды и жемчуг - а все не так красиво. Накроет Акканийди узор ладошкой, потом руку поднимет - и все видят: вот еловая веточка, рог оленя, солнце с лучами, волна морская. Все разноцветное, все сияет на солнце. Стала раздавать Акканийди людям ягоды, камешки и жемчуг - сколько ни раздаст, все кисы ее полны. Стала учить она девушек и женщин разукрашивать узорами юпы, кохты, печки  да каньги. 
Приходят они к ней, показывают свою работу, а она дотронется рукой до узора - и становится он еще краше. Поцелует девушку в нос, потрется щекой о щеку и скажет: 
- Другой раз сама сделай не хуже! 
Надевают девушки разукрашенную одежду и бегут смотреться в лужи - хорошо ли, красиво ль? Стараются друг перед дружкой. И суженым своим и мужьям стали расшивать юпы, печки да пимы, каньги, не велят им носить старую некрасивую одежду. 
А девушка Акканийди ходит по домам и селеньям. Где тростинку срежет, дудочку смастерит и свистит то иволгой, то синицей. Где песенку споет, где сказку расскажет, где спляшет. И повсюду раскрывает свои кисы, дарит людям камешки, ягоды и жемчуг, учит составлять затейливые узоры. 
Весело стало жить саамам, всегда у них в сердце радость. Одеты чисто, красиво. Сети ли чинят, в кереже ли едут, пасут ли оленей - складывают песни, как учила Акканийди, - песню Солнца и Моря, песню Ледяной горы, принесшей кита, песню Счастливой охоты. А настанет вечер, соберутся все на поляне, ведут хоровод и пляшут. Только старейшинам племени, жадным старикам и старухам, не пришлась по душе Акканийди. Не раскрылись глаза их для красоты узоров, не раскрылись уши для сказок и песен, и сердца не смягчились. Смотрели они только на жемчуг и требовали от Акканийди: 
- Дай нам побольше! 
Акканийди давала, а они снова свое тянут: 
- Ма-ло! Еще дай! 
Узнала Ясное Пятнышко, что не для радости, не для доброго дела просят они у нее жемчуг. Меняют его у женщин на пологи, печки и каньги, у мужчин - на оленьи шкуры, беличьи шкурки, арканы, мясо и рыбу. 
Сидят они в своих вежах, жиреют от безделья - все им несут за тот жемчуг. 
Сказала тогда Акканийди старейшинам и их старухам: 
- Больше для вас жемчуга нету! 
Обозлились старики, обозлились старухи, недобрым взглядом смотрят на Акканийди. Стали кричать: 
- Что за песни, пляски да узоры! Никогда саами такого не знали! Когда же на охоту ходить, когда рыбачить, коли будут все наряжаться да смотреться в лужи? Убить надо Акканийди! 
Но не могут они убить Акканийди, знает она обережное слово. Тогда пошли старейшины на болото, понесли телочку оленью, стали выкликать злую болотную старуху Оадзь из трясины, просить у нее подмоги. 
- Возьми, - говорят, - болотная старуха, приношенье, а нам за это скажи, как извести Акканийди. 
Болотной старухе Оадзи давно стоит Акканийди поперек горла. Не стали саами слушать ее ночные лягушечьи песни, сами теперь поют да слушают песни Акканийди - на болото их не затащишь. Говорит Оадзь старейшинам: 
- Вот возьмите замшелый камень, заманите Акканийди - Ясное Пятнышко в вежу да закройте дымник. Бросьте в нее тот камень, потеряет тогда силу ее обережное слово. 
Схватили старейшины камень, побежали в селенье, а там Акканийди сидит в веже, показывает молодайкам, как пуговку из раковины сделать. В злобе своей забыли старики прикрыть дымник, вбежали в вежу, кинули в Акканийди камень. 
Стала она вдруг едва видной, вздохнула, песню запела и с дымом очага улетела в небо. 
Не стало на земле Акканийди. А песни остались, остались и пляски, остались узоры. Помнят их люди, передают мать дочке, отец сыну, придумывают сами. И раскрываются у них глаза и уши, умягчаются сердца, приходит к ним радость. Смотрит на них Ясное Пятнышко с высокого неба и радуется вместе с ними. Говорит она отцу своему Солнцу: 
- Видишь, отец, это я сделала. Я - Акканийди! 
Все, что сказано здесь, верно, как путь Солнца по небу, как бег времени, как смена зимы и лета, дня и ночи. Еще в стародавние времена сложена про это песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На урок русского языка-с радостью

«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций....

Разработка урока " Великий дар творчества: радость и красота созидания"

Разработка урока " Великий дар творчества: радость и красота созидания" 8 класс...

Буклет для родителей "Лето пришло-радость принесло"

Буклет для родителей "Лето пришло-радость принесло"...

Квест-игра «Лето пришло - радость принесло»

Квест-игра «Лето пришло - радость принесло»...

Технологическая карта урока "Как христианство пришло на Русь"

Материал урока знакомит с такими понятиями как мудрость, крещение, исповедь, вера в единого Бога, Святая Русь, Церковь, раскрывает их значение и роль в жизни людей — в формировании личности чело...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...

Сценарий весеннего праздника «Весна пришла - радость принесла»

Сценарийвесеннего праздника «Весна пришла - радость принесла»в старшей группе Действующие лица:КикимораКощейВесна Атрибуты:Ручейки плоскостныеЛарецЛучикЗагадки на плоскостных цве...