Коррекционные игры для детей с выраженным недоразвитием интеллекта
материал на тему

Восприятие, внимание, память в дошкольном возрасте характеризуется нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания)

Восприятие, внимание, память в дошкольном возрасте характеризуется нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер ещё большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификация, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

Игры на развитие мышления и речи

  1. Помоги художнику

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Материал: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент ( ручка у чайника, ножка у стула и т. д.).

Ход игры

Ребенку показывают рисунок, на котором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Задания могут быть различные: простой рисунок, на котором нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Можно предложить картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.

  1. Собери цветок

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Ход игры

Каждому ребенку выдается круглая карточка – серединка будущего цветка (одному – платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д.).

Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию ( одежда, животные, насекомые и т. д.).

3. На что похоже?

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Ход игры

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг – пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

прямоугольник – чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник – крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, ёлка, пирамидка;

овал – огурец, яйцо, рыба, слива.

                                           

  1. Противоположности

Цель: развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Ход игры

Педагог называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т. п.

  1. Исключение лишнего

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая.

Ход игры

Ведущий выбирает любые три слова, например « собака», « помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные  предметы, а одно слово, « лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не прибегая вариантами, которые сразу же напрашиваются ( исключить « собаку», а « помидор» и « солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Комментарии: Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным « правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Игры на развитие памяти

  1. Коробки

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Материал: небольшие коробки, игрушки, платок или покрывало.

Ход игры

В составленные попарно небольшие коробки ( их количество со временем увеличивают) на глазах у ребенка прячут игрушку, потом закрывают коробочки платком или покрывалом, а после минутной паузы предлагают ребенку угадать, в какой же коробочке игрушка.

  1. Нарисуй фигуру

Цель: развитие памяти.

Форма проведения: групповая.

Материал: бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

Ход игры

Детям показать 5-6 геометрических фигур, потом попросить нарисовать на бумаге те, которые они запомнили.

Более сложный вариант – попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

  1. Узнай предмет

Цель: развитие тактильной памяти.

Форма проведения: групповая.

Материал: 3-10 небольших предметов, повязка на глаза.

Ход игры

Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. Ребенок должен догадаться, что это за предмет. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все предметы, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Победит тот, кто сделает меньше ошибок в узнавании и запоминании предметов.

Комментарии: для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.

  1. Повтори за мной

Цель: развитие моторно-слуховой памяти

Форма проведения: групповая.

Ход игры

Дети стоят возле стола педагога. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом педагог. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

  1. Запомни движение

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Форма проведения: групповая.

Ход игры

Дети повторяют движения рук и ног за педагогом. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковойисточник: сетьВ пособии представлен подход авторского коллектива к решению проблемы отбо...

Обучение и воспитание детей с выраженным недоразвитием интеллекта

Материал может использоваться в качестве выступления на пед.совете, на заседании МО....

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

"Формирование пространственных представлений у учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта"

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта...

Рабочая программа по вязанию в 6, 8 классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта

Рабочая программа по вязанию в  6, 8 классах  для детей с выраженными нарушениями интеллекта...

Тесты для поведения ГИА по вязанию в 9 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта.

Тесты для поведения ГИА по вязанию в 9 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта....