Коррекционная программа школы
рабочая программа на тему

Программа коррекционной работы школы включена в Образовательную систему школы-интерната, разработана в соответствии с требованиями Закона "об образовании", ФГОС основного общего образования, а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционная программа63.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская казенная специальная (коррекционная)

школа – интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».                                                       

Принято на заседании

педагогического совета школы

 № 1 от

 

 Утверждено

 Приказ №          от

 Директор Каракулинской

 специальной (коррекционной)

 школы-интерната

 ---------------- Н.И. Аникаева

 

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

                                                                                                Составители:  

                                                                                            зам. по ВР

                                                                                                       Н.П. Банникова,

                                                                                                                        педагог-психолог  

                                                                                                          Н.А. Меньшикова

Каракулино, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционной работы школы  включена в Образовательную систему школы-интерната, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Одной из важнейших задач образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени среднего общего образования являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29декабря 2012 г.;

- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (Письмо от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ);

- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008г.);

- Устав образовательного учреждения.

Целевая направленность программы заключается в разработке и обосновании основных положений, направленных на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основу данной программы составляют  принципиальные положения:

  • во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
  • во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки детей, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: является   создание   системы   комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения  обучающихся с умственной  отсталостью, позволяющее  учитывать  их  особые  образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. 

Корректировка некоторых недостатков психического и физического развития осуществляется также в рамках Программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и Программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Задачи программы: 

1. Выявление   особых   образовательных   потребностей   обучающихся   с   умственной

отсталостью,   обусловленных   структурой   и   глубиной   имеющихся   у   них   нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

2. Осуществление  индивидуально  ориентированной  психолого-медико-педагогической

помощи   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья   с   учетом   особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3. Разработка     и     реализация     индивидуальных     учебных     планов,     организация

индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

4. Реализация   системы   мероприятий   по   социальной   адаптации   обучающихся   с

умственной отсталостью;

5. Оказание   родителям   (законным   представителям)    обучающихся   с    умственной

отсталостью   консультативной   и   методической   помощи   по   медицинским,   социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на обеспечение освоения  обучающимися с ОВЗ образовательной программы, включают:

  • усиление практической направленности изучаемого материала;
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
  • опору на жизненный опыт ребёнка;
  • опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Принципы коррекционной работы:

Принцип    приоритетности    интересов    обучающегося    определяет    отношение

работников  организации,  которые  призваны  оказывать  каждому  обучающемуся  помощь  в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип   системности   -   обеспечивает   единство   всех   элементов   коррекционно-

воспитательной  работы:  цели  и  задач,  направлений  осуществления  и  содержания,  форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.  

Принцип  непрерывности  обеспечивает  проведение  коррекционной  работы  на  всем

протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип      вариативности      предполагает      создание      вариативных      программ

коррекционной  работы  с  детьми  с  учетом  их  особых  образовательных  потребностей  и возможностей психофизического развития.  

 Принцип       единства       психолого-педагогических       и       медицинских       средств,

обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока   в   деятельности   по   комплексному   решению   задач   коррекционно-воспитательной работы.

Принцип   сотрудничества   с   семьей   основан   на   признании   семьи   как   важного

участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной

отсталостью

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится:

― в    рамках    образовательного    процесса    через    содержание    и    организацию

образовательного  процесса  (индивидуальный  и  дифференцированный  подход,  сниженный темп  обучения,  структурная  простота  содержания,  повторность  в  обучении,  активность  и сознательность в обучении);

― в   рамках    внеурочной    деятельности    в   форме    специально    организованных

индивидуальных   и   групповых   занятий   (коррекционно-развивающие   и   логопедические занятия, занятия ритмикой);

― в    рамках    психологического    и    социально-педагогического    сопровождения

обучающихся.

Направления коррекционной работы

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития

и  здоровья  обучающихся  с  умственной  отсталостью  с  целью  создания  благоприятных

условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.  

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1)  психолого-педагогического  и  медицинского  обследования  с  целью  выявления  их

особых образовательных потребностей:

― развития    познавательной    сферы,    специфических    трудностей    в    овладении

содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение  социальной  ситуации  развития  и  условий  семейного  воспитания

ученика;

2)   мониторинга   динамики   развития   обучающихся,   их   успешности   в   освоении

адаптированной основной образовательной программы общего образования;

  3)  анализа  результатов  обследования  с  целью  проектирования  и  корректировки

коррекционных мероприятий.

В  процессе  диагностической  работы  используются  следующие  формы  и  методы

работы:

― сбор   сведений   о   ребенке   у   педагогов,   родителей   (беседы,   анкетирование,

интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,  

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление  документации  (психолого-педагогические  дневники  наблюдения  за

учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая   работа   обеспечивает   организацию   мероприятий,

способствующих  личностному  развитию  учащихся,  коррекции  недостатков  в  психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление    индивидуальной    программы    психологического    сопровождения

учащегося (совместно с педагогами),

― формирование   в   классе   психологического   климата   комфортного   для   всех

обучающихся,

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных

интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

― разработку  оптимальных  для  развития  обучающихся  с  умственной  отсталостью

групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

― организацию  и  проведение  специалистами  индивидуальных  и  групповых  занятий

по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

― развитие  эмоционально-волевой  и  личностной  сферы  ученика  и  коррекцию  его

поведения,

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.

В  процессе  коррекционно-развивающей  работы  используются  следующие  формы  и

методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

 ― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики,  

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная       работа       обеспечивает       непрерывность       специального

сопровождения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  их  семей  по  вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

― психолого-педагогическое  консультирование  педагогов  по  решению  проблем  в

развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

― консультативную   помощь   семье   в   вопросах   решения   конкретных   вопросов

воспитания и оказания возможной помощи ребѐнку в освоении образовательной программы.

В  процессе  консультативной  работы  используются  следующие  формы  и  методы

работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое   консультирование   основывается   на   принципах   анонимности,

доброжелательного  и  безоценочного  отношения  к  консультируемому,  ориентации  на  его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская  работа       предполагает       осуществление

разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью,  взаимодействия  с  педагогами  и  сверстниками,  их  родителями  (законными представителями),  и др.

Информационно-просветительская работа включает:  

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению

индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  

компетентности,

― психологическое    просвещение    родителей    с    целью    формирования    у    них

элементарной психолого-психологической компетентности.

 5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие со-

циального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

― разработку  и  реализацию  программы  социально-педагогического  сопровождения

учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

― взаимодействие  с  социальными  партнерами  и  общественными  организациями  в

интересах учащегося и его семьи.

В  процессе  информационно-просветительской  и  социально-педагогической  работы

используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,  

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Содержание психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание обследования

Ответственный

Сроки

Примечание (используемые диагностики)

Медицинское обследование

Перед поступлением в школу, ежегодная диспансеризация

Врач-психиатр, родители, мед.работники.

По мере поступления, в течение года.

Предоставление результатов обследования, характеристик для заседания ПМПк.

Обследование психолога

При поступлении в школу-интернат

Педагог-психолог

Обследование логопеда

При поступлении в школу-интернат

Логопед

Обследование социальной среды

При поступлении в школу-интернат

Социальный педагог

Педагогическое обследование (классный руководитель)

При поступлении в школу-интернат

Классный руководитель

 

Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Урочные мероприятия

Внеурочные мероприятия

Внешкольные мероприятия

Задачи мероприятий

• Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

• Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Содержание коррекционных мероприятий

• Совершенствование движений и сенсомоторного развития

• Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

• Развитие различных видов мышления

• Развитие основных мыслительных

операций

• Совершенствование движений и сенсомоторного развития

• Расширение представлений об окружающем мире и

обогащение словаря

• Развитие различных видов мышления, памяти, внимания

• Развитие речи,

овладение техникой речи

• Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

• Коррекция отдельных сторон психической деятельности

• Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

• Развитие различных видов мышления

• Развитие речи,

овладение техникой речи

Формы работы

• Игровые ситуации, упражнения,

задачи, коррекционные приёмы и методы обучения

• Элементы изотворчества, танцевального творчества,

сказкотерапии

• Психогимнастика

• Элементы куклотерапии

• Валеопаузы, мину-

ты отдыха

• Индивидуальная

работа

• Использование

специальных про-

грамм и учебников

• Контроль межличностных взаимоотношений

• Дополнительные

задания и помощь

учителя

• Внеклассные занятия

• Кружки и спортивные секции

• Индивидуально

ориентированные

занятия

• классные часы (часы общения)

• Культурно-массовые мероприятия

• Родительские гостиные

• Творческие лаборатории (кружки по предметам)

• Индивидуальная

работа

• Школьные праздники

• Экскурсии

• Речевые и ролевые

игры

• Литературные вечера

• Уроки доброты

• Субботники

Анкетирование

Беседы

 Тестирование

Наблюдение

•Дискуссии

•Тренинги

•Психологические часы

•индивидуальные и групповые занятия

•Рисуночная арт-терапия, сказко-терапия, игротерапия, музыка-терапия

•Психогимнастика

•Моделирование образцов поведения

•Игровые ситуации, упражнения, этюды

• Коррекционные

занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности, по формированию социально-коммуникативных навыков общения, по коррекции речевого

развития, познавательных процессов, по развитию мелкой моторики, по социально-бытовому обучению,

по физическому

развитию и укреплению здоровья.

• Консультации специалистов

• ЛФК, лечебный массаж, закаливание

• Посещение учреждений дополнительного образования (творческие кружки, спортивные секции)

• Занятия в центрах диагностики, реабилитации и коррекции

• Семейные праздники, традиции

• Поездки, путешествия, походы, экскурсии

• Общение с родственниками

• Общение с друзьями

• Прогулки

Диагностическая направленность

Наблюдение учителей предметников и педагогическая характеристика классного руководителя, оценка зоны ближайшего развития ребёнка(мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей.
Изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития).

Медицинское обследование, заключение психолого-медико - педагической комиссии (ПМПк)

Коррекционно-развивающая направленность

Использование учителем элементов

коррекционных технологий. Выбор и проведение оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ /методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Реализация  комплексного индивидуально- ориентированного, социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с учетом особенностей психофизического развития.

Выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ /методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для определения нарушений развития и трудностей обучения.
Коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер.

Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной

деятельности на эмоциональную и двигательную, семейная (по возможности) игротерапия, сказкотерапия,изотворчество, танцевальное творчество, психогимнастика, занятия ЛФК,массаж,общее развитие ребёнка, его кругозора, речи, эмоций и т.д. Посещение учреждений культуры и искусства, выезды на природу, путешествия, чтение

книг, общение с разными (по возрасту и т.д.) людьми, посещение спортивных

секций, кружков и т.п.

Социально-педагогическая работа

 

 Коррекционная работа, направленная на их социальную интеграцию в общество.

 Взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями.

Информационно-просветительская работа

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, тренинги, семинары, анкетирование. Разработка методических материалов, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса .

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся.

Консультативная работа

Оказание конкретной помощи в решении проблем, связанных с особенностями личности ребенка, взаимоотношениями в коллективе.

Оказание конкретной помощи в решении проблем, связанных с особенностями личности ребенка, взаимоотношениями в коллективе.

Оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении.

Консультации специалистов.

Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия

Классный руководитель,

учителя-предметники

Педагоги (классный руководитель,основные воспитатели, учитель музыки, учитель физиСпециалисты (психолог, логопед, социальный педагог и др.)

ческой культуры, учитель труда и т.д.)

Школьные работники

Медицинский работник

Родители, семья, классные руководитель, воспитатель.

Специалисты (психолог, логопед, социальный педагог и др.)

Медицинские работники

Педагоги дополнительного образования.

 

Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Особенность ребёнка (диагноз)

Характерные особенности развития детей

Рекомендуемые условия обучения и воспитания

1.

Дети с лёгкой степенью

умственной

отсталости, в

том числе с

проявления-

ми аутизма

Характерно недоразвитие

1) познавательных интересов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»;

2) недоразвитие (часто

глубокое) всех сторон

психической деятельности;

3) моторики;

4) уровня мотивированности и потребностей;

5) всех компонентов устной речи, касающихся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон; возможны все виды речевых нарушений;

6) мыслительных процессов, мышления – медленно формируются обобщающие понятия; не формируется словесно-логическое и абстрактное мышление; медленно развивается словарный и грамматический строй речи;

7) всех видов продуктивной деятельности;

8) эмоционально-волевой сферы;

9) восприятии, памяти, внимания

1. Развитие всех психических

функций и познавательной

деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование правильного

поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам

труда.

4. Бытовая ориентировка и

социальная адаптация как итог

всей работы.

5. Комплексный характер коррекционных мероприятий

(совместная работа психиатра,

если это необходимо,психолога, классного руководителя, воспитателей и родителей).

6. Поддержание спокойной

рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены

эмоций, тревоги и дискомфорта)

7. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения.

8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого ребёнка).

9. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.

10. Развитие сохранных сторон

психики и преобладающих

интересов, целенаправленной

деятельности.

11. Применение различных

методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки).

2.

Дети с умеренно-выраженной степенью

умственной

отсталости

 1. Стойкое нарушение двигательной сферы, познавательных процессов, речи.

2. Замедленный и неравномерный темп развития.

3. Не выражен или совсем отсутствует «комплекс оживления».

4. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал.

5. Внимание крайне неустойчиво.

6. Процесс запоминания является крайне механическим.

7. Зрительно-моторная координация грубо нарушена.

8. Не могут установить причинно-следственные связи.

9.Им трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное.

10. Не могут перенести уже знакомое, известное действие в новые условия.

1. Формирование интереса к окружающему миру.

2. Формирование игры.

3. Формирование навыков гигиены и самообслуживания.

4. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.

5. Формировать потребность в контактах.

6. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

 7.Комплексный характер коррекционных мероприятий

(совместная работа психиатра, психолога, логопеда, воспитателя, учителя).

 8. Развитие сохранных сторон

психики и преобладающих

интересов, целенаправленной

деятельности.

9. Применение различных

методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки). 

3.

Дети с отклонениями в психической

сфере (состоящие на учёте у психоневролога, психиатра, и др.)

1) повышенная раздражительность;

2) двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью;

3) проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях;

4) социальная дезадаптация

Проявления невропатии

у детей:

1) повышенная нервная

чувствительность в виде

склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

2) нервная ослабленность

в виде общей не выносливости, быстрой утомляемости при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;

3) нарушение сна, уменьшенная потребность в дневном сне;

4) вегетососудистая дистония (головные боли, ложный круп, бронхиальная астма, повышенная потливость, озноб,

сердцебиение);

5) соматическаяослабленность (ОРЗ, тонзиллиты, бронхиты и т.п.)

6) диатезы;

7) психомоторные, конституционально обусловленные нарушения (энурез, тики, заикания и др.)

1. Продолжительность коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут.

2. В группу можно объединять

по 3–4 ученика с одинаковыми

пробелами в развитии и усвоении школьной программы или со сходными затруднениями в учебной деятельности.

3. Учёт возможностей ребёнка

при организации коррекционных занятий: задание должно

лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

4. Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

5. Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может получить хорошую оценку на уроке.

6. Использование системы

условной качественно-количественной оценки достижений ребёнка.

4.

Дети с нарушениями речи

1) речевое развитие не

соответствует возрасту

говорящего;

2) речевые ошибки не

являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3) нарушения речи связаны с отклонениями в

функционировании психофизиологических механизмов речи;

4) нарушения речи носят

устойчивый характер,

самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

5) речевое развитие требует определённого логопедичского воздействия;

6) нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка

1. Обязательная работа с логопедом.

2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.

3. Соблюдение своевременной

смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).

4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

5. Сотрудничество с родителя-

ми ребёнка, воспитателями (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).

6. Корректировка и закрепление навыков грамматически

правильной речи (упражнения

на составление словосочетаний, предложений, коротких

текстов).

7. Формирование адекватного

отношения ребёнка к речевому

нарушению.

8. Стимулирование активности

ребёнка в исправлении речевых ошибок

5.

Дети с нарушением слуха (слабослышащие дети)

1) нарушение звукопроизношения (или отсутствие речи);

2) ребёнок не может самостоятельно учиться говорить;

3) ребёнок старается уйти

от речевых контактов или «не понимает» обращённую к нему речь;

4) ребёнок воспринимает

слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за движениями губ говорящего и «считывает» его речь);

5) возможны отклонения

в психической сфере: осознание, что ты не такой как все и как следствие – нарушение поведения, общения, психического развития;

6) пассивный и активный

словарный запас по объёму совпадает (ребёнок хорошо понимает лишь то, о чём он может сказать);

7) характерны нарушения звуко-буквенного состава слов;

8) трудности в освоении учебной программы;

9) ребёнок нуждается в

дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата

1. Стимулирование к общению

и содержательной коммуникации с окружающим миром.

2. Правильная позиция педагога: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; стараться контролировать понимание ребёнком заданий и инструкций до их выполнения;

3. Правильная позиция ученика (поставить ребёнка с нарушенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (справа от него).

4. Помощь ребёнку в освоении

в коллективе слышащих детей

(постараться подружить его со

сверстниками).

5. Избегание гиперопеки: не

помогать там, где ребёнок

может и должен справиться сам.

6. Развитие слухового внимания: требовать от ребёнка с нарушенным слухом, чтобы он

всегда смотрел на говорящего,

умел быстро отыскать говорящего, для этого его необходимо контролировать, например:

«Повтори, что я сказала»,

«Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуй-

ста» и т.п.

7. Активное включение ребёнка с нарушенным слухом в

работу класса (группы), не

задерживая при этом темп

ведения урока (занятия).

8. Требование от ребёнка повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы.

9. Включение слабослышащего

ребёнка в учебную деятельность непосредственно на уроке, специально организовывая эту деятельность (в течение

первых лет обучения учитель

должен менять или дополнять

инструкции к упражнениям из

учебника, учитывая возможности ученика).

10. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).

11. Учёт конкретных ошибок,

допускаемых ребёнком при

письме, использование соответствующих заданий с применением словаря (письменная «зарядка»).

12. Поддержка при написании

изложений, диктантов, при

составлении пересказов и других видах работы.

13. Расширение словарного

запаса слабослышащего ребёнка; пояснение слов и словосочетаний, несущих дополнительную, например математическую нагрузку (поровну, дали по..., раздали каждому, больше на..., меньше на... и др.).

14. Обязательное сотрудничество с сурдопедагогом (логопедом) и родителями ребёнка.

6.

Дети с нарушениями

зрения (слабовидящие

дети)

1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства;

2) развитие психики имеет свои специфические особенности;

3) процесс формирования

движений задержан;

4) затруднена оценка

пространственных признаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому возникают

трудности ориентировки

в пространстве);

5) тенденция к повышенному развитию памяти (проявляется субъективно и объективно);

6) своеобразие внимания

(слуховое концентрированное внимание);

7) обострённое осязание – следствие иного, чем у зрячих использования руки (палец никогда не научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой);

8) особенности эмоционально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабости, противоречивость

эмоций, неадекватность воли;

9) индивидуальные особенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражения зрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда ограничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности;

10) особенности общения: многие дети не умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника;

11) низкий темп чтения

и письма;

12) быстрый счёт, знание

больших по объёму стихов, умение петь, находчивы в викторинах;

1. Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей

функционирования зрительной системы ученика).

2. Наличие технических

средств, обеспечивающих процесс обучения и воспитания (очки).

3. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание и

слух – за любой партой).

4. Охрана и гигиена зрения

(повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, ограничение времени зрительной работы

(непрерывная зрительная

нагрузка не должна превышать 15–20 мин. у слабовидящих учеников; расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.

5. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом.

6. Создание благоприятного

психологического климата в

коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только ребёнка с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля.

7. Взаимодействие учителя с

тифлопедагогом, психологом,

офтальмологом и родителями

7.

Дети с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми расстройства-

ми, с ошибка-

ми воспитания (дети с девиантным

и деликвентным поведением, социально запущенные,

из социально-

неблагополучных семей)

1) наличие отклоняющегося от нормы поведения;

2) имеющиеся нарушения поведения трудно

исправляются и корригируются;

3) частая смена состояния, эмоций;

4) слабое развитие силы

воли;

5) дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников

1. Осуществление ежедневного, постоянного контроля как

родителей, так и педагогов,

направленного на формирование у детей самостоятельности,

дисциплинированности.

2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться его доверия).

3. Взаимосотрудничество учителя, воспитателя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить ребёнка на

второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное).

4. Укрепление физического и

психического здоровья ребёнка.

5. Развитие общего кругозора

ребёнка (посещать театры,

цирк, выставки, концерты,

путешествовать, выезжать на

природу).

6. Своевременное определение

характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей помощи.

7. Чёткое соблюдение режима

дня (правильное чередование

периодов труда и отдыха).

8. Ритмичный повтор определённых действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.

9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду

отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно.

  

Прогнозируемые результаты

Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько  успешное освоение ими программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

  • оптимальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реальной жизненной ситуации;
  • уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 

Жизненно значимые компетенции

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о

собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом

жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по

вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий

для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и необходимо.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Представления об устройстве школьной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.

Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.

Стремление порадовать близких.

Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих

возрасту системы ценностей и социальных ролей

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение круга освоенных социальных контактов

 

Мониторинг динамики развития обучающихся осуществляют педагоги( классный руководитель, воспитатель), специалисты. Классные руководители 1-4 кл., отражают динамику развития в психолого-педагогических картах, а также в электронных дневниках наблюдения. Воспитатели и классные руководители (5-9 кл.) отражают показатели развития детей в электронных дневниках наблюдения. Психолог по результатам диагностики и наблюдений педагогов заполняет психолого-педагогические карты  и ведёт мониторинг динамики развития каждого класса. Логопед  отражает динамику развития в речевых картах. Социальный педагог мониторинг детей группы риска, детей, состоящих на разных видах учета; малообеспеченных, неблагополучных, многодетных семей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Календарно - тематическое планирование уроков физической культуры в 8 классе по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида

Представлено подробное календарно - тематическое планирование уроков физической культуры в 8 классе по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида (2 часа в неделю)...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...