Особенности умственно отсталых детей.
консультация на тему

Пoпова Татьяна Анатольевна

Данный материал будет интересен как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob-ti_uo_detey.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности умственно отсталых детей.

     Аномальные дети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования личности. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была достаточно зрелой эмоционально волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Из-за умственной отсталости эмоции детей крайне не зрелы, это чаще всего становится причиной их неправильного поведения.

     Индивидуальный подход к умственно отсталым детям предусматривает определение причин, вызвавших отклонения в поведении и неподчинении ученика. В соответствии с выявленными причинами разрабатываются определённые меры педагогического воздействия.

     Причины недисциплинированности могу быть самыми различными: утомляемость, рассеянность, неорганизованность, наличие аффекта, отрицательные эмоции, возникших в результате положения ученика в коллективе. Поводом для возникновения переживаний является неадекватное восприятие учеником отношения к себе воспитателя или товарищей, неправильное домашнее воспитание.

    Эффективность педагогического воздействия зависит от того, как те или иные приёмы преломляются во внутреннем мире ребёнка, т. е. как они воспринимаются его нервной системой, соответствуют его наклонностям и интересам. Поэтому в целях обеспечения систематического воспитательного влияния на личность ученика необходимо выявлять его наклонности и интересы.

    Взаимоотношения между воспитателем и воспитанником должны строиться на осн6ове взаимопонимания и доверия. Именно такие отношения содействуют эффективному использованию индивидуального подхода. Во внеурочное время дети больше раскрываются, рассказывают г себе, испытывают потребность поделиться своими впечатлениями.

Знание особенностей каждого ученика – это первое и основное условие реализации индивидуального подхода, которое позволяет педагогу подобрать меры воспитательного воздействия по отношению к самому, казалось бы, безнадёжному ученику. В группе выделяется, например, ребёнок-негативист; он замкнут, упрям, злобен. Воспитатель сначала сознательно не говорит о недостатках такого ученика, а отмечает перед группой главным образом его успехи, даже небольшие усилия, хвалит за прилежание. Иногда педагоги ставит отвергнутого в коллективе ученика в выгодное положение, даёт ему поручение, которое он наверняка сможет выполнить. У ребёнка появляется уверенности в своих силах, он начинает активно участвовать в работе класса-группы. Постепенно требования к таким детям повышают, т. е. применяется иной подход. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка в одном случае нужно сделать замечание наедине, в другом- за тот же проступок – перед всем классом, а в третьем достаточно взглянуть с укоризной.

    Трудности воспитательной работы с умственно отсталыми детьми заключается в том, что в каждом отдельном случае приходится искать особые приёмы, избегая частых повторений. Прежде чем принять меры воздействия, необходимо определить психическое состояние ребёнка. Например, при аффективном состоянии лучше применить косвенные воздействия. В этом случае благоприятно влияет спокойное обращение. Чем глубже умственная отсталость у ребёнка, тем больше он нуждается в ласковом, мягком обращении. Учащиеся с психопатоподобным поведением подчиняются педагогу, разговаривающему с ними твёрдым, требовательным, но спокойным тоном.

    Если ребёнок крайне возбудим, то наказание за совершённый проступок можно отложить на некоторое время, чтобы дать ему возможность осознать свой проступок. Ребёнка, отличающегося заторможенностью, замедленной реакцией, следует наказать сразу после совершения проступка. Это усилит воспитательное воздействие наказания.

    Среди умственно отсталых воспитанников мы встречаем детей безучастных, вялых, замкнутых и медлительных, чрезвычайно подвижных и упрямых, навязчивых, озлобленных, возбудимых. Этим детям требуются щадящие условия, особое внимание со стороны врача, педагога и воспитателя.

     Никакая болезнь не может служить оправданием незнания элементарных правил поведения общения. Вам необходимо учить ребёнка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуации, в которых один умственно отсталый ребёнок боится незнакомых, другой бывает слишком фамильярен; в контактах со взрослыми он не учитывает возрастную дистанцию.

Воспитание адекватного правильного поведения, культуры общения достигается прежде всего личным примером.

То как вы разговариваете с другими, ваша манера вести себя в интернате, в различных общественных местах, ваш внешний вид становятся предметом подражания. Дети копируют ваши поступки, поэтому будьте требовательны к себе, не допускайте неуважительного отношения к ребёнку и взрослым, не пользуйтесь окриками, бранными словами, будьте последовательны в своих действиях. Не только не избегайте, но и не создавайте для ребёнка ситуации, в которых ему придётся самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения.

    В наших силах, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребёнка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки.

    Старайтесь вносить в свою жизнь, и в жизнь ребёнка побольше положительных эмоций, чаще фиксируйте его внимание на добрых делах на занятиях, приносящих радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Умственно отсталые дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, это является следствием низкого уровня сформированности временных представлений и понятий. Дети не знают дней недели, почти не влад...

Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.Развитие ребёнка в процессе игровой деятельности.....

Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей различных клинических групп

Доклад на педсовете Синьковой О.А.  Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей различных клинических групп. Дети с синдромом Дауна....

Специфические особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю рук...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...