Открытый урок по математике для учащихся с ОВЗ 6 класса, обучающихся по программе 8 вида
план-конспект урока (6 класс) на тему

Подробный конспект открытого урока по теме "Периметр треугольника"  для учащихся с ДЦП 6 класса, обучающихся по программе 8 вида, проведенный на городском семинаре в ГБСКОУ №584  "Озерки" .  Учитель: Сулаева Е. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_uch_zanyatiya_po_mat_6g.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  «Введение учащихся с ДЦП в современный образовательный процесс»

5 урок

ФИО учителя

Сулаева Елена Александровна

Предмет

Математика

Класс

         Тема

Периметр треугольника

Цель:

закрепление умений решать задачи на вычисление периметра.

Задачи:

образовательная: отрабатывать умение вычислять периметр треугольника;                                  

развивающая: продолжать развивать умение формировать монологическое высказывание, используя математический язык;

воспитательная: - воспитывать графическую культуру школьника;

коррекционная направленность:

- продуктивная обработка информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;  дозированная, поэтапная помощь педагога);

-   мотивация к обучению (постановка  конкретных задач; познавательные задания; проблемные вопросы; словесная пояснительная оценка  деятельности учащихся на уроке)

Этапы урока

Ход урока

Информационные средства

Организация учебного пространства

Педагогические технологии

I

Организационный момент (проверка класса, внешнего вида учащихся, мотивация темы).

Объявление даты и темы урока

Доска,

компьютер,

физическая карта по географии,

дидактический материал (индивид. карточки, трафареты, раздаточный материал)

Личностно-ориентированная

I I

Актуализация и коррекция  опорных знаний.

Проверка домашнего задания совместно с учениками

Игра «мешочек»,  построение треугольников по трафаретам

Технология      уровневой дифференциации Технология активной сенсорной среды

I I I

Динамическая пауза (гимнстика для глаз)

Здоровьесберегающая

(физкульт.-оздоровительная)

I V

Самостоятельная работа учащихся  под руководством  учителя.

Конструирование треугольника из палочек, бумаги, решение задач

Раздаточный материал, созданный в приложении Microsoft Office Word

Технология      уровневой дифференциации 

организация учебной деятельности с учетом коррекционно-педагогических требований;

V 

Динамическая пауза (двигательная гимнстика)

Здоровьесберегающая

(физкульт.-оздоровительная)

V I

Осмысление и систематизация полученных знаний.

Задача на вычисление периметра косынки треугольной формы

Технология активной сенсорной среды

Ркшение задач по алгоритму

V I I

Объяснение Д/З

Задача на вычисление периметра треугольника на иллюстрации карты бермудского треугольника

Карта бермудского треугольника из интернет- ресурсов (яндекс – картинки)

Личностно-ориентированная: освоение пространственных схем (карта-география)

V I I I

Подведение итогов

Рефлексия и оценивание учащихся

Личностно-ориентированная

                                                                 ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа (VI вида)

 № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.

   __________________________________________________________________________

 

Методическая разработка

урока по математике

для учащихся 6 г класса

с  лёгкой умственной отсталостью

Периметр треугольника

         Составила

учитель математики

Сулаева Елена Александровна,

высшая квалификационная категория

Дата проведения

19.11.2014

Санкт-Петербург

2014 – 2015 учебный год

Тема: Периметр треугольника.

Цель: закрепление умений решать задачи на вычисление периметра.

Задачи:

образовательные:

- отрабатывать умение вычислять периметр треугольника;  

- формировать  владение измерительными навыками при работе с линейкой и трафаретом;  

 развивающие:

- продолжать развивать умение формировать монологическое высказывание, используя математический язык;

- формировать логическое мышление, навыки поисковой деятельности при вычислении периметра равностороннего треугольника;

- развивать интерес к математике;

- воспитательные:

- формировать  отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;                          

- воспитывать нравственность, культуру общения в классе;

- воспитывать графическую культуру школьника;

- воспитывать самостоятельность, ответственность учащихся.

коррекционная направленность урока:

 - продуктивная обработка информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная, поэтапная помощь педагога);

- мотивация к обучению  (постановка конкретных задач; познавательные задания; проблемные вопросы; словесная пояснительная оценка деятельности учащихся на уроке)

Тип урока: смешанный

Методы:;

-наглядный(демонстрация таблиц), практический;

- репродуктивный;

- продуктивный.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Образовательные технологии (элементы):  

-    решение задач по алгоритму;

-    организация учебной деятельности с учетом коррекционно-педагогических требований;

-    личностно – ориентированная технология;

-    технология уровневой дифференциации;

-    здоровьесберегающая технология;

-    технология активной сенсорной среды.

Место проведения урока:

кабинет математики 314

Время:

12-50 – 13-30

Межпредметные связи:

- предмет  География (урок 14.  тема « Земля планета.»)

Внутрипредметные связи:

- предмет Математика(урок 52 тема « Периметр»  (устный счет))

Оснащение урока:

- учебно-методичаская документация:

- методическая разработка для учащихся «Периметр треугольника»

- дидактический материал (контролирующий и обучающий)

-учебно-наглядное пособие: географическая карта

- оборудование урока:

  • осн.(общ): белая доска
  • осн.(инд): индивидуальные листы с нарисованными карточками, тетрадь
  • вспом.(общ): доп. стол для пособий
  • вспом.(инд): держатель листа
  • корр.(общ): фломастеры разного цвета для доски, спец. пособие (элементы ребуса)
  • корр.(инд): спец. пособия – мешочки с геометрическими фигурами, треугольники из ткани
  • ноутбук

Литература:

литература для учителя:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: В 2 сб./ Под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд.  центр ВЛАДОС, 2011.
  • Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. Для студ. дефект. фак. педвузов. -  4-е изд., перераб.- М.: Гуманитар. изд.  центр ВЛАДОС, 2001.
  • Бибина О. А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: - М.: Гуманитар. изд.  центр ВЛАДОС, 2005.

литература для учащихся

  • Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений   VIII вида/ М. Н. Перова, Г. М. Капустина. -8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Краткая характеристика класса:

в классе 4 человека: Рита Г. – самостоятельно не пишет

                                    Сережа С. – затруднена работа по образцу

                                    Рита С.

                                    Тема М.

Деятельность воспитателя: помогает Рите Г. делать записи  в тетради и на выданном листе

                                                     

  Описание  хода занятия

Основные этапы занятия

Ориентировочное время

Методические указания

1

Организационный момент

1 мин.

Цель: воспитание дисциплинированности, ответственности, аккуратности.

Учитель проверяет готовность кабинета к проведению занятия, внешний вид учащихся, отмечает отсутствующих.

2

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

3 мин.

Учитель сообщает тему в виде ребуса, который обозначен на доске (приложение 1). Учитель побуждает учащихся сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе.

3

Коррекция и актуализация опорных знаний .

7 мин.

Цель: систематизация полученных знаний учащихся:

  • проверка домашнего задания
  • игра «мешочек»
  • работа с трафаретами (приложение 2)

4

Динамическая пауза: гимнастика для глаз

1 мин.

Учащимся предлагается гимнастика для глаз (приложение 3)

5

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя

15 мин.

Цель: формировать умение по вычислению периметра треугольника, выявить уровень самостоятельных умений по использованию измерительных инструментов.

Самостоятельная работа состоит из трех этапов. Перед каждым этапом учитель раздает дидактический материал (приложение 4)

6

Динамическая пауза: двигательная гимнастика

1 мин.

Учащимся предлагается двигательная гимнастика (приложение 5)

7

Осмысление и систематизация полученных знаний

7 мин.

Цель: проверить полученные знания учащихся е по вычислению периметра треугольника.

Используя раздаточный материал из ткани (косынки для кукол), учитель предлагает выполнить задание (приложение 6)

8

Домашнее задание

3 мин.

Учитель выдает домашнее задание в виде иллюстрации карты бермудского треугольника с пояснениями (приложение 7)

9

Подведение итогов

2 мин.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки, анализирует работу каждого ученика: отмечает активность, положительные и отрицательные моменты в ходе самостоятельной работы. Делает вывод: достигнуты ли цели занятия. (приложение 8)

 Приложение 1.

 Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

3 минуты

              Учитель                                                                                Ученики

- Здравствуйте, дети!                                             - Здравствуйте!

- Какое сегодня число?                                          -Сегодня …………….

- Посмотрите на доску.                                          Смотрят на доску.

Тема урока – зашифрована в ребусе                     Учащиеся с помощью учителя

( словарная работа над  мат. термином                 расшифровывают  ребус

      «периметр»)

    , и  , , р                        а

- Тема урока «Периметр треугольника».

Сегодня на уроке мы должны закрепить

умения  решать задачи на вычисление

 периметра.

Приложение 2.

Коррекция и актуализация  опорных знаний .

7 минут

проверка домашнего задания

  Учитель                                                                                             Ученики

- Откройте тетради с домашним заданием         Учащиеся открывают тетради с домашним

                                                                                 заданием

- Тема, какое было задание?                                Тема:  «Раскрасить треугольники красным

                                                                                 цветом,  квадраты – синим, круги – желтым»

- Сережа, скажи,  сколько фигур ты раскрасил   Сережа рассказывает

красным    карандашом?                                        

- Рита С, у тебя так же?                                          Рита С: «……»

- Рита Г, сколько фигур ты раскрасила                Рита Г: «……»

красным    карандашом?                                        

- Тема, у тебя так же?                                             Тема: «……»

 Ошибки, если они есть, исправляются                                                                               

- Рита Г, скажи,  сколько фигур ты раскрасила   Рита Г: «……»

   синим  карандашом?

- Тема, у тебя так же?                                             Тема: «……»

- Сережа, скажи,  сколько фигур ты раскрасил   Сережа рассказывает

синим    карандашом?                                      

  - Рита С., у тебя так же?                                        Рита С: «……»

Ошибки, если они есть, исправляются                                                                               

- Сережа, скажи,  сколько фигур ты раскрасил   Сережа рассказывает

желтым    карандашом?                                        

- Рита С, у тебя так же?                                          Рита С: «……»

- Рита Г, сколько фигур ты раскрасила                  Рита Г: «……»

желтым    карандашом?                                        

- Тема, у тебя так же?                                             Тема: «……»

Ошибки, если они есть, исправляются                                                                                                                                                             

После проверки домашнего задания учитель выдает каждому ученику маленький мешочек.

Рите С: в мешочке – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник

Сереже: в мешочке – треугольник, круг, квадрат

Рите Г: в мешочке – треугольник, круг, квадрат

Теме: в мешочке – треугольник, прямоугольник, квадрат.

         

  Учитель                                                                                             Ученики

- Возьмите мешочек в руки                                  Берут мешочек

- Вставьте пальцы в мешочек и потрогайте.      Ученики трогают.                                                                            

- Достаньте из мешочка  треугольник                 Ученики достают фигуры              

- Рита С., как ты определила треугольник?        Рита С: «……»

- Сережа, как ты определил треугольник?         Сережа: «……»  

- Рита Г, как ты определила треугольник?         Рита Г: «……»

- Тема, как ты определил треугольник?             Тема: «……»

-  У треугольника три стороны.

- Чему равен периметр треугольника?                Учащиеся отвечают (сумме длин трех сторон)

Запишите в тетради число.                                   Ученики записывают.

Запишите в тетради тему урока.

Запишите в тетради слово «Задача»

 

Затем учитель раздает трафареты:

   Рита С.  -       I                              Трафареты для всех разные – зависит от

   Тема М. -      I                             степени выраженности двигательного

   Сережа С. -  I I                             дефекта и учебных возможностей школьника

   Рита Г. -       I I I                           I – сложный (треугольник из картона),

                                                          II- ср. сложности (треугольник из картона с ручкой)

                                                          III- простой (треугольник из картона с выемкой)

   

                                                                                     

             I                                    I I                                      I I I

Учитель                                                                                             Ученики

-Достаньте простой карандаш.                              Выполняют задание (воспитатель помогает

Возьмите трафарет и начертите в                         Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель

тетради треугольник                                               помогает остальным учащимся)

                                                                             

- Достаньте  линейку.                                             Выполняют задание (воспитатель помогает

- Измерьте стороны начерченного в тетради       Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель

треугольника.                                                          помогает остальным учащимся)

- Над каждой стороной треугольника

подпишите ее размер

 - Сережа, чему равен периметр                           - Сережа: «…»

Треугольника?

- Тема, какой буквой латинского алфавита         - Тема: «…»

обозначается периметр?

- Вычислите периметр вашего треугольника.   Выполняют задание (воспитатель помогает

                                                                               Рите Г., по необходимости – Теме М., учитель

                                                                                помогает остальным учащимся)

Если учащиеся аккуратно начертили треугольник, то результаты должны быть одинаковыми                                                                      

Приложение 3.

Динамическая пауза: гимнастика для глаз 

1 минута 

Гимнастика для глаз.

- Голову  держим прямо.

- Голову не поворачиваем.

- Посмотрите направо (на стену).

- Посмотрите вверх.

- Посмотрите налево (на окно).

- Посмотрите направо (на стену).

- Закройте глаза.

- С закрытыми глазами.

- Посмотрите направо (на стену).

- Посмотрите вверх.

- Посмотрите налево (на окно).

- Посмотрите направо (на стену).

- Откройте глаза.

- Какую геометрическую фигуру вы нарисовали глазами?     (Треугольник)

Приложение 4.

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

15 минут

Каждому ученику выдаются   палочки одинакового размера (Рите С. -4 палочки, Сереже С. -3 палочки, Рите Г. – 3 палочки, Теме М. – 4 палочки).

     

                   

                               Учитель                                                            Ученики

- Сложите из палочек треугольник.                                 Складывают

- Рита С., почему ты не использовала 4-ую палочку?    Рита С.: «…»

- Тема М. почему ты не использовал 4-ую палочку?     Тема М.: «…»

- Рита Г., ты можешь вычислить периметр своего         Рита Г.: «…»

треугольника?  Как его вычислить?

-Возьмите линейку.

-Измерьте длину каждой палочки.                                   7   см.

- Вычислите периметр  (устный счет)                             21 см.

Учитель выдает карточки с начерченным равностороннем треугольником со стороной 7 см.

                               

                                     Задача.

                                           

                 

                        7 см                    7 см

                                                                                         Такой же треугольник начерчен на доске

                         

                                      7 см

                Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)

- Вклейте карточку в тетрадь                                           Вклеивают

- Рита Г., сколько сторон у треугольника?                      Рита Г.: «…»

- Сережа, чему равна каждая сторона треугольника?    Сережа: «…»

- Рита С., сколько будет  3 * 7                                           Рита С.: «…»

Учитель записывает

…………………3*7 = 21

-Тема, посмотри внимательно на последние две            Тема М.: «…»

строчки, что ты замечаешь?                                              

Как можно найти периметр равностороннего

треугольника?

-Запишите в тетради     Р= 3* 7 = 21 (см)

- Сережа, мы решили задачу?                                           Сережа: «…»          

- Рита С., так, о чем была задача?                                     Рита С.: «…»                          

 -Тема, и что мы узнали?                                                   Тема М.: «…»

                                                       

Учитель раздает каждому ученику лист бумаги (бумага разделена на части специальной линией в «дырочку», по которой легко и удобно рвать и сплошной линией, по которой складывать)  и карточку с  заданием.

 

-Сложите из бумаги треугольник.  Лишнюю часть оторвите.  Вычислите периметр получившегося треугольника  (Устно).

Приложение 5.

Динамическая пауза: двигательная гимнастика

1 минута 

Двигательная гимнастика.

- Встаньте из-за парт.

- Поднимает руки класс – это раз.

- Повернулась голова – это два.

- А теперь вперед смотри – это три.

- Руки в стороны пошире развернули на четыре.

- С силой их к плечам прижать – это пять.

- Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Приложение 6.

Осмысление и систематизация полученных знаний.

7 минут

Учитель выдает куклы, на головах у которых надеты косынки.

Косынка треугольной формы имеет равную длину сторон.

Вычислите длину стороны.

Сколько сантиметров тесьмы нужно для отделки сторон косынки?

Урок 12. Вязание косынок и шали " Рукоделие: вязание, бисер,…

Учитель проверяет и ставит оценку.

       

Приложение7.

Домашнее задание

3 минуты

На доске – физическая карта по географии. Ученики рассказывают, как называются материки и океаны. Учитель обращает внимание учеников на то, что Северная Америка и Южная Америка по очертанию напоминают треугольники. Затем учитель говорит, что около Северной Америки есть треугольник, где часто пропадают корабли (учитель прикрепляет  контур треугольника  на карту с помощью магнита).

- Кто знает, что это за треугольник?  (Бермудский треугольник)

- Найдите на карте Бермудские острова.

Затем учитель выдает карточку с иллюстрацией Бермудского треугольника и заданием.

Семь интересных теорий, раскрывающих загадку Бермудского треугольника Tut interesno.ru

Задание:  Вычислить периметр Бермудского треугольника на карте.

 

Приложение 8.

Подведение итогов.

2 минуты

                                 Учитель                                                            Ученики

-Какая была тема урока?                                                 -Сегодня на уроке была тема

                                                                                           «Периметр треугольника»

- Что вы делали на уроке?                                              -Мы разгадывали ребус, отгадывали, что

                                                                                           спрятано в  мешочке, выполняли  

                                                                                           задания с моделями, решали задачи,

                                                                              выполняли самостоятельную  работу.

       

Рита С. получила  оценку  ……………..

Сережа С. получил  оценку    ……………..

Рита Г. получила  оценку     ……………..

Тема М. получил  оценку    ……………..

Особенно хорошо работал(а)  ……………  .

                               Задача.

                                           

                 

                   7 см                    7 см

                                                                                         

                               7 см

              Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)

                               Задача.

                                           

                 

                   7 см                    7 см

                                                                                         

                               7 см

              Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)

                               Задача.

                                           

                 

                   7 см                    7 см

                                                                                         

                               7 см

              Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)

                               Задача.

                                           

                 

                   7 см                    7 см

                                                                                         

                               7 см

              Р= 7+ 7 + 7 = 21 (см)

Самостоятельная работа.

Косынка треугольной формы имеет равную длину сторон.

Вычислите длину стороны.

Сколько сантиметров тесьмы нужно для отделки сторон косынки?

Урок 12. Вязание косынок и шали " Рукоделие: вязание, бисер,…

       

     

Д/З

Семь интересных теорий, раскрывающих загадку Бермудского треугольника Tut interesno.ru

Задание:  Вычислить периметр Бермудского треугольника на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по волейболу для учащихся 11»в» класса (дев.)

Задачи урока:     1.Совершенствование техники верхней передачи мяча.     ...

Разработка открытого урока по математике для учащихся 6 класса по теме: "Раскрытие скобок"

Открытый урок по математике для учащихся 6 класса. Тема "Раскрытие скобок". Тип урока: урок рефлексии. Вид урока: урок путешествие....

Открытый урок по баскетболу для учащихся 10-го класса.

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи, броска в кольцо с двух шагов....

Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".

Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

      Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...