ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
статья на тему

Николадзе Светлана Вячеславовна

Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nikoladze.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ

Николадзе С.В., педагог дополнительного образования

На занятия изобразительной деятельностью в условиях ЦППРиК занимаются и нормально развивающиеся дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для последних, как правило, характерно недоразвитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений руки пальцев, беспомощность в изобразительной деятельности, пассивность действий с художественными материалами. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и средней степени интеллектуальной недостаточности, в большинстве, не могут повторить за педагогом простые движения, нарисовать линию, выполнить элементарные изображения по образцу и по представлению. И только после длительного обучения, в ходе которого осуществляется  многократное повторение заученных движений, удается достичь видимого результата  творческой деятельности.

Часто заученные движения ребенок с ОВЗ выполняет неосознанно,  что сказывается на качестве художественного продукта и проявляется в  отсутствие целостного изображения. Тогда  приходится разрабатывать новые приемы и техники подачи учебного материала.

Коррекционно-развивающая работа  педагога дополнительного образования детского объединения художественного профиля предполагает достижение трех основных целей: коррекционной, развивающей и воспитательной.

Для детей с ОВЗ рисуночная деятельность имеет свою специфику, так как в неё включаются коррекционные упражнения и методики, направленные на подготовку к  обучению рисования. Дети учатся творить и взаимодействовать в  интегрированном детском коллективе.

В становлении изобразительной деятельности ребенка можно выделить несколько стадий:

- первая стадия – стадия «марания». Ребенок играет карандашом по бумаге, выводит какие-то линии. Это происходит примерно в возрасте 2 лет.

- вторая стадия – стадия примитивных изображений ребенком младшего дошкольного возраста. Появляются неровные круги, углы, отрезки линий.

- третья стадия – стадия схематического изображения ребенком среднего дошкольного возраста. Это изображение по определенным правилам, схемам и инструкциям, разработанным педагогом.

- четвертая стадия – стадия правдоподобных изображений ребенком старшего дошкольного возраста. Это отказ от схем, воспроизведение действительного вида предметов. На этой стадии встречаются рисунки с разной степенью совершенства [3].

Ребенок  с ОВЗ также  может проходить все эти стадии в развитии изобразительной деятельности, только они будут  отодвинуты по времени. И стадия «марания» может наблюдаться у ребенка и в дошкольном возрасте и школьном возрасте, в зависимости от степени тяжести нарушения.

Несмотря на имеющиеся у детей с ОВЗ проблемы в развитии рисуночной деятельности (трудности в усвоении графических навыков, приемов изображения, формы, ритма при работе с цветом, при  составлении  композиции), сам процесс рисования сказывается на них положительно. У них развивается эмоционально-волевая  и познавательная сфера, в том числе навыки пространственной ориентации, взаимодействия в коллективе, осуществляется коррекция двигательных нарушений.  Дети приобретают художественные знания, умения, навыки, которые являются не целью, а основным средством приобщения ребенка к художественной культуре.

На всем протяжении обучения дети с ОВЗ осваивают элементарные средства художественной выразительности: форму, цвет, линию, ритм, композицию, стараясь добиться все большей самостоятельности в работе, что пробуждает все больший интерес к деятельности.

Непременным условием в комплексном сопровождении  и реабилитации детей с ОВЗ является сотрудничество ребенка, педагога и родителей. Родители должны знать, чем занимаются их дети, поддерживать то, чему их учат в Центре. Очень важно, чтобы успех ребенка был замечен и оценен не только педагогом, но и родителями.

В настоящее время в ЦППРиК применяются такие активные формы сотрудничества с родителями как :

- открытые занятия с участием родителей,

- выставки совместных творческих работ детей и родителей,

- подготовка детей к досуговым мероприятиям,

-экскурсионная деятельность в музеи, на выставки,

-участие в мероприятиях и благотворительных акциях,

- участие  в тематических семейных мероприятиях.

Каждый педагог должен стремиться к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ, проявлять  необходимое терпение и тактичность в общении. Доверие и откровенность, желание поделиться своими радостями и  тревогами, достижениями  и сомнениями, будут возникать чаще, когда родители почувствуют, что развитие личности  их ребенка искренне волнуют педагога.

Занятия изобразительной деятельностью требуют постоянной активной работы педагога на занятиях: во время бесед, показа дидактического материала и наглядных пособий, самостоятельной работы детей, анализа детских работ.

Заниматься обучением  изобразительной деятельности  можно по-старому, для этого нужно освоить  несколько традиционных методик преподавания. Работая с детьми с ОВЗ этого мало, нужно найти еще подход к ребенку, особенностям его личности и психофизическим способностям.  Для этого нужна особая методика – не только совокупность приемов и способов преподавания, а искусство моделирования диалога с конкретными детьми. А моделирование – это всегда поиск, выбор вариантов из множества известных и создание собственного варианта на основе опыта прошлого и настоящего.

При организации занятий изобразительной деятельностью нужно ориентироваться на три основных вопроса:

«Для чего учить?» –  это определяет цели и задачи (воспитательные, образовательные, практические) работы педагога.

 «Чему учить?» –  это определяет содержание занятий.

 «Как учить ?» –  это диктует педагогу необходимость анализа результатов за предыдущие периоды обучения, поиска различных форм, методов и технологий.

Педагог, работающий с детьми, а тем более с детьми  с ОВЗ должен постоянно поддерживать и совершенствовать свое педагогическое мастерство, изучать  современные достижения и опыт своих коллег-педагогов, находиться в творческом поиске. Наряду со стандартными методиками обучения, использовать нетрадиционные методы и формы работы, современные материалы и технологии, различные способы развития творческих возможностей и способностей детей с ОВЗ. Занятия изобразительной деятельностью требуют постоянной активной работы педагога на занятиях, во время бесед, показа дидактического материала и наглядных пособий, самостоятельной работы детей, анализа детских работ.

Результаты организации обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями зависят от особенностей их психофизического развития, творческих возможностей  и способностей, от качества взаимодействия с семьей ребенка, творческой активности и потенциала педагога в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей с ОВЗ.

Литература.

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М.: Просвещение, 1974 г.
  2. Неменский Б.М. Культура - Искусство - Образование: цикл бесед. М.: Центр НХО, 1993 г.
  3. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 г.
  4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности в классах для детей с ЗПР

Данный материал в виде презентации, в которой даются особенности детей с ЗПР, рассматриваются принципы, на основе которых построено содержание учебного материала в системе коррекционно-развивающего об...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций  присуще ...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"

В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...