Организация работы с учащимися, нуждающимися в логопедической помощи
статья на тему

Шеенко Ирина Васильевна

В статье описывается работа школьного логопункта и система работы с родителями детей-логопатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Выступление на методическом совещании учителей

Учитель-логопед

Шеенко И.В.

2010 – 2011

учебный год

     Современные тенденции развития образования строятся на интегрированном обучении.

     Интеграция (в широком смысле) – человек  с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) живет в обществе как часть общества, к нему относятся как ко всем.

      Интеграция (в узком смысле) – инклюзия (создание условий, адекватных ребенку с ОВЗ, включение его в образование).

      В рамках модернизации образования создан «Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ», в котором предусмотрены  базовые модели интеграции. Каждая модель учитывает психо-физическое и речевое развитие детей, социальную адаптацию ребенка с ОВЗ.

   Дети с ОВЗ – инвалиды и лица, имеющие временные или постоянные физические или психические нарушения. Они нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.

Сегодня – 1млн 600 тыс.  детей с ОВЗ. Только 50% из них получают необходимую помощь. Дети с нарушениями речи тоже относятся к этой категории. Помощь таким детям оказывают в  логопедических кабинетах детских поликлиник, логопедических группах ДОУ, логопедических пунктах общеобразовательных учреждений.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

  Основными задачами логопункта являются:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей

обучающихся.

  В нашей гимназии  логопедический пункт открыт давно.

По итогам логопедического обследования, которое проходит в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая),

выявляются дети с речевыми нарушениями.

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПУНКТ

1-2007-2008 уч.г., 2-2008-2009 уч.г., 3-2009-2010 уч.г., 4-2010-2011 уч.г.

      Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы те или иные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент –фонетический; при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков, или затрагиваются еще и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и письмо и чтение; может иметь место недоразвитие речевой системы (произношения и различения звуков, словарного запаса и грамматического строя). В соответствии с речевыми нарушениями все дети-логопаты зачисляются в различные группы и подгруппы, составляется расписание, график работы учителя-логопеда, для каждой группы – перспективный план занятий.

     Для повышения эффективности коррекционных занятий,  оборудован логопедический кабинет, где есть необходимые пособия (индивидуальные

зеркала, настенное  зеркало, шпатели и зонды для постановки звуков, наглядный материал для автоматизации звуков, пособия по устранению фонематических нарушений, дидактические игры и карточки для коррекции письменной речи, развития познавательных способностей у детей). Но не хватает в кабинете магнитофона, который необходим для обследования устной речи детей и исправления недостатков звукопроизношения, для проведения коррекционных занятий, викторин и игр.

       Коррекционная работа с детьми проводится по следующим направлениям:

  - развитие артикуляционной моторики,

  - развитие мелкой моторики рук,

  - формирование пространственно- временных представлений,

  - развитие зрительного восприятия и узнавания,

  - развитие слухового внимания и памяти,

  - развитие различных видов мышления (наглядно – образное, словесно – логическое),

  - исправление дефектов звукопроизношения,

  - развитие фонематических процессов,

  - коррекция недостатков лексико-грамматического строя,

  - формирование связной речи.

     Занятия в логопункте проводятся после уроков, поэтому задания и упражнения выполняются в игровой форме, используются наглядные пособия, обязательно проводятся физкультминутки и динамические паузы, зарядка для глаз. Это не позволяет детям переутомляться, поддерживает интерес к занятиям.

    Успех коррекционной работы зависит во многом от участия в ней родителей детей-логопатов, поэтому проводится большая работа с родителями учащихся, имеющими речевые нарушения. Своевременно доводится до родителей информация об уровне речевого развития ребенка, проводятся выступления на родительских собраниях. Как правило, эти выступления содержат:

—  сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;

— сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связной речи);

— картину речевого развития детей, а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;

— перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители;

— информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения;

— некоторые сведения, необходимые родителям для распознавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту;

— сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним.

            За период работы логопедического пункта с 2007-2008 учебного года по 2009-2010 учебный год наблюдаются позитивные результаты коррекционно-развивающей деятельности, отмечается положительная динамика речевого развития детей, посещающих занятия на логопедическом пункте (89%).

Учебный год

Положительная динамика речевого развития учащихся (%)

2007-2008

87

2008-2009

91

2009-2010

89

    Таким образом все задачи, стоящие перед логопунктом, решаются, но есть и трудности в работе.

     В настоящее время социально-психологические исследования российских ученых показали, что в нашем обществе на грани ХХ-ХХ1 веков возникла тенденция к деселерации - замедленному темпу физического и интеллектуального развития детей. Первоклассники часто имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику рук, неадекватные эмоции. Низкий уровень подготовки к школе составляет 24-25% детей. Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, при этом дефекты усложняются (сопровождаются психо-физическими нарушениями).

     Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и независимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.  Проектный метод позволяет: • научить уч...

« Организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам или освобождёнными от физических нагрузок на уроках физической культуры в МБОУ СОШ№16»

Цели: привлечь внимание к проблемам учителей физкультуры при работе с учащимися, отнесёнными к спецмедгруппе Задачи: - познакомить с некоторыми аспектами работы с о...

"Организация работы с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»

В курсе «Ознакомление с окружающим миром» и «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено изучение тем по безопасности дорожного движения, где ребята изучают не только теоретический мате...

Организация работы с учащимися – сиротами и учащимися, оставшимися без попечения родителей

Семья – это микромодель общества и является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья является проводником в сложный и противоречивый  окружающий мир. Сегодня ...

Организация работы с детьми, нуждающимися в социальной реабилитации.

 Организация работы с детьми, нуждающимися в социальной реабилитации....

Из опыта работы: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей в СОП...

Сотрудничество специалистов Службы сопровождения как залог успеха в работе с учащимися, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи

В данной презентации показана модель работы Службы сопровождения в нашей школе. Специалисты этой службы, отвечая каждый за свое направление, успешно работают в тесном сотрудничестве уже не один год....