Из опыта работы: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
консультация по психологии

Доровских Оксана Дмитриевна

 

просвещение педагогов по вопросам сопровождения детей в СОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_organizatsii_raboty_s_detmi_v_sop.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формы организации работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении (СОП)»

Цель – просвещение педагогов по вопросам социально-педагогического сопровождения детей в СОП.

Задачи:

- познакомить педагогов с основными формами работы социального педагога с детьми в СОП;

-пропагандировать необходимость применения в практической деятельности педагогов социально-педагогических и психологических  форм взаимодействия с детьми;

-разобрать и обсудить  с помощью игр и тренинговых упражнений формы организации работы с детьми в СОП.

 

Ход консультации:

  1. Приветствие участников консультации, выполнение упражнения «Мое имя»

Упражнение «Мое имя».

«Вам необходимо  назвать свое имя и к нему подавить прилагательное на начальную букву своего имени, характеризующее Вас. Например: «Оксана – оригинальная. особенная».

  1. Работа педагогов с наглядным материалом «Особенности детей, находящихся в СОП» (педагогам предлагается изучить карточки с теоретическим материалом по теме встречи изложенным в виде схем и таблицы и обсудить наличие детей в их классах с признаками СОП) (приложение 1).

  1. Презентация «Формы организации работы социального педагога с детьми, находящимися в социально-опасном положении (СОП)» (приложение 2).

(по ходу презентации выполняются задания, игры и упражнения «Массаж в кругу», «Коллективный счет», «Восковая палочка», «Датский бокс», «9 звездочек», «Мультпересказ» (приложение 3).

  1. Завершение консультации, рефлексия встречи.

Использованная литература:

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ пер. с нем.. – М., Генезис, 2004г.
  3. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 1

  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. : "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми"

Приложение 3

       Упражнение «Массаж в кругу».

Участники становятся в круг друг за другом.

Психолог: Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки-руки. Постепенно ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника). Дождь усиливается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). Теперь развернитесь на 180 градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения – идет повторение инструкции.

Упражнение 2. Коллективный счет (разогревающая психотехника)

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не  глядя  друг  на  друга.  Задача  группы  -  называть  по  порядку  числа натурального ряда,  стараясь  добраться  до  самого  большого,  не  совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее  число  (запрещается  договариваться друг с другом вербально или невербально).  Во-вторых, нельзя  одному  и  тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное  число  будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий  требует  снова  начинать  с единицы. Общей целью группы становится  ежедневное  увеличение  достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет  участникам,  что они должны  уметь  прислушиваться  к  себе,  ловить  настрой  других,  чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать  или  пришла  пора  озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно  сообразительны,  что, не договариваясь, начинают  последовательно  произносить  числа  натурального ряда  по  кругу.  Обнаружив  это,  ведущий  может  похвалить  участников  за  сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.  Опыт подтверждает, что  более  сплоченные  группы  успешнее  справляются  с  этим упражнением.

Упражнение "Восковая палочка".

Цель: Игра на доверие и поддержку друг друга.

Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди. Затем проводится обсуждение в общем кругу по вопросам: Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры? Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.

Рекомендации ведущему: Следить, чтобы продолжительность одного сеанса не превышала 2 мин. 

– Что было самое сложное при падении?

– Смог ли ты довериться окружающим?

– Какие чувства ты испытывал до падения и после него?

Результат: Психологическое сближение через физический контакт. Сплочение группы. Более внимательное, доверительное отношение друг к другу.

Агрессивное поведение  (Фопель)

Цели: В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция:  Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этом классе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

— Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?

— Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

— Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

— Как ведет себя жертва агрессии?

— Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

— В чем проявляется равноправие между детьми?

— Как бы ты описал свое собственное поведение?

Датский бокс (Фопель)

Цели: С помощью этой игры Вы можете показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность — с большим отчуждением от партнера.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужики, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.

Неожиданные картинки

Цели:

"Неожиданные картинки" — пример прекрасной коллективной работы для детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция:

Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

— Какой рисунок тебе нравится больше всего?

— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Приложение 1

«Особенности детей, находящихся в СОП»

Семья, находящаяся в социально опасном положении(СОП) -семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

-жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья;

-систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего;

-отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств);

-вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

  1. конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  2. дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
  3. асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.

Признаки детей:

Не выспавшиеся, не подготовленные к занятиям, сторонятся сверстников, испытывают трудности в общении. Часто имеют неопрятный внешний вид. Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. Не имеют необходимых школьных принадлежностей. В школе, в классном коллективе, дети изолированные, изгои. Они уходят из дома, не посещают школу, проявляют асоциальное поведение. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания), а также, носят следы физического насилия, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.  Проектный метод позволяет: • научить уч...

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

Работа классного руководителя с семьями, находящимися в социально-опасном положении

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”....

"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"

ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду,                       Покажи мне – и я запомню,              ...

Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии...

Алгоритм работы с обучающимися и семьями, находящимися в социально - опасном положении

В алгоритме применяются следующие понятия:     Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся — система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на в...

Работа педагога-психолога с обучающимися, находящихся в социально-опасном положении

Работа педагога-психолога  с обучающимися, находящихся в социально-опасном положении...