Урок развития речи в 4 классе по теме "Зимующие и перелетные птицы"
план-конспект урока на тему

Рассохина Лариса Юрьевна

Открытый урок развития речи в 4 классе Специальной(коррекционной) школы- интернат 8 вида Республики Алтай

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_i_pereletnye_ptitsy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета: развитие речи.

Дата проведения: 05.03.2013г

Тема урока: Зимующие и перелетные птицы.

Тип урока: изучение новой темы

Основная цель урока: формирование четких обобщенных понятий.

Задачи урока: 1) учить дифференцировать птиц по существенным признакам;

2) корректировать и развивать мышление  и речь на основе упражнений;

3) воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: презентация «Зимующие и перелетные птицы»,карточки, дидактическая игра «Соберите картинку», запись птичьих голосов, предметные картинки птиц, картинки дерева и кормушки, гнезда, юга, буквы ПТИЦЫ, шапочки птиц, словарные слова: перелетные, зимующие, стая, зимовка, дикие, хищные, насекомоядные, водоплавающие, высиживать, вылупляться, кормить ,щебетать, оседлые, Игра «Дополни предложения», фильм «Птицы - наши друзья».

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Слайд 1. Игра «Соберите слово»   П Т И Ц Ы.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Речевая разминка.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

(Звучит запись птичьих голосов).

- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

“Синь-синь!” – посвистывает синица.
“Чи-чи! Чи-чи!” – щебечет чиж.
“Гра-гра! – представляется грач.
“Сквор-сквор!” – поют скворцы.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Сегодня мы будем исследователями. Лесовичок подслушал разговор птиц и просит разобраться в птицах и понять новые слова.

(На доске изображение моря и зимнего дерева, кормушки)

Сценки. Кукушка и Иволга.

- Здравствуй, Кукушечка!
- Здравствуй, Иволга золотая!

- Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте! Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после лета настает осень, что будто бы листья все с деревьев осыпаются. А какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз.
- Пустая болтовня, дорогая соседка. Я десять лет на свете живу, бывала и на севере, и на юге, но ничего подобного не видела. На север в мае прилетаю - лето, на юг в августе улетаю – там тоже лето. Врут пичужки, не бывает на земле ни осеней, ни зим. Везде одно лето.
- Почему Кукушка и Иволга утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (картинки птиц) - это перелетные птицы.

Гуси-Лебеди.

- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Поищите же тогда!
- Мы искали, мы в воду ныряли, но ничего не достали! Трава полегает, вода замерзает, холода наступают.
- Что же делать вам, гуси?
- Улетать за синие моря, за высокие горы, в теплые края!
- Ну, летите же тогда!

- Какие еще птицы осенью улетают на юг?- выберите на доске перелетных  птиц.

 Сорока и Глухарь.

- Здорово, Сорока! Где бывала, куда летала?
- Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушечке.
- А теперь куда?
- В деревню, милок, в деревню.
- Чем же плохо тебе в лесу?
- Да как же, милок, да как же? Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!
- Чем же в деревне-то хорошо?
- Да как же, милок, да как же! У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!

- Какие птицы остаются зимовать? Как они к зиме готовятся?

Слайд 2.Скороговорка -Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4.Сообщение темы и целей занятия.

Слайд 3 «Зимующие  и перелетные птицы» 

Как вы думаете,  какова цель нашего урока? Предложите её формулировку.  

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Слайд 4. 

Угадай загадку и составь рассказ описание по схеме.

Загадка.

1.На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется.. (Синица)

2. Всех прилетных птиц черней,
          Чистит пашню от червей.
         Взад-вперед по пашне вскачь.
         А зовется птица … (Грач).
Как называется домик грача?

3.На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) Как называется домик скворца?
4.
 Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!   ( Снегирь). Где живет снегирь?

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

6. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Слайд 5. Из чего можно сделать кормушку?

Слайд 6,7. Уберите лишний корм.

Стихотворение Покормите птиц!

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Работа по парам.

  1. Слайд 8. Сложи картинку из осколков (найдите эту птицу на доске). Какая это птица зимующая или перелетная?  

Слайд 9. Скороговорка    «Сидели свистели семь свиристелей».

Слайд 10. Посчитаем свиристелей 1-7.

Работа по группам. Знатоки птиц.

Слайд 11.Найди ошибки.

  • Черный ворона-
  • Белый сова-
  • Серое голубь-
  • Снегирь клевала хлеб.
  • Сорока сидел на заборе.
  • Ворона чирикала на солнышке.

Слайд 12-13.Чем отличаются эти картинки.

Слайд14-15.Поставьте по порядку картинки и составьте рассказ.- про ласточку. И про птичку в клетке.

Слайд 16-17. Найдите лишнюю птицу.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

7. Физминутка.

музыкальная

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

  • Сравните птиц с людьми
  • У человека- дети, а у птицы-птенцы.
  • У человека-нос, а у птицы-…
  • У животных - шерсть, а у птиц-…
  • У кошки-лапы, а у птицы-…
  • Игра «Кто на дереве живёт?»
  • - На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.(голубь, жаворонок, синица)
  • Дополните предложения (выберите слова)

Голубь клюёт (что?) ( где?).

Жаворонок поёт (какую?) ( что?) ( о чем?).

Синица замерзает (Без чего?) (когда?).

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

1.Угадайте.

 Слайд 18. Узнай птицу по голосу.

Слайд 19. Какая из птиц нашей страны самая маленькая?

Слайд 20. Какая из птиц выводит птенцов зимой?

-Какую пользу приносят птицы?

2.Слайд 21. Фильм «Птицы - наши друзья».

3. Заключительная беседа.

-От кого и от чего  нужно беречь птиц?

-Почему птицы названы нашими друзьями?

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и  способами действий, обеспечение их коррекции.

Объясните словарные слова:

Перелетные, зимующие, стая, зимовка, дикие, хищные, насекомоядные, оседлые, водоплавающие, высиживать, вылупляться, кормить, щебетать,

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Вы сегодня были исследователями природы и многое узнали.

Что каждый из вас приобрел?

Что меня удивило?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

-Выставление оценок за урок?

-Что бы вы еще хотели узнать про птиц?

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

«Сказочное дерево  (поляна)»

Разноцветные птички прикрепляются на общем дереве ).

Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

Красная– побольше таких дел,                поучительно,

Синяя – понравилось, но не всё.

Черная- не понравилось.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Слайд 22. Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

План.

1. Что сделала ласточка?

2. Что сделал воробей?

3. Кого позвала на помощь ласточка?

4. Что сделали ласточки?

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...