Методика оценки состояния письменной речи школьников с ЗПР
методическая разработка на тему

Пальцева Галина Львовна

    Данная методика поможет учителям-логопедам и дефектологам осуществить оценку состояния письменной речи учащихся знаковыми математическими средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_otsenki_sostoyaniya_pismennoy_rechi.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                        

                       Методика оценки состояния письменной речи школьников с ЗПР

                                                                                             Автор: Пальцева Г.Л. -учитель-логопед  школы № 59

                                                                                                                    Приморского района г. Санкт-Петербурга    

    Состояние письменной речи учащихся старших классов школы VII вида можно оценить исходя из результатов написания слухового диктанта взятого из учебно-методического пособия под редакцией Н.Н.Яковлевой.[1] Это наиболее информативный вариант исследования. С списыванием текста учащиеся старших классов, как правило, справляются успешно.

 Для оценки успешности написания диктанта предлагается применить балльную систему (таблица 1), основанную на методике Т.А Фотековой.[2]

                                                                                                                                                             Таблица 1.

                                           Оценка  успешности написания слухового диктанта

Балл

Количество ошибок

Балл

Количество ошибок

5

0

2

6

4,5

1

1,5

7

4

2

1

8

3,5

3

0,5

9

3

4

0

10 и больше

2,5

5

   Балл каждого учащегося можно перевести в процентное выражение, приняв 5 баллов за 100 %. Далее полученный балл или процент успешности каждого учащегося соотносится с одним из уровней успешности грамотного овладения письменной речью:

  • 5 уровень (высокий) - 4,5-5 баллов (90-100%);
  • 4 уровень (средний) - 3,5-4 балла (70-80%);
  • 3 уровень (ниже среднего) - 2,5-3 балла (50-60%)
  • 2 уровень (низкий) - 1,5-2 балла (30-40%)
  • 1 уровень (очень низкий) - 0,5- 1 балл (10-20%)
  • 0 уровень (самый низкий) - ниже 0,5 балла. (ниже 10%)

  Затем вычисляется процентное количество учащихся успешно (V, IV, III уровни) и неуспешно (II, I, 0 уровни) справившихся с заданием. Общее количество учащихся в классе принимается за 100%.

    Усреднённые результаты исследования сводятся в таблицу 2.

     Таблица 2..

       Динамика коррекции  письменной  речи у учащихся  с ЗПР *

Наименование      показателя

                                              Уровни успешности  

V

IV

III

II

I

0

4,5-5 баллов

( 90-100%)

3,5-4 балла

( 70-80%)

2,5-3 балла

( 50-60%)

1,5-2 балла

( 30-40%)

0,5-1 балл

(10-20%)

    ниже

0,5 балла (0%)

На-чало

года

Ко-

нец

года

На-чало

года

Ко-

нец

года

На-чало

года

Ко-

нец

года

На-чало

года

Ко-

нец

года

На-чало

года

Ко-

нец

года

На-чало

года

Ко-

нец

года

                   20__/20__ уч.г. ( 6 класс, всего -10 чел)

Количество

учащихся

1

чел.

2

чел.

3

чел.

4

чел.

2

чел.

2

чел.

0

2

чел.

2

чел.

0

2

чел.

0

10%

20%

30%

40%

20%

20%

-

20%

20%

-

20 %

-

Средний % успешности

90%

 95 %

76,7 %

75 %

55%

60%

-

35%

20%

-

0%

0%

* Пример заполнения таблицы.

   Пример вычисления среднего процента успешности 4 учащихся  (IV уровень, конец уч.года):

1) 4 (балла) +3,5 (б.) +3,5 (б.) + 4(б.) =15 (б.)

2) 15 (б.) : 4 (чел)=3,75 (б.)

3) 3,75 (б.) :5 (б.) *100 = 75 (%)

   

     Проанализируем данные, приведённые в таблице 2.

   В начале года 6 (60%) учащихся написали диктант успешно, а в конце года уже 8 (80%). Количество успешно написавших увеличилось на 20 %. В начале года 4 (40 %) учащихся написали диктант неуспешно, а в конце года только 2 (20 %) учащихся. Количество неуспешно написавших уменьшилось на 20 %.

  Данная методика может быть применена и к другим видам письменных заданий: списывание, сочинение, изложение.

   Для более глубокого исследования письменной речи учащегося, все ошибки, допущенные в работе, можно разделить на дисграфические и дизорфографические, дисграфические рассортировать по видам дисграфии и при помощи методики, представленной выше, вычислить процент успешности преодоления конкретных дисграфических или дизорфографических проявлений.  

Литература:

1.Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. -СПб.: «КАРО», 2008.

2.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение состояния письменной речи у учащихся начальной школы

В  работе представлен материал по вопросу изучения состояния письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательных школ, подробно рассмотрены приемы и методы исследования состоян...

Методика формирования самостоятельной письменной речи.

Презентация по материалам книги Е.Н. Российской "Формирование самостоятельной письменной речи."...

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка

Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В статье рассматриваются различные методы, приемы и подходы к обучению иноязычной письменной речи на старшем этапе. Обучение написанию творческих произведений обеспечивает коммуникативность в учебной,...

Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы

Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...