Развитие речи ребенка
консультация по теме

Бехтер Елена Юрьевна

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка».

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходимо. Чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

    Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

    Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти-двенадцати слов.

    Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем годам они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью. Взрослым необходимо, зная закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

    У детей с нарушением речи нарушается нормальная связь с окружающими, это ограничивает их знания, эмоции. Для преодоления этих нарушений необходимо ежедневно заниматься с ребенком не только в детском саду, но и дома. Занятия нужно проводить в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движений артикуляционного аппарата. Определенные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Логопед или воспитатель показывают родителям, как надо правильно выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обратить внимание. При этом надо учитывать те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений.

    Таким образом, и логопед, и воспитатель, и родители должны, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка в игре

Рекомендации для родителей. С помощью каких игр можно пополнить словарь ребенка, развить фонематический слух....

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....

Использование игровых методов для развития речи ребенка

Игры  и упражнения, которые могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, ...

Развитие речи ребенка

В статье названы причины речевых нарушений, говорится о влиянии речевых расстройств на общее развитие личности. Даны рекомендации по правильному речевому воспитанию....

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Нагляная агитация для родителей (консультирование родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста)...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...