доклад тему "Сурдотехнические и компьютерные средства обучения у младших школьников"
методическая разработка на тему

современные  технические  средства,позволяющие обучающимся   сформировать, сохранить и улучшить артикуляцию, повысить внятность произношения, т. е быть понятым, что значительно поможет в  дальнейшей социальной интеграции и реабилитации глухих и слабослышащих. Активная работа с компьютером придает ребенку уверенность в своих возможностях и способностях, помогая самоутвердиться как личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surdotekhnicheskie_i_kompyuternye_tekhnologii.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. Применение сурдотехнических и компьютерных средств обучения позволяет повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг профессий для лиц , улучшить восприятия звуков, улучшить произносительную сторону речи, а также и слуховое восприятие речи.

Сурдотехнические средства.

    Сурдотехнические средства  -  совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять замещение дефектов слуха и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.
Улучшения восприятия звуков при нарушенном слухе достигается с помощью различных систем звукоусиления.

Реабилитационная техника, которой пользуются неслышащие граждане:

  • слуховые аппараты и дополнительные устройства к ним;
  • кохлеарные импланты;
  • телефоны с усилителем; телефоны с текстовым выходом (факсы, пейджеры, мобильники, смартфоны, айфоны);
  • видеотелефоны;
  • телевизоры с телетекстом;
  • наушники мощные;
  • слухоречевые тренажеры;
  • компьютеры (ноутбуки) с выходом в интернет;
  • сигнализаторы звука (световые, вибрационные);
  •  вибробудильники;
  • вибрационные часы;
  •  звукоусиливающая аппаратура;
  • FM-системы.

 В настоящее время наибольшей популярностью у неслышащих граждан пользуются слуховые аппараты, мобильники, смартфоны, айфоны, вибробудильники, телевизоры с телетекстом, компьютеры (ноутбуки) с выходом в интернет.

Самое распространенное средство звукоусиления – слуховой аппарат. Слуховые возможности слабослышащих детей велики, и при создании определенных условий (а именно: ранняя диагностика, протезирование детскими высокотехнологичными слуховыми аппаратами ) слабослышащие дети достигают высокого уровня развития слуха, речи.

Слуховой аппарат - электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ослабленного слуха. Его основное назначение - преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения. Существует несколько видов слуховых аппаратов.

Виды слуховых аппаратов:

  • Внутриушные слуховые аппараты (ITE):

Внутриушные (ITE) слуховые аппараты предназначены для компенсации степеней потери слуха от легкой до тяжелой. Внутриушные слуховые аппараты находятся внутри слухового прохода и изготовлены индивидуально по слепку с уха пациента.

  • Заушные слуховые аппараты (BTE) - традиционные:

Заушные слуховые аппараты предназначены для компенсации потерь слуха от легких до тяжелых - глубоких.

Они представлены различными видами - от миниатюрных (S) до супермощных (SP). Многие из них оснащены системой направленных микрофонов, которые обеспечивают высокий уровень разборчивости речи в шумных ситуациях.Традиционные заушные слуховые аппараты универсальны и могут компенсировать практически любую степень потери слуха. В ряде случаев они более функциональны, т.к. размер корпуса больше.

  • Receiver-In-Canal (RIC) - Телефон в слуховом проходе:

Слуховые аппараты, изготовленные по технологии RIC, очень похожи на заушные слуховые аппараты, использующие технологию открытого протезирования. Но, за счет того, что динамик (телефон) вынесен из корпуса слухового аппарата (и присоединяется тонким проводом) корпус слухового аппарата очень маленький, легкий и незаметный.

Слуховые аппараты доводят разнообразную звуковую информацию и речевые стимулы до коры головного мозга. Специальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию речевого слуха кардинально меняют весь ход развития даже глухого ребенка. Дети  приобретают физиологическую базу для становления и развития слуховой системы, речевого слуха, речи. В ходе занятий по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха появляются новые для них функциональные системы, формированию которых препятствовал первичный дефект. Эти системы присущи людям с сохранным слухом: слуховая, слухозрительная и слухоречевая. В процессе формирования слухоречевой системы увеличивается влияние речевого слуха на произношение и на устную речь детей в целом.

Именно благодаря возникновению, развитию и совершенствованию этих систем слабослышащие  понимают обращенную устную речь и овладевают    ее произносительной стороной. Владение устной речью разрушает барьеры, препятствующие общению слабослышащих детей с миром слышащих. У глухого ребенка появляется окружение из слышащих детей разного возраста, в среде которых ребенок овладевает определенными нормами поведения, налаживает игровые и деловые контакты с этими детьми и постепенно начинает общаться с ними с помощью речи.

Звукоусиливающая проводная аппаратура.

Традиционно принято выделять  звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. В настоящее время существуют следующие виды звукоусиливающего оборудования коллективного пользования:

  • проводная аппаратура;  
  • беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучении;
  • беспроводная аппаратура, работающая на радиопринципе;
  • индукционная петля.

Проводная аппаратура включает пульт педагога, состоящий из современного усилителя, микрофона и электрического входа для подключения телевизора, магнитофона, проигрывателя, видеомагнитофона и т.д. Пульт педагога проводами соединен с индивидуальными пультами на столах детей, оснащенных головными телефонами и обратными микрофонами – микрофонами для каждого ребенка.

Кохлеарная имплантация.

Кохлеарная  имплантация  –  это  операция, в  процессе которой  вовнутреннее  ухо  пациента  вводится   система электродов, обеспечивающих восприятие  звуковой   информации   посредством   электрической   стимуляции сохранившихся волокон  слухового  нерва. Кохлеарная имплантация  является разновидностью слухопротезирования, однако, в отличие от обычного  слухового аппарата,  который усиливает акустические  сигналы,   кохлеарный   имплант преобразует  их в электрические импульсы, стимулирующие  слуховой  нерв.

Использование кохлеарного импланта основано на том, что при  сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые  клетки),  в то время как волокна слухового нерва  долгое  время  остаются  сохранёнными. Повреждённые  волосковые клетки не могут обеспечить преобразования акустического сигнала в электрические  импульсы, необходимые для возникновения  слуховых  ощущений. Эту функцию и выполняет кохлеарный имплант.

Звуки и речь, которые слышат люди после КИ, искажены, они слышат их по-другому. Но со временем пациенты начинают воспринимать их как обычные. Детям и взрослым после КИ становятся доступны практически все звуки, даже тихие. Например, они слышат голос нормальной разговорной громкости и шепот на расстоянии 6 и более метров. Значительно улучшается и определение повседневных окружающих звуков: стук в дверь или дверной звонок, музыка, гудок и прочие.

Компьютерные средства обучения.

Современное общество начало активно создавать новую информационную культуру, культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий (ИТ).  В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Компьютер находит все большее применение в коррекционном и специальном образовании.

Голосовая активность, громкость, темп, ритм, слитность, тембр – эти характеристики речи поддаются объективному измерению. С помощью компьютерной техники можно измерить все эти характеристики речи, а результаты представить на экране монитора, следовательно, появляется возможность визуального контроля произношения. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ дети с недостатками слуха воспринимают их слухо – зрительно и контролируют своё произношение тоже слухо – зрительно. При работе с программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, слов, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи.

Существует несколько видов программ для работы над произношением и развитием слухового восприятия. Приведу примеры:

Одна из программ – это сурдологопедические тренажёры «Дэльфа - 130», и «Дэльфа - 142».  Тренажёры состоят из преобразователя звукового сигнала, микрофона и компьютерных программ. В этих программах существуют группы модулей:

  1. длительность звука (для закрепления навыка экономного длительного речевого выдоха);
  2. слитность (для обработки правильного речевого дыхания для слитного произнесения слов и фраз);
  3. слоговой ритм (для обработки слитного произнесения слов, слогов и фраз);
  4. гласные звуки (для устранения гнусавости и коррекции отклонения высоты голоса);
  5. речевая волна (для коррекции дефектов плавности и слитности речи, тренировки произношения кратких звуков);
  6. спектр (для обработки правильной артикуляции гласных и согласных звуков, дифтонгов).

Программы позволяют использовать различные анализаторы (зрительный, остаточный слух, кинестетические ощущения) и их сочетания. Именно от действия самого ученика, от его произношения зависит, как будут двигаться фигурки  на экране, будет ли достигнута конечная цель. В процессе работы с компьютером, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, ребёнок учится воспроизводить те звуки речи (слова, слоги, фразы), которые заданы программой. В некоторых модулях присутствует таймер для контроля скорости произношения, для измерения длительности речевого выдоха в секундах.

Программы «Дэльфа - 130», и «Дэльфа - 142» могут быть использованы на разных этапах работы над звуком. При постановке гласного звука можно сначала использовать модуль «Дыхание». Затем целесообразно использовать модуль «Громкость» и постараться получить от ребёнка правильный звук. При автоматизации гласных и согласных звуков тоже можно использовать несколько модулей.

Программа «Видимая речь - III». 

Программно – аппаратный комплекс «Видимая речь - III» предназначен для коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Комплекс  состоит из 14 модулей:

Модуль “Наличие звука” - обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать а также прослушать, если это голосовое упражнение.

Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости. 

Модуль “Громкость и голос” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.

Модуль “Звонкость” предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка)  по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.

Модуль "Включение голоса" предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.

Модуль “Высота” позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.

Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.

Модуль “Автоматизация фонемы” позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом “повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.

Модуль “Цепочки фонем” как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу пациента.

Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.

Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков.

Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе” не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.

Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр,  зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.

Эта программа позволяет в игровой форме:

  1. развивать дыхание;
  2. осуществлять коррекцию просодической стороны речи;
  3. развивать фонетическую и фонематическую стороны речи ребенка;
  4. представлять и закреплять учебно  - развивающий материал;
  5. развивать лексико – грамматическую сторону речи;
  6. развивать психические функции ребенка (мышление, внимание, память.

Программа «Игры для Тигры» позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи . Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы:

  • Звукопроизношение

Блок «Звукопроизношение» способствует преодолению наиболее распространенных антропофонических нарушений произношения:

  • Межзубный сигматизм свистящих;
  • Боковой сигматизм свистящих;
  • Губно-зубной ламбдацизм;
  • Межзубный ламбдацизм;
  • Губно-зубной сигматизм шипящих;
  • Боковой сигматизм шипящих;
  • Произношение шипящих из нижнего положения;
  • Велярный ротацизм;
  • Одноударный ротацизм.
  • Фонематика

Блок «Фонематика» - способствует формированию: 

  • неречевого слухового гнозиса;
  • речевого слухового гнозиса (выделение звука на материале слов, первого звука в слове);
  • звукового анализа (определение положения звука на материале слов, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности);
  • звукового синтеза.
  • Лексика

Блок «Лексика» направлен на коррекцию и формирование лексико-грамматических компонентов языка:

  • расширение объема пассивного словаря;
  • формирование и развитие структуры значения слова;
  • введение слова в систему лексических связей;
  • организацию семантических полей;
  • формирование грамматического значения слова;
  • формирование умения структурировать  словосочетания и фразы.
  • Просодика

Блок «Просодика»  направлен на коррекцию и формирование просодических характеристик речи:

  • длительности и силы речевого выдоха;
  •  громкости голоса;
  •  слитности произнесения слов и фраз;
  •  темпо-ритмической организации речи;
  •  интонационной выразительности речи;
  •  тембра;
  •  четкости и разборчивости речи.

       В программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Основные принципы построения программы “Игры для Тигры”:

•игровая форма обучения;

•интерактивность;

•полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

•дифференцированный подход к обучению - программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

 •объективность - программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. Около компьютера находится настенное зеркало, что помогает ребенку осуществлять двойной контроль при формировании произношения.

С появлением компьютеров у детей представилась  возможность внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, которые значительно изменили его содержание, формы и методы деятельности учеников и учителей.

Таким образом, благодаря современным техническим средствам, возможно сформировать, сохранить и улучшить артикуляцию, повысив внятность произношения, т. е создать для ребенка предпосылки быть понятым, что значительно поможет дальнейшей социальной интеграции и реабилитации глухих и слабослышащих. Активная работа с компьютером придает ребенку уверенность в своих возможностях и способностях, помогает самоутвердиться как личность.

 

Список литературы.

  1. Слезина Н.Ф ., Применение технических средств в обучении глухих произношению, М., 1975
  2. http://logo.ember.pro/stati/kokhlearnaya-implantatsiya
  3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/9/informatsionnye_tekhnologiiv_obuchenii_detey_s_narusheniyami_rechi.doc
  4. http://nsportal.ru
  5. http://www.amansaulyk.kz/ru
  6. http://www.zakonprost.ru/

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большемурашкинская областная  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида»

«Сурдотехнические и компьютерные средства обучения произношению»

Учитель – дефектолог:

Перцева С.В

2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....

Физкультминутка как средство снижения утомляемости младших школьников в процессе обучения. Консультация для учителей

Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию они различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от сам...

Использование комплекса упражнений, направленного на обучение лексике младших школьников средствами английского фольклора

Использование разнообразных приёмов при семантизации лексического материала, их комбинирование, будет способствовать лучшему пониманию лексики учащимися...

Учим читать по-английски: способы и средства повышения мотивации и игровые приемы обучения чтению младших школьников.

Способы и средства повышения мотивации и игровые приемы на уроках английского языка...