Речевой онтогенез
учебно-методический материал на тему

Нормы речевого развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

       

   Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Нормы речевого развития дошкольников

В песочнице

Ребенок к трем годам :

  • выполняет словесное поручение взрослого

  («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;

  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы),  фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
  • прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам :

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам :

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

  • может произносить все звуки
  • владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

-  составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.

- определять место звука в слове

Ребенок к семи годам :

  • может пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану, образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке
  • употреблять синонима, антонимы, сложные предложения разных видов
  • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложеннии, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оплодотворение, онтогенез, типы онтогенеза

презентации к урокам оплодотворние, онтогнез...

Речевой онтогенез и приёмы стимулирования речи

В статье представлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение в развитии речи, а так же приведены  способы стимуляции ре...

Примерные сроки появления речевых звуков у ребёнка в онтогенезе

Таблица примерных сроков появления речевых звуков у ребёнка....

Онтогенез речевого развития.

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека....

"Речевое развитие ребенка в онтогенезе"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:— быть психически и соматически (soma (греч.) – тело ...

«Грамматическое развитие детей раннего онтогенеза и дошкольного возраста в норме при речевом дизонтогенезе»

Гвоздев А.Н. выделял четыре периода процесса формирования правил грамматического строя речи у детей. Это исследование ясно демонстрирует тесную взаимосвязь между морфологической и синтаксической языко...