Протокол логопедического обследования.
методическая разработка на тему

Евсеенко Юлия Анатольевна

Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Исследование состояния сенсомоторного уровня речи
  1. 1. Исследование состояния артикуляционного аппарата

Строение:

  • Губы – естественной толщины, толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, короткая уздечка верхней губы.
  • Зубы – ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, крупные, редкие, кривые, кариозные, наличие диастем, смена зубов.
  • Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой.
  • Строение челюсти – норма, прогения (вперед), прогнатия (назад).
  • Язык – норма, толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, оттянут в глубь рта, географический, укороченная подъязычная связка.
  • Небо(твердое, мягкое) – норма, излишне низкое, твердое небо, уплощенное, готическое, куполообразное, укороченное мягкое небо.
  • Маленький язычок – норма, отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону.

Подвижность:

  • Губы в улыбке (удерживать 5 сек)
  • Губы «трубочкой» (удерживать 5 сек)

(округлены и вытянуты в перед)

  • Язык «лопаткой» (удерживать 5 сек)

(широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт)

  • Язык «иголочкой» (удерживать 5 сек)

(узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт)

  • Язык «чашечкой» (удерживать 5 сек)

(рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша)

  • Щелканье языком (5 раз)

Выполнение упражнений:

Упражнение

Объем

Темп

точность

Симметричность

Наличие синкенезий

«Качели»

(4 – 5 раз)

«Маятник»

(4 – 5 раз)

Чередование движений губ: «Улыбка» - «Трубочка»

  1. Исследование состояния звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С

Ш

С '

Ж

З

Ч

З '

Щ

Ц

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л

Л '

Р

Р '

  1. Исследование состояния фонематического восприятия и представления

Инструкция 1: «Слушай внимательно и повторяй за мной»

БА – ПА_________ ПА – БА__________СА – ЗА ______ЗА – СА__________

ЖА – ЩА________ЩА – ЖА_________СА – ША______ША – СА_________

ЛА – РА__________РА – ЛА__________

МА – НА – МА________________НА – МА – НА________________

ДА – ТА – ДА_________________ТА – ДА – ТА_________________

ГА – КА – ГА_________________КА – ГА – КА_________________

ЗА – СА – ЗА_________________СА – ЗА – СА__________________

ЖА – ША – ЖА_______________ША – ЖА – ША________________

СА – ША – СА________________ША – СА – ША________________

ЦА – СА – ЦА_________________СА – ЦА – СА_________________

ЧА – ТЯ – ЧА_________________ТЯ – ЧА – ТЯ__________________

РА – ЛА – РА_________________ЛА – РА – ЛА__________________

Инструкция 2: «Повторите цепочки слов»

1 класс:

Мишка – мышка___________________________________________________

Мыло – Мила_____________________________________________________

Тачка – дачка_____________________________________________________

Класс – глаз______________________________________________________

Почки – бочки____________________________________________________

Сахар – Захар_____________________________________________________

Шар – жар________________________________________________________

Феня – Веня________________________________________________________

Жарит – жалит_____________________________________________________

Точить – тащить___________________________________________________

2, 3, 4 класс:

Платит – плачет___________________________________________________

Уши – ужи – усы__________________________________________________

Мишка – мышка – миска____________________________________________

Коза – кожа – коса_________________________________________________

Тот – год – кот – рот_______________________________________________

Свет – цвет_______________________________________________________

Мил – мыль – рыл_________________________________________________

Дочь – дождь_____________________________________________________

Сук – жук – звук___________________________________________________

Почки – бочки – дочки – кочки________________________________________

Фонематического представления

Инструкция 3: «Назови слова, которые начинаются со звуков»

1 класс

А- _____________________________ У - ____________________________

С - _____________________________О - _____________________________

К - _____________________________

2,3,4 класс

А - ______________________________У - ____________________________

Т - ______________________________М- ____________________________

Ч - ______________________________

  1. Исследование состояния фонематического анализа

Инструкция 1 (1 класс): «Сколько слов в предложении?».

День был теплый._____________________________________________

Около дома росла высокая береза.______________________________

Инструкция 1 ( 2,3,4 класс): «Послушай предложение. Ответь на вопросы».

Около нашего дома росла высокая береза.

Сколько слов в предложении?_________

Назови третье _____________ второе __________ пятое __________ слово в этом предложении.

Инструкция 2 (1 класс).

Определи место звука в слове

Назови в словах звуки по порядку

Сколько звуков в слове?

Крыша 1 – ый звук

Школа – 3 – ий звук

Стакан – последний звук

Сом

Ноты

Стул

кошка

Рак

Луна

Сумка

диктант

Инструкция 2 (2,3,4 класс): «Назови звуки по порядку. Определи количество звуков, порядок».

ЛАНДЫШ (2 КЛАСС)

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол – во

звуков

Порядок звуков

1,  2,  3, 6,  5, 7, 8

БРУСНИКА (3,4 КЛАСС)

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол – во

звуков

Порядок звуков

7,  2,  4,  1,  6,  8,  3

  1. Исследование состояния слоговой структуры

3.1. Исследование навыка слогового анализа

Инструкция 1: «Раздели слова на слоги».

  • Кит_________________________ вишня__________________________
  • Виноград____________________смородина_______________________

(дополнительно для 2,3,4 классов) «Назови второй слог в слове смородина_____четвертый_______третий________ударный____________

Инструкция 2: «Подбери слова состоящие из 1, 2, 3 слогов»

1 слог_________________________________________________________

2 слога_________________________________________________________

3 слога_________________________________________________________

  1. Исследование возможности воспроизведения слов и предложений

Инструкция 1: «Повтори за мной слова».

Регулирует________________________простокваша______________________

Транспорт________________________аквариум_________________________

Железнодорожный___________________мотоциклист____________________

Милиционер_________________________пуговица______________________

Апельсиновый______________________температура_____________________

Инструкция 2: «Повтори предложения».

1, 2 класс:

Регулировщик регулирует движение.___________________________________

__________________________________________________________________

Милиционер едет на мотоцикле.______________________________________

Чистильщик чистит обувь.___________________________________________

3, 4 класс:

Волосы подстригают в парикмахерской._______________________________

__________________________________________________________________

Регулировщик управляет уличным движением у железнодорожного моста.

__________________________________________________________________

  1. Темп и внятность речи

(Нормальным принято считать такой темп речи, при котором за 1 секунду произносится от 9 до 14 фонем)

Инструкция «Повтори предложение».

Мальчики читают книги.           Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Ярко светит лампа.                     Ваня любит рисовать карандашами.

Весной быстро тает снег.           Сестра приготовила очень вкусный ужин.

Утром звонко поют птицы.        На деревьях стали появляться листочки.

Наш город очень красивый.       Дети рисовали на больших листах бумаги.

  1. Исследование состояния словаря

4.1.  Исследование состояния номинативного словаря (лексические темы)

Инструкция 1 (1,2 класс): «Назови предметы, изображенные на картинках. Все вместе как они называются?».

Посуда__________________________________________________________

Мебель__________________________________________________________

Одежда__________________________________________________________

Обувь___________________________________________________________

Дикие животные__________________________________________________

Домашние животные_______________________________________________

Детеныши животных_______________________________________________

Овощи___________________________________________________________

Фрукты__________________________________________________________

Транспорт_________________________________________________________

Профессии_________________________________________________________

Элетроприборы_____________________________________________________

Инструкция 1 (3,4 класс): «Назовите предметы, изображенные на картинках. Все вместе как они называются?».

Птицы____________________________________________________________

Насекомые________________________________________________________

Цветы_____________________________________________________________

Инструменты_______________________________________________________

Ягоды_____________________________________________________________

Головные уборы____________________________________________________

Музыкальные инструменты__________________________________________

Оружие___________________________________________________________

Специальная техника________________________________________________

Профессии_________________________________________________________

Детеныши животных________________________________________________

Электроприборы____________________________________________________

Инструкция 2: «Назови предметы, относящиеся к …»

1,2 класс:

Обуви_____________________________________________________________

Мебели____________________________________________________________

Посуде____________________________________________________________

Транспорту________________________________________________________

Фруктам___________________________________________________________

Служебным машинам________________________________________________

Музыкальным инструментам_________________________________________

Головным уборам___________________________________________________

Инструментам______________________________________________________

Назови профессии людей_____________________________________________

  1. Исследование состояния предикативного словаря

Инструкция: «Ответь на вопрос, одним словом».

Что делают ручкой?_________________Топором?_______________________

Ножом?___________________________Пилой?__________________________

Ножницами?______________________Молотком?_______________________

Карандашом?_____________________Иголкой?_________________________

Инструкция 2: «Скажи, кто как голос подаёт?»

Утка_______________ лошадь_______________петух___________________

Ворона_____________гусь__________________

Инструкция 3: «Скажи, кто как передвигается?»

Лошадь_________________человек__________________ворона____________

Черепаха________________рыба____________________

  1. Исследование состояния атрибутивного словаря

а) Подбор прилагательных к существительным и наоборот

Инструкция 1 (1,2 класс): «Подбери по 2 – 3 признака к предметам: доска (какая?) и по 2 – 3 признака к признакам».

Туча______________________________Большая_________________________

Море_____________________________Железный________________________

Небо_____________________________Золотая__________________________

Город____________________________Хорошее_________________________

Трава____________________________Красный_________________________

Инструкция 1(3,4 класс): «Подбери к словам – предметам слова – признаки (по 4 – 5 слов)».

Осень (какая?)_____________________________________________________

Вечер (какой?)______________________________________________________

Друзья (какие?)_____________________________________________________

Ведро (какое?)______________________________________________________

  1. б) Подбор антонимов (1 класс)

Инструкция: «Скажи наоборот».

Холодный________________твердый_______________далеко_____________

Широкий________________большой_______________длинный____________

Низкий_______________говорить_______________быстро________________

Толстый______________сесть________________темно___________________

  1. б) Подбор антонимов и синонимов (2,3,4 класс)

Инструкция 1: «Скажи наоборот».

Веселый____________быстро______________говорить_________________

Чистый______________большой_______________ссориться______________

Мороз_______________низкий______________расстегивать______________

Темно_____________широкий_______________входить________________

Далеко______________сесть________________наливать_________________

Инструкция 2: «Как сказать по другому» (3,4 класс).

Летчик___________________________шофер___________________________

Врач____________________________печальный________________________

  1. Исследование состояния навыков словообразования

5.1. Образование слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов

1.  Инструкция (1 класс): «Назови ласково». Образец: мяч – мячик

Стол__________________________ковер____________________________

Окно_________________________кровать___________________________

Ложка________________________кукла_____________________________

2.Инструкция (2,3,4 класс): «Назови ласково». Образец: мяч – мячик

Книга___________________________ведро__________________________

Ковер___________________________топор__________________________

Гриб____________________________стул___________________________

Скамейка________________________хлеб____________________________

Воробей_________________________белка____________________________

  1. Образование прилагательных

а) Относительных

1. Инструкция 1 (1 класс): «Образуй слова по образцу: шуба из меха – меховая».

Стаканчик из бумаги ___________________замок из железа_______________

Мяч из резины_____________________ платок из шерсти_________________

Кувшин из стекла_________________кофточка из кружев________________

Платье из шелка__________________варенье из малины__________________

2.Инструкция 1 (2,3, 4 класс): «Образуй слова по образцу: шуба из меха – меховая».

Шляпка из соломы__________________варенье из яблок__________________

Кисель из клюквы__________________  варенье из сливы_________________

Горка изо льда____________________   варенье из черники________________

Салат из моркови___________________лист клена_______________________

Варенье из вишни___________________лист осины______________________

Суп из грибов_____________________шишка ели________________________

б) Качественных (только 2, 3, 4 класс)

Инструкция 1: «Измени слова по образцу: Лису за хитрость называют хитрой, а….»

волка за жадность____________________медведя за силу_________________

зайца за трусость____________________льва за смелость_________________

Инструкция 2: образец: если днем жара, то день – жаркий.

Если днем мороз, то день____________________________________________

Если днем дождь, то день____________________________________________

Если днем снег, то день_____________________________________________

Если днем дождь, то день___________________________________________

Если днем ветер, то день____________________________________________

Если днем холод, то день____________________________________________

в) Притяжательных (только 2,3,4 класс)

Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: у собаки лапа – собачья.

У кошки лапа_________________у зайца лапа_______________________

У медведя лапа________________у белки лапа______________________

У волка лапа__________________гнездо орла_______________________

У льва лапа___________________клюв птицы_______________________

У лисы лапа__________________ружьё охотника_____________________  

  1. Образование глаголов префиксальным способом

(использование стимульного материала)

Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия мальчика.

Наливает_______________перешел_____________переливает______________

Выливает______________вышел_______________вошел__________________

Зашел_________________

6. Исследование состояния грамматического строя речи

6.1. Образование формы множественного числа имен существительных

Инструкция: «Образуй слова по образцу: стол – столы».

Лист___________дерево___________рот___________кукла_______________

Окно___________стул____________глаз______________ухо______________

Рукав_______________пень____________воробей__________дом__________

6.2. Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числах

Инсрукция: «Образуй слова по образцу: шар – (нет) шара –( много) шаров».

Мяч  (нет)________________________(много)___________________________

Дерево (нет)______________________(много)___________________________

Окно (нет)_______________________(много)___________________________

Дом (нет)________________________(много)___________________________

Шапка (нет)______________________(много)___________________________

6.3. Согласование существительных с числительными «два» и «пять»

 

1 дом    2_________________5___________1 вишня 2___________5________

1 ведро 2_________________5___________1яблоко 2__________  5_________

1 рыбка 2_________________5 __________1крышка 2__________5_________  

6.4. Согласование прилагательных с существительными

Инструкция: «Подбери к предмету признак, например: шар (какой?) красный».

Чашка_______________________машина__________________________

Платье_______________________ведро___________________________

Мяч_________________________стол____________________________

6.5.Изменение слов по падежам

Инструкция: «Я начинаю предложение, а ты продолжишь».

У меня (карандаш)____________________я беру в руки__________________

У меня нет_________________________я рисую домик___________________

Я протягиваю руку___________________я мечтаю о красном______________

6.6.Повторение предложений      

Инструкция: «Послушай предложение и повтори его».

Наступила осень.__________________________________________________

Птичка свила гнездо._______________________________________________

Над водой летали белые чайки._______________________________________

Земля освещается солнцем.__________________________________________

Ранней весной затопило весь наш луг._________________________________

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу._____________________

__________________________________________________________________

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.__________________________________________________________

6.7. Верификация предложений

Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и исправь их».

Дом нарисован мальчик.____________________________________________

Мальчик умывается лицо.___________________________________________

Собака вышла в будку.______________________________________________

По морю плывут корабль.____________________________________________

У Нины большая яблоко._____________________________________________

Хорошо спится медведь под снегом.___________________________________

Над большим деревом глубокая яма.___________________________________

6.8. Составление предложений из слов в начальной форме

 Мальчик, открывать, дверь___________________________________________

Девочка, читать, книжка_____________________________________________

Доктор, лечит, дети_________________________________________________

Рисовать, карандаш, девочка__________________________________________

В, сад, расти, вишня_________________________________________________

Сидеть, синичка, на ветка____________________________________________

Груша, бабушка, внучка, давать_______________________________________

Витя, косить, трава, кролики, для______________________________________

Миша, дать, собака, большая, кость____________________________________

Петя, купить, шар, красный, мама_____________________________________

6.9. Употребления предложных конструкций

1, 2 класс

Инструкция: «Где находится ручка?»

На книге_____________над книгой_______________из книги______________

В книге_____________около (возле, у) книги______по столу______________

Под книгой__________за книгой________________со стола_______________

Добавление предлогов в предложение  Инструкция: «Вставь предлог».  

Лампа висит____________столом.  Птичка слетела ____________ ветки.

Мяч упал______________пол. Игрушки взяли____________ коробки.

Щенок спрятался_________ крыльцом. Лена наливает чай ___ чашки.

Образование предложно – падежных форм (с опорой на картинки)

Инструкция: «Ответь на вопросы».

Где стоит кот?________________ Где сидит кот?_________________________

Откуда выглядывает кот?_____________ Откуда смотрит кот?_____________  

Где находится кот?__________________ К чему подходит кот?____________

Где лежит кот?______________________

3, 4 класс

Добавление предлогов в предложение  Инструкция: «Вставь предлог в предложение».  

Лена наливает чай______ чашки. Деревья шумят______ ветра.

Почки распустились_____ деревьях. Последние листья опадают____ березы.

Лодка плывет______ озеру. Щенок спрятался _____ крыльцом.

Чайка летит _____ водой. Пёс сидит ______ конуры.

Птенец выпал ______ гнезда. Большая толпа собралась _____ театром.

7.Исследование понимание логико – грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».

1.а) покажи ручку, карандаш._________________________________________

   б) покажи карандашом ручку._______________________________________

   в) покажи карандаш ручкой.________________________________________

2.а) Нарисуй круг под квадратом._____________________________________

    б) нарисуй квадрат под кругом._____________________________________

3. Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?_________________________________

4. Сашу ударил Коля. Кто драчун?____________________________________

5. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?_____________________________

6. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?

8.Исследование состояния связной речи

8.1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Для 1, 2 классов рекомендуется набор «Ёжик», «Кораблик»,

Для 3, 4 классов – «Снеговик», «Шарик».

Инструкция: «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2. Пересказ прослушанного текста (2, 3, 4 класс)

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. Слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказать».

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха

Дата____________________                    Учитель – логопед________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.

Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....

Протокол логопедического обследования

Данное методическое пособие используется логопедом  при обследовании детей первого года обучения в начале учебного года, для зачесления их на школьный логопункт....

Протоколы логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методики логопедического обследования устной и письменной речи...

Бланк протокол логопедического обследования

Данный бланк будет интересен логопедам, работающим с детьми ОВЗ....

Протокол логопедического обследования детей средней группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня речевого развития детей 4-5 лет в условиях логопункта....