Развитие мелкой моторики. Логоритмика.
методическая разработка на тему

Петрусевич Елена Николаевна

 

 

 

               Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

         Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

Логоритмика

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

        Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«ЛАДОНЬ - КУЛАК»

        Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки, закрылись – открылись,

Словно из сказки они появились.

        А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук:

УПРАЖНЕНИЕ С ЭСПАНДЕРАМИ

        Берем кистевой эспандер (резиновое кольцо, которое ребенок может сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строки – смена рук.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмет,

Каждый мне привет пошлет!

Я сожму свое кольцо –

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

Пополам его согну

И восьмеркой заверну.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТОПОРОМ

        Нажимаем пальцем (кроме большого) на стопор (фурнитура) или любую кнопку. Нажим – на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук.

Шел мишутка – топ да топ –

Вдоль звериных тайных троп,                     смена рук

Но устал и сел на пень

И ему подняться лень.

Упражнения, развивающие чувство ритма и координацию движений:

«ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ»

        Завязываем на веревке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем ее горизонтально. Ребенок проговаривает строки, хватаясь за узел на каждый ударный слог.

Я хватаюсь за веревку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы ее беру

И играю поутру.

Упражнения, на согласование понятийного и двигательного центров речи:

«КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК»

Соединение одноименных пальцев обеих рук. Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.

Мы катались (указательные)

На качелях (средние),

Нас кружили (безымянные)

Карусели (мизинцы).

Мы устали, мы устали (большие пальцы обнимаются).

Ох! (руки ложатся на колени).

МАССАЖ ЛАДОНЕЙ

        Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

«ГЛАДЬ МОИ ЛАДОШКИ ЕЖ»

        Берем две массажные щетки и проводим ими по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

        Потом взрослый держит щетки «щетиной» вверх, а ребенок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

«НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ»

        Данные упражнения:

  • снимают напряжение мышц шеи и плеч;
  • вызывают прилив крови к речевым органам;
  • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.

Вверх и вниз, вверх и вниз

(Движения головой вверх и вниз)

Это мама не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево

(повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам

(вращения головой)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить

Не забыть, не забыть.

И незнайками побыть

(пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать

Нужно плечики размять.

Вперед – назад, вперед – назад

(плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....