Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
рабочая программа (8 класс) на тему
Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8.docx | 56.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Варнавинская школа - интернат VIII вида
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________________ ____________________
Антонова О.В. Сазонова Г.П.
«____» _____________ 2014 г. «____» __________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по предмету «История России»
учитель: Корнева Марина Викторовна
первая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни;
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Задачи рабочей программы по истории:
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории;
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, закономерности общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
- гражданское воспитание учащихся;
- патриотическое воспитание;
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- правовое воспитание;
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.
Пояснительная записка к программе по истории России.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школеVIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кино, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Разделы изучаемого материала:
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.Этот материал прелставлен следующими темами:
- «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.)
- «Великие преобразования России в XVIII в.» (19 ч.)
- «История страны в период XIX в.» (23 ч.)
Содержание курса истории 8 класса:
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой. А также с победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года. Данный курс знакомит учащихсясо множеством имен выдающихся исторических деятелей.
Учебно - тематическая программа: 8 класс (2 часа в неделю) - 68 часов.
Единая Россия (конец XV — начало XVII века)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
Великие преобразования России в XVIII веке
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екате-риныII в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
История нашей страны в период XIX века
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
— когда началось и закончилось событие (по выбору),
— как протекало конкретное событие,
— великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться лентой времени,
— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
— выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
— оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
№ пп | Тема раздела, урока | Кол – во час. | Цели урока | Основные знания | Основные термины и понятия | Тип урока | Оборудование и материалы | Дата | ||||
1 | I четверть Раздел 1 Единая Россия (конец XV –начало XVΙΙ в). Вводный урок. | 1 | Закрепить представление об истории как науке. | История – наука о прошлом человечества. | История, предки | Системати-зация знаний. | Портрет С.М.Соловьева. | |||||
2 | Иван III Великий – глава единого государства Российского. | 1 | Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях. | Иван III создал централизованную систему государственного управления. | Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы. | Комбини – рованный | Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства». | |||||
3 | Расширение государства Российского при Василии III. | 1 | Проследить процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы. | Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III – достойный сын Ивана III. | Боярин – наместник. | Комбини – рованный | Карта «Образование русского централизованного государства». | |||||
4 | Русская православная церковь в Российском государстве. | 1 | Рассказать о роли русской православной церкви в Российском государстве. | Русская православная церковь – помощник великого князя; митрополит – глава церкви. | Духовенство, десятина. | Комбини – рованный | Карта – схема «Церковная система управления». | |||||
5 | Первый русский царь Иван IV Грозный. | 1 | Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV. | 1547 г. – венчание на царство, создание системы государственного управления. | Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы. | Сообщение новых знаний | Схема «Система государственного управления при Иване Грозном». | |||||
6 | Опричнина Ивана Грозного. | 1 | Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны. | Опричник – дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы – расправа с боярами. | Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина. | Комбини – рованный | Карта «Русское государство в XVI веке». | |||||
7 | Присоединение к Российскому государству Поволжья. | 1 | Дать уч – ся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья. | Расширение границ Российского государства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств. | Порох, ясак, караул, толмач. | Комбини - рованный | Карта «Русское государство вXVI веке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного». | |||||
8 | Покорение Сибири. | 1 | Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России. | Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич. | Казак, круг, атаман. | Комбини – рованный | Карта «Русское государство в XVI веке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака». | |||||
9 | Быт простых и знатных людей. | 1 | Углубить знания уч – ся о быте простых и знатных людей. | Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий. | Тулуп, тягло, слобода. | Комбини – рованный | Произведение М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове…», иллюстрация «Крестьянская изба». | |||||
10 | Москва – столица Российского государства. | 1 | Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры. | Москва – столица Российского государства; Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры. | Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы. | Комбини – рованный | Карта «Русское государство в XVI веке», репродукции картин В.Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване Грозном. | |||||
11 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. | 1 | На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV века. Познакомить уч – ся с творчеством Андрея Рублева. | Афанасий Никитин – русский путешественник. Андрей Рублев – иконописец XV в.; икона «Троица». | Путешественник, раджа. Иконостас, путник, олифа, темпера. | Комбини – рованный Комбини – рованный | Карта «Русское государство в XVI веке», карточки с заданиями. А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке». | |||||
12 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | 1 | На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV – XVI веков. | Иван Федоров – первопечатник; 1564 г. – первое издание книги в России. | Типография, предисловие. | Комбини – рованный | Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову. | |||||
13 | Правление Бориса Годунова. | 1 | Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени. | Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов. | Патриарх. | Комбини – рованный | Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями. | |||||
14 | Смутное время. | 1 | Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени. | Смутное время – борьба за власть в начале XVII века. | Смутное время, самозванцы. | Сообщение новых знаний | Видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни». | |||||
15 | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 | Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы. | Семибоярщина – власть бояр; 1612 г. – освобождение страны от иноземных захватчиков. | Семибоярщина. | Комбини – рованный | Карта «Русское государство в XVI веке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому». | |||||
16 | Начало правления династии Романовых. | 1 | Дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых. | 1613 г. – начало правления династии Романовых; укрепление царской власти. | Соляной бунт, Медный бунт. | Комбини – рованный | Видеофильм «Романовы: начало династии», арточки с заданиями. | |||||
17 | КР по теме: Россия в конце XV- начале XVΙ века | 1 | Закрепить знания о политической и культурной жизни России в | |||||||||
18 | II четверть Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый). | 1 | Дать представление о положении крепостных крестьян. | Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину. | Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица. | Сообщение новых знаний | Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг». | |||||
19 | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй). | 1 | Дать представление о крестьянской войне XVII века под предводительством Степана Разина. | 1670 г. – крестьянская война под предводительством Степана Разина. | Крестьянская война. | Комбини – рованный | Таблица «Крестьянская война под предводительством Степана Разина», таблица «Крепостные крестьяне и помещики». | |||||
20 | Раскол в Русской православной церкви. | 1 | Раскрыть суть раскола в Русской православной церкви. | Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы – раскольники; Аввакум. | Протопоп, старообрядцы, скиты. | Комбини – рованный | Таблица «Раскол в Русской православной церкви»; репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова». | |||||
21 | Освоение Сибири и Дальнего Востока. | 1 | Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI – начале XVII в. | Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами и мореплавателями. | Чум, первопроходцы. | Комбини – рованный | Таблица «Народы Сибири и их занятия», Карта «Русское государство в XVII веке», карточки с заданиями. | |||||
22 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)» | 1 | Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV – XVIIвв. | Обобщение и систематизация знаний. | Карта «Русское государство в XVII веке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции. | |||||||
23 | Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке. Начало правления Петра I. | 1 | Показать, что начало правления Петра Iознаменовалось важными преобразованиями. | Детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство». | Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан. | Сообщение новых знаний | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». | |||||
24 | Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга. | 1 | Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны. | 1700 г. – начало Северной войны, причины Северной войны. | Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман. | Комбини – рованный | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга. | |||||
25 | Полтавская битва. | 1 | Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I. | 1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами. | Окоп, редут, драгун, гетман. | Комбини – рованный | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Полтавская битва». | |||||
26 | Победа Русского флота. Окончание Северной войны. | 1 | Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны. | Гангутское сражение; 1721 г. – окончание Северной войны; значение победы в войне | Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж. | Комбини – рованный | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». | |||||
27 | Петр I – первый российский император. | 1 | Создать у уч – ся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность. | Петр I – первый российский император. | Император, империя, цесаревич, Табель о рангах. | Комбини – рованный | Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». | |||||
28 | Преобразования Петра I. | 1 | Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России. | Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы. | Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм. | Комбини – рованный | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Государственное управление при Петре I». | |||||
29 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | Дать учащимся представление о дворцовых переворотах. | Последовательность правления царей. | Дворцовые перевороты, фаворит. | Комбини – рованный | Схема «Дворцовые перевороты», портреты ЕлизаветыI, Петра III, Екатерины II. | |||||
30 | Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. | 1 | Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова. | М.В.Ломоносов - первый русский академик; И.И.Шувалов - меценат, покровитель науки и искусства. | Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика. | Сообщение новых знаний | Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова. | |||||
31 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | 1 | Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России. | 1755 г. – основание Московского университета; 1759 г. – открытие Академии художеств. | Разночинцы, мещане. | Комбини – рованный | Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет». | |||||
32 | КР по теме: Эпоха правления Петра Ι. | 1 | Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической жизни страны во время правления Петра Ι. | |||||||||
33 | ΙΙΙ четверть Правление Екатерины II. | 1 | Раскрыть сущность политики Екатерины II. | Время правления Екатерины II – просвещенный абсолютизм. | Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума. | Сообщение новых знаний | Портрет Екатерины II. | |||||
34 | Золотой век дворянства. | 1 | Рассказать о расширении привилегий дворянства. | Золотой век дворянства – время правления Екатерины II, привилегии дворян. | Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат. | Сообщение новых знаний | Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковского. | |||||
35 | Положение крепостных крестьян. | 1 | Дать уч – ся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II. | Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране. | Наказы, вольная. | Комбини – рованный | Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне». | |||||
36 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | 1 | Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение. | 1773 – 1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. | Дезертирство. | Комбини – рованный | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портрет Е.И.Пугачева. | |||||
37 | Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. | 1 | Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье. | Русско – турецкие войны 1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов. | Ультиматум. | Комбини – рованный | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова. | |||||
38 | Знаменитый полководец Александр Суворов. | 1 | Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова. | А.В.Суворов – выдающийся полководец, воинское звание – генералиссимус. | Генералиссимус. | Комбини – рованный | Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы». | |||||
39 | Русские изобретатели и умельцы. | 1 | Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев. | И.П.Кулибин – изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов – изобретатель паровой машины. | Паровая машина, семафор. | Комбини – рованный | Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова». | |||||
40 | Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | 1 | Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны. | Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. | Драматурги – ческие произведения. | Сообщение новых знаний | Видеофильм «Искусство. XVIII век», Картины Ф.И.Фонвизина, Д.Г.Левицкого, И.П.Аргунова. | |||||
41 | Быт и нравы русских людей в XVIII веке. | 1 | Познакомить уч–ся с бытом и нравами русских людей в XVIII веке. | Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей. | Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик. | Сообщение новых знаний | Иллюстрации в учебнике. | |||||
42 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке» | 1 | Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке». | Обобщение и систематизация знаний. | Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.». | |||||||
43 | Раздел 3. История нашей страны в XIX в. Россия в начале XIX века. | 1 | Дать общее представление о проведении реформы в России в началеXIX в. | Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах». | Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет. | Сообщение новых знаний | Портрет Александра I, карточки с заданиями. | |||||
44 | Начало Отечественной войны 1812 года. | 1 | Дать представление о начальном этапе Отечественной войны. | 24 июня 1812 г. – нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война. | Сообщение новых знаний | Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями. | ||||||
45 | Бородинская битва. | 1 | Дать представление о Бородинском сражении. | 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение; М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии. | Генеральное сражение, ставка. Флеши. | Комбини – рованный | Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.) | |||||
46 | Оставление Москвы. | 1 | Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете. | Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы русскими войсками. | Фураж. | Комбини – рованный | Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.) | |||||
47 | Народная война против армии Наполеона. | 1 | Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г. | Помощь партизан; народная война. | Партизанский отряд, рейд. | Комбини – рованный | Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва». | |||||
48 | Отступление и гибель французской армии. | 1 | Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны. | Декабрь 1812 г. – отступление и гибель французской армии; значение победы. | Мундир. | Комбини – рованный | Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике. | |||||
49 | Правление Александра I. | 1 | Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период. | Основные направления политики Александра I. | Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец. | Комбини – рованный | Карта «Отечественная война1812 г.», портрет Александра I. | |||||
50 | КР по теме: война 1812 года. | 1 | Закрепить знания уч-ся по разделу: война 1812 | |||||||||
51 | ΙV четверть Создание тайных обществ в России. | 1 | Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века. | Северное и южное общества; «Конституция» Н.Муравьева; «Русская правда» П.Пестеля. | Республика. | Комбини – рованный | Карта «Отечественная война1812 г.», таблица «Тайные общества», портреты декабристов. | |||||
52 | Восстание декабристов. | 1 | Рассказать о ходе восстания декабристов. | 14 декабря 1825 г. – восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства. | Декабристы, присяга, каторга. | Комбини – рованный | Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади». | |||||
53 | Император Николай I. | 1 | Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики. | Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом. | Казармы, жандарм, чиновник. | Сообщение новых знаний | Карточки с заданиями, карточки для словарной работы. | |||||
54 | Золотой век русской культуры. | 1 | Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века. | Первая половина XIX века – золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка. | Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка. | Сообщение новых знаний | Картины художников В.А.Тропинина, А.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIX в.». | |||||
55 | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. | 1 | Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине. | А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель. | Лицей. Поэма, дуэль, роман. | Комбини – рованный | О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полтава», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта». | |||||
56 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. | 1 | Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода. | Научные открытия – телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида. | Телеграф, телефон, свита, пингвин. | Сообщение новых знаний | Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия». | |||||
57 | Крымская война 1853 – 1856 гг. | 1 | Дать общее представление о Крымской войне. | 1853 – 1856 гг. – Крымская война» 1854 – 1855 гг. – оборона Севастополя; герои войны – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов. | Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия. | Сообщение новых знаний. | Карта «Крымская война»; портреты Корнилова, Нахимова, Пирогова; набор открыток «Оборона Севастополя». | |||||
58 | Отмена крепостного права. | 1 | Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года. | 1861 г. – отмена крепостного права; Александр II – царь- освободитель; значение отмены крепостного права. | Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука. | Сообщение новых знаний. | Карточки с заданиями. | |||||
59 | Реформы Александра II. | 1 | Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II. | Суть реформ (земской, городской, судебной, военной). | Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных. | Комбини – рованный | Карточки с заданиями. | |||||
60 | Правление Александра III. | 1 | Дать общее представление о деятельности Александра III. | Укрепление государственной власти; Александр III – царь – миротворец. | Кредит, экспорт, импорт. | Комбини – рованный | Портрет Александра III, карточки с заданиями. | |||||
61 | Развитие российской промышленности. | 1 | Рассказать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III. | Политика частного предпринимательства; реформы С.Ю.Витте. | Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз. | Комбини – рованный | Схема «Реформы в период правления Александра III.», карта «Россия в конце XIX в.» | |||||
62 | Появление революционных кружков в России. | 1 | Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России. | Революционная деятельность в конце XIX века. | Забастовка, интеллигенция, революционер. | Комбини – рованный | Карточки с заданиями. | |||||
63 | Наука и культура во второй половине XIX в. | 1 | Познакомить уч-ся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX века. | Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников. | Консерватория. | Сообщение новых знаний. | Карта «Россия после реформы», картины художников второй половины XIX века. | |||||
64 | Жизнь и быт русских купцов. | 1 | Дать общее представление о жизни и быте русских купцов. | П.М.Третьяков, С.Морозов – русские купцы- меценаты. | Благотворительная деятельность, галерея. | Сообщение новых знаний. | Схема «Дела купцов». | |||||
65 | Быт простых россиян в XIX веке. | 1 | Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке. | 1897 г. – перепись населения. | Конка, котелок, трактир. | Сообщение новых знаний. | План- схема, атрибуты для игр. | |||||
66- 68 | Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке». | 3 | Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему. | Обобщение и систематизация знаний. | Карта «Россия в XIX веке». |
Список литературы:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.
2. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.
3. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида
мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...
Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по предмету История России 9 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
Данная программа содержит цели, задачи, календарно- тематическое планирование по истории России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...