Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
рабочая программа (8 класс) на тему

Корнева Марина Викторовна

Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8.docx56.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Варнавинская школа - интернат VIII вида

СОГЛАСОВАНА                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

Заместитель директора по УВР                                                                                                    Директор школы

____________________                                                                                                                 ____________________

Антонова О.В.                                                                                                                                       Сазонова Г.П.

«____» _____________ 2014 г.                                                                                                     «____» __________ 2014 г.

     

                                                           РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧИТЕЛЯ

                                                                 по предмету «История России»

                                                                                    8 класс

                                                             учитель: Корнева Марина Викторовна

                                                             первая квалификационная категория

                                                                      2014-2015 учебный год

Данная рабочая программа ставит следующие цели:

- изучение исторического материала;

- овладение знаниями и умениями;

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

- формирование личностных качеств гражданина;

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни;

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

 Задачи рабочей программы по истории:

Образовательные задачи:

- усвоить важнейшие факты истории;

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия,  закономерности общественного развития;

- овладеть умением применять знания по истории в жизни;

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:

- гражданское воспитание учащихся;

- патриотическое воспитание;

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.

Пояснительная записка к программе по истории России.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школеVIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кино, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие  формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Разделы изучаемого материала:

 В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.Этот материал прелставлен следующими темами:

- «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.)

- «Великие преобразования России в XVIII в.» (19 ч.)

- «История страны в период XIX в.»  (23 ч.)

Содержание курса истории 8 класса:

Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой. А также с победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года.  Данный курс знакомит учащихсясо множеством имен выдающихся исторических деятелей.

Учебно - тематическая программа: 8 класс (2 часа в неделю) - 68 часов.

Единая Россия (конец XV — начало XVII века)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

Великие преобразования России в XVIII веке

Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екате-риныII в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

История нашей страны в период XIX века

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся: 

    Учащиеся должны знать:

— когда началось и закончилось событие (по выбору),

— как протекало конкретное событие,

— великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться лентой времени,

— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,

— выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,

— оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

№ пп

Тема  раздела, урока

Кол – во

час.

Цели

урока

Основные

знания

Основные термины и понятия

Тип урока

Оборудование и материалы

Дата

1

I четверть

Раздел 1 Единая Россия (конец XV –начало XVΙΙ в).

Вводный урок.

1

Закрепить представление об истории как науке.

История – наука о прошлом человечества.

История, предки

Системати-зация знаний.

Портрет С.М.Соловьева.

2

Иван III Великий – глава единого государства Российского.

1

Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.

Иван III создал централизованную систему государственного управления.

Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.

Комбини –

рованный

Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства».

3

Расширение государства Российского при Василии III.

1

Проследить процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы.

Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III – достойный сын Ивана III.

Боярин – наместник.

Комбини –

рованный

Карта «Образование русского централизованного государства».

4

Русская православная церковь в Российском государстве.

1

Рассказать о роли русской православной церкви в Российском государстве.

Русская православная церковь – помощник великого князя; митрополит – глава церкви.

Духовенство, десятина.

Комбини –

рованный

Карта – схема «Церковная система управления».

5

Первый русский царь Иван IV       Грозный.

1

Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV.

1547 г. – венчание на царство, создание системы государственного управления.

Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы.

Сообщение новых знаний

Схема «Система государственного управления при Иване Грозном».

6

Опричнина Ивана Грозного.

1

Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны.

Опричник – дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы – расправа с боярами.

Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.

Комбини –

рованный

Карта «Русское государство в XVI веке».

7

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

1

Дать уч – ся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.

Расширение границ Российского государства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Порох, ясак, караул, толмач.

Комбини

-

рованный

Карта «Русское государство вXVI веке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного».

8

Покорение Сибири.

1

Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России.

Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич.

Казак, круг, атаман.

Комбини –

рованный

Карта «Русское государство в XVI веке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

9

Быт простых и знатных людей.

1

Углубить знания уч – ся о быте простых и знатных людей.

Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий.

Тулуп, тягло, слобода.

Комбини –

рованный

Произведение М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове…», иллюстрация «Крестьянская  изба».

10

Москва – столица Российского государства.

1

Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры.

Москва – столица Российского государства; Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры.

Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.

Комбини –

рованный

Карта «Русское государство в XVI веке», репродукции картин В.Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване Грозном.

11

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

Великий иконописец Андрей Рублев.

1

На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV века.

Познакомить уч – ся с творчеством Андрея Рублева.

Афанасий Никитин – русский путешественник.

Андрей Рублев – иконописец XV в.; икона «Троица».

Путешественник, раджа.

Иконостас, путник, олифа, темпера.

Комбини –

рованный

Комбини –

рованный

Карта «Русское государство в XVI веке», карточки с заданиями.

А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке».

12

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

1

На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV – XVI веков.

Иван Федоров – первопечатник; 1564 г. – первое издание книги в России.

Типография, предисловие.

Комбини –

рованный

Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову.

13

Правление Бориса Годунова.

1

Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени.

Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов.

Патриарх.

Комбини –

рованный

Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями.

14

Смутное время.

1

Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени.

Смутное время – борьба за власть в начале XVII века.

Смутное время, самозванцы.

Сообщение новых знаний

Видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни».

15

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

1

Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы.

Семибоярщина – власть бояр; 1612 г. – освобождение страны от иноземных захватчиков.

Семибоярщина.

Комбини –

рованный

Карта «Русское государство в XVI веке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому».

16

Начало правления династии Романовых.

1

Дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.

1613 г. – начало правления династии Романовых; укрепление царской власти.

Соляной бунт, Медный бунт.

Комбини –

рованный

Видеофильм «Романовы: начало династии»,

арточки с заданиями.

17

КР по теме: Россия в конце  XV- начале  XVΙ века

1

Закрепить знания о политической и культурной жизни России в

18

II четверть

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).

1

Дать представление о положении крепостных крестьян.

Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину.

Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.

Сообщение новых знаний

Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг».

19

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй).

1

Дать представление о крестьянской войне XVII века под предводительством Степана Разина.

1670 г. – крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Крестьянская война.

Комбини –

рованный

Таблица «Крестьянская война под предводительством Степана Разина», таблица «Крепостные крестьяне и помещики».

20

Раскол в Русской православной церкви.

1

Раскрыть суть раскола в Русской православной церкви.

Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы – раскольники; Аввакум.

Протопоп, старообрядцы, скиты.

Комбини –

рованный

Таблица «Раскол в Русской православной церкви»; репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова».

21

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI – начале XVII в.

Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами и мореплавателями.

Чум, первопроходцы.

Комбини –

рованный

Таблица «Народы Сибири и их занятия», Карта «Русское государство в XVII веке», карточки с заданиями.

22

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»

1

Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV – XVIIвв.

Обобщение и систематизация знаний.

Карта «Русское государство в XVII веке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции.

23

Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке.   Начало правления Петра I.

1

Показать, что начало правления Петра Iознаменовалось важными преобразованиями.

Детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство».

Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.

Сообщение новых знаний

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

24

Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.

1

Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны.

1700 г. – начало Северной войны, причины Северной войны.

Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга.

25

Полтавская битва.

1

Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I.

1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами.

Окоп, редут, драгун, гетман.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Полтавская битва».

26

Победа Русского флота. Окончание Северной войны.

1

Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны.

Гангутское сражение; 1721 г. – окончание Северной войны; значение победы в войне

Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

27

Петр I – первый российский император.

1

Создать у уч – ся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность.

Петр I – первый российский император.

Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.

Комбини –

рованный

Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

28

Преобразования Петра I.

1

Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России.

Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы.

Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Государственное управление при Петре I».

29

Эпоха дворцовых переворотов.

1

Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.

Последовательность правления царей.

Дворцовые перевороты, фаворит.

Комбини –

рованный

Схема «Дворцовые перевороты», портреты ЕлизаветыI, Петра III, Екатерины II.

30

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.

1

Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова.

М.В.Ломоносов     - первый русский академик; И.И.Шувалов    - меценат, покровитель науки и искусства.

Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика.

Сообщение новых знаний

Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова.

31

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

1

Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России.

1755 г. – основание Московского университета; 1759 г. – открытие Академии художеств.

Разночинцы, мещане.

Комбини –

рованный

Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет».

32

КР по теме: Эпоха правления Петра Ι.

1

Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической жизни страны во время правления Петра Ι.

33

ΙΙΙ четверть

Правление Екатерины II.

1

Раскрыть сущность политики Екатерины II.

Время правления Екатерины II – просвещенный абсолютизм.

Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума.

Сообщение новых знаний

Портрет  Екатерины II.

34

Золотой век дворянства.

1

Рассказать о расширении привилегий дворянства.

Золотой век дворянства – время правления Екатерины II, привилегии дворян.

Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат.

Сообщение новых знаний

Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковского.

35

Положение крепостных крестьян.

1

Дать уч – ся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.

Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране.

Наказы, вольная.

Комбини –

рованный

Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне».

36

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

1

Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение.

1773 – 1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Дезертирство.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портрет Е.И.Пугачева.

37

Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.

1

Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.

Русско – турецкие войны 1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов.

Ультиматум.

Комбини –

рованный

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова.

38

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1

Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова.

А.В.Суворов – выдающийся полководец, воинское звание – генералиссимус.

Генералиссимус.

Комбини –

рованный

Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

39

Русские изобретатели и умельцы.

1

Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.

И.П.Кулибин – изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов – изобретатель паровой машины.

Паровая машина, семафор.

Комбини –

рованный

Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова».

40

Развитие литературы и искусства в XVIII веке.

1

Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.

Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.

Драматурги –

ческие произведения.

Сообщение новых знаний

Видеофильм «Искусство. XVIII век», Картины Ф.И.Фонвизина, Д.Г.Левицкого, И.П.Аргунова.

41

Быт и нравы русских людей в XVIII веке.

1

Познакомить уч–ся с бытом и нравами русских людей в XVIII веке.

Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей.

Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.

Сообщение новых знаний

Иллюстрации в учебнике.

42

Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»

1

Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».

Обобщение и систематизация знаний.

Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.».

43

Раздел 3. История нашей страны в XIX в.

Россия в начале XIX века.

1

Дать общее представление о проведении реформы в России в началеXIX в.

Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах».

Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.

Сообщение новых знаний

Портрет Александра I, карточки с заданиями.

44

Начало Отечественной войны 1812 года.

1

Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.

24 июня 1812 г. – нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.

Сообщение новых знаний

Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями.

45

Бородинская битва.

1

Дать представление о Бородинском сражении.

26 августа 1812 г. – Бородинское сражение; М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии.

Генеральное сражение, ставка. Флеши.

Комбини –

рованный

Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)

46

Оставление Москвы.

1

Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете.

Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы русскими войсками.

Фураж.

Комбини –

рованный

Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)

47

Народная война против армии Наполеона.

1

Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г.

Помощь партизан; народная война.

Партизанский отряд, рейд.

Комбини –

рованный

Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва».

48

Отступление и гибель французской армии.

1

Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны.

Декабрь 1812 г. – отступление и гибель французской армии; значение победы.

Мундир.

Комбини –

рованный

Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике.

49

Правление Александра I.

1

Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период.

Основные направления политики Александра I.

Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

Комбини –

рованный

Карта «Отечественная война1812 г.», портрет Александра I.

50

КР по теме: война 1812 года.

1

Закрепить знания уч-ся по разделу: война 1812

51

ΙV четверть

Создание тайных обществ в России.

1

Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века.

Северное и южное общества; «Конституция» Н.Муравьева; «Русская правда» П.Пестеля.

Республика.

Комбини –

рованный

Карта «Отечественная война1812 г.», таблица «Тайные общества», портреты декабристов.

52

Восстание декабристов.

1

Рассказать о ходе восстания декабристов.

14 декабря 1825 г. – восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства.

Декабристы, присяга, каторга.

Комбини –

рованный

Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади».

53

Император Николай I.

1

Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики.

Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.

Казармы, жандарм, чиновник.

Сообщение новых знаний

Карточки с заданиями, карточки для словарной работы.

54

Золотой век русской культуры.

1

Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.

Первая половина XIX века – золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка.

Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.

Сообщение новых знаний

Картины художников В.А.Тропинина, А.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIX в.».

55

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

1

Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине.

А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.

Лицей. Поэма, дуэль, роман.

Комбини –

рованный

О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полтава», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта».

56

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.

1

Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Научные открытия – телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида.

Телеграф, телефон, свита, пингвин.

Сообщение новых знаний

Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия».

57

Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

Дать общее представление о Крымской войне.

1853 – 1856 гг. – Крымская война» 1854 – 1855 гг. – оборона Севастополя; герои войны – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов.

Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.

Сообщение новых знаний.

Карта «Крымская война»; портреты Корнилова, Нахимова, Пирогова; набор открыток «Оборона Севастополя».

58

Отмена крепостного права.

1

Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года.

1861 г. – отмена крепостного права; Александр II – царь- освободитель; значение отмены крепостного права.

Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.

Сообщение новых знаний.

Карточки с заданиями.

59

Реформы Александра II.

1

Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II.

Суть реформ (земской, городской, судебной, военной).

Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.

Комбини –

рованный

Карточки с заданиями.

60

Правление Александра III.

1

Дать общее представление о деятельности Александра III.

Укрепление государственной власти; Александр III – царь – миротворец.

Кредит, экспорт, импорт.

Комбини –

рованный

Портрет Александра III, карточки с заданиями.

61

Развитие российской промышленности.

1

Рассказать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III.

Политика частного предпринимательства; реформы С.Ю.Витте.

Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз.

Комбини –

рованный

Схема «Реформы в период правления Александра III.», карта «Россия в конце XIX в.»

62

Появление революционных кружков в России.

1

Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России.

Революционная деятельность в конце XIX века.

Забастовка, интеллигенция, революционер.

Комбини –

рованный

Карточки с заданиями.

63

Наука и культура во второй половине XIX в.

1

Познакомить уч-ся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX века.

Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.

Консерватория.

Сообщение новых знаний.

Карта «Россия после реформы»,   картины художников второй половины XIX века.

64

Жизнь и быт русских купцов.

1

Дать общее представление о жизни и быте русских купцов.

П.М.Третьяков, С.Морозов – русские купцы- меценаты.

Благотворительная деятельность, галерея.

Сообщение новых знаний.

Схема «Дела купцов».

65

Быт простых россиян в XIX веке.

1

Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке.

1897 г. – перепись населения.

Конка, котелок, трактир.

Сообщение новых знаний.

План- схема, атрибуты для игр.

66-

68

Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке».

3

Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему.

Обобщение и систематизация знаний.

Карта «Россия в XIX веке».

Список литературы:

1.        Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.

2.        Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.

3.        Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие.  -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида

в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по предмету История России 9 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида

Данная программа содержит цели, задачи, календарно- тематическое планирование по истории России для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...