Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
рабочая программа (7 класс) на тему

Корнева Марина Викторовна

в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Варнавинская школа - интернат VIII вида

СОГЛАСОВАНА                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

Заместитель директора по УВР                                                                                                    Директор школы

____________________                                                                                                                 ____________________

Антонова О.В.                                                                                                                                       Сазонова Г.П.

«____» _____________ 2014 г.                                                                                                     «____» __________ 2014 г.

     

                                                           РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧИТЕЛЯ

                                                                 по предмету «История России»

                                                                                    7 класс

                                                             учитель: Корнева Марина Викторовна

                                                             первая квалификационная категория

                                                                      2014-2015 учебный год

Данная рабочая программа ставит следующие цели:

- изучение исторического материала;

- овладение знаниями и умениями;

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

- формирование личностных качеств гражданина;

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни;

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

 Задачи рабочей программы по истории:

Образовательные задачи:

- усвоить важнейшие факты истории;

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия,  закономерности общественного развития;

- овладеть умением применять знания по истории в жизни;

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:

- гражданское воспитание учащихся;

- патриотическое воспитание;

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.

Пояснительная записка к программе по истории России.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школеVIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кино, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие  формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Разделы, изучаемого материала:

- «Введение в историю» (6 ч.)

- «История нашей страны древнейшего периода» (11 ч.)

- «Киевская Русь» (15 ч.)

- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)

- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)

- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч.)

Содержание курса истории

Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:

Учебно-тематическая программа:   7 класс(2 ч. в неделю)- 68 часов.

Введение:         Что такое история. Что изучает история.        Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода: Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь: Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.Крещение Руси при Князе Владимире. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников: иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».

Распад Киевской Руси:Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской.Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты, их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями: Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, ЕвпатияКоловрата и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества: Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.Повторение за год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

 Учащиеся должны знать:

— какие исторические даты называются точными, приблизительными;

— когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

— кто руководил основными сражениями;

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

— пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

— соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; — пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

— устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

— правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

— пересказывать содержание изучаемого материала близко к текст.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы организации учебного процесса:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные – наблюдение, демонстрация;

практические – работа с таблицей, исторической картой, контурной картой;

методы изложения новых знаний;

методы повторения, закрепления знаний;

методы применения знаний;

методы контроля;

Занятия проводятся в классно урочной форме. Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).Комбинированный урок. Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно- измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

Поурочное тематическое  планирование

№ п\п

Название раздела,

темы.

Кол-во час.

Тип

урока

Цель урока

Основные знания

Основные термины и понятия

Оборудование и материалы

Дата

1

I четверть

Раздел 1. Введение в историю.

История – наука о прошлом

18

1

Сообщение

 новых

знаний

Дать представление об истории как науке

История-рассказ о прошедшем. С.М.Соловьев-известный русский историк

История, предки

Портрет С.М.Соловьева

2

Исторические памятники

1

Комбиниро-ванный

Дать сведения о различных исторических источниках

Исторические источники: устные, письменные, вещественные

Исторические памятники, археологи

Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок

3 - 4

Наша Родина – Россия. Моя родословная

2

Комбиниро-ванный

Расширить понятие о Родине, дать сведения о родословной человека

Россия – наша страна. Москва – столица. Генеалогия – родословная.

Родина, Отчизна, генеалогия, имя, отчество, фамилия

Герб, флаг, гимн, портрет президента, карта «Народы Российской Федерации»

5

Счет лет в истории

1

Комбиниро-ванный

Научить определять последовательность событий

Дата, обозначение числа, месяца, года какого-либо события

Дата, век, тысячелетие

Лента времени

6

Историческая карта

1

Комбиниро-ванный

Научить пользоваться исторической картой

Историческая карта – графическое изображение государства в разные периоды истории

Историческая карта

Физическая карта России, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX –XII вв.»

7

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Введение в историю».

1

Обобщение и систематизация знаний

Обобщать и закреплять пройденный материал

Лента времени, карта Российской Федерации

8

Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода.

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов

1

Сообщение новых знаний

Познакомить уч-ся с восточными славянами, показать единство русских, украинцев и белорусов

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов

Восточные славяне, племена, братские народы

Карта в учебнике «Расселение древних славян»

9

Роды и племена восточных славян и их старейшины

1

Комбиниро –

ванный

Познакомить с общественным строем восточных славян

Роды и племена восточных славян, их старейшины

Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, старейшина

Карта в учебнике «Расселение древних славян», карточки с заданиями

10

Р.К. Варнавинский край – наша малая Родина

1

Сообщение новых знаний

Познакомить с картой Варнавинского района

Край, район, город, село

Карта  Варнавинского края

11      

Славянский поселок

1

Комбиниро-ванный

Познакомить с жизнью восточных славян до образования государства

Поселение – место, где селились славяне

Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань

Карта «Киевская Русь»

12 - 13

 Занятия

восточных славян. Ремесла восточных славян.

2

Комбиниро - ванный

Познакомить с условиями жизни и труда восточных славян

Земледелие – основное занятие славян. Славяне – трудолюбивый народ

Земледелие, плуг, соха, пашня, скотоводство, бортничество, собирательство

Предметы старины, карточки с заданиями

14

Обычаи восточных славян

1

Комбиниро - ванный

Формировать представление о традициях и обычаях восточных славян

Обычаи, традиции

Курган, плач, тризна, хоровод, каравай, оберег, жернова

Каравай, обереги, аппликации «Занятия восточных славян», кроссворд «Обычай»

15

Верования восточных славян

1

Комбиниро - ванный

Формировать представление о религии восточных славян

Язычество – вера во многих богов

Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи

Кроссворд «Обычаи»

16

Соседи восточных славян

1

Сообщение новых знаний

Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян

Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары

Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

17

Объединение восточных славян под властью Рюрика

1

Сообщение новых знаний

Дать представление об объединении славян под началом Рюрика

IX век – объединение восточных славян. Рюрик – первый русский князь

Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

18

Повторительно – обобщающий урок: «История нашей страны древнейшего периода».

1

Систематизация и обобщение знаний

Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

19

II четверть

Раздел 3. Киевская Русь.

Образование государства восточных славян – Киевской Руси

16

1

Сообщение новых знаний

Дать представление об образовании древнерусского государства

IX век – образование Древнерусского государства; полюдье – дань с людей

Полюдье

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

20

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

1

Комбиниро - ванный

Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси

Первые русские князья – Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей

Мирный договор, династия

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

21

Укрепление власти князя.

1

Комбиниро - ванный

Дать представление об укреплении власти князя

Укрепление единой верховной власти при князе Владимире; княжеская дружина

Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

22

Оборона Руси от врагов.

1

Комбиниро - ванный

Дать представление об обороне Руси от врагов

Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения; дозорная служба

Дозорные, дозорная служба

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

23

Крещение Руси при князе Владимире.

1

Комбиниро - ванный

Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988году

988 г. – крещение Руси; христианство – вера в бога Иисуса Христа

Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

24

Былины – источник знаний о Киевской Руси

1

Комбиниро - ванный

Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси

Былины – источник знаний о Киевской Руси

Былины, побратим

Былины «Садко», «волга и Микула Селянинович»

25

Культура и искусство

1

Комбиниро - ванный

Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси

Храм – центр культуры Киевской Руси

Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь

Иллюстрации из серии «Культура киевской Руси»

26

Княжеское и дворянское подворье

1

Комбиниро- ванный

Дать представление о частной жизни князей, дружинников, бояр

Князь – верховный правитель страны

Горница, терем, челядь, воевода

Макет терема, аппликация «Одежда князя»

27

Жизнь и быт людей в Киевской Руси

1

Комбиниро – ванный

Дать представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси

Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни

Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды

Видеофильм «Из истории русского костюма»

28

Правление Ярослава Мудрого

1

Сообщение новых знаний

Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке

Князь Ярослав Мудрый. «РусскаяПравда» - первый русский сборник законов.

Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь

Картина И. Билибина «Суд во времена «Русской правды», иллюстрация «Софийский собор»

29

Образование и грамотность на Руси

1

Комбиниро – ванный

Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси

Кирилл и Мефодий                    - создатели славянской письменности; Славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги

Переписчики, устав, Библия, библиотека

Видеофильм «Из истории русской письменности. История славянской азбуки. Первая русская книга.»

30

Летописи и летописцы

1

Комбиниро – ванный

Дать представление о древних записях, летописях.

Летопись – описание событий из года в год. Нестор – первый летописец.

Летопись, летописцы, свиток.

Иллюстрация «Памятник монаху – летописцу», стихотворение А.С.Пушкина из произведения «Борис Годунов».

31

Киевский князь Владимир Мономах

1

Сообщение новых знаний

Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси

Владимир Мономах-внук византийского императора Константина Мономаха; временное укрепление единства власти на Руси.

Удельный князь, бармы, царский венец.

Карточки с заданиями.

32

Рост и укрепление древнерусских городов.

1

Сообщение новых знаний.

Дать общее представление о древнерусских городах.

Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли.

Вече, корчма, посад, торг.

Макет древнего города.

33

Повторительно – обобщаюшийурок по теме «Киевская Русь».

1

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», картины «Крещение Руси», «Три богатыря», «Памятник монаху – летописцу».

34

III четверть

Раздел 4. Распад Киевской Руси.

Причины распада Киевской Руси.

18

1

Сообщение новых знаний.

Объяснить причины обособления княжеств.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

35

Образование самостоятельных княжеств.

1

Комбиниро–ванный

Дать представление о периоде раздробленности княжеств Древней Руси.

В XII веке образование самостоятельных княжеств.

Период раздробленности.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Карта «Феодальная раздробленность Руси» в учебнике.

36

Киевское княжество в XII веке.

1

Комбиниро – ванный

Охарактеризовать Киевское княжество в условиях раздробленности.

Ослабление власти киевского князя.

Титул

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», карточки с заданиями.

37

Владимиро – Суздальское княжество.

1

Комбиниро – ванный

Углубить знания учащихся об образовании самостоятельных княжеств; ознакомить с Владимиро – Суздальским княжеством.

1147 год – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы.

Торжок, хан, пир.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.»

38                   - 39

Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли.

2

Комбиниро – ванный

Формировать представления о Великом Новгороде.

Новгород – важнейший торговый путь, 859 г. – первое упоминание о Новгороде.

Хоромы, архиепископ, пошлина, пристань.

Картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко».

40

Новгородское вече.

1

Комбиниро – ванный

Дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.

Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ.

Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика.

Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой.

.

41

Русская культура в XII – XIII веках.

1

Сообщение новых знаний

Раскрыть отличительные черты культуры XII – XIII веков.

Культура – достижение деятельности людей; художественные ремесла; прикладное искусство. Архитектурные памятники.

Культура

Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире.

42

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси».

1

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», лента времени, плакат – кроссворд.

43

Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями.

Монголо – татары.

1

Сообщение новых знаний

Дать сведения о жизни, быте монголо – татар.

Монголо – татары – кочевой народ.

Пастбища, орда, караул, кумыс.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», таблица «Монголо – татары и русские».

44

Нашествие монголо – татар на Русь.

1

Комбиниро – ванный

Формировать представления о нашествии монголо – татар на русскую землю.

1223г. – первая встреча русских с монголо – татарами. 1237 г. – нашествие на Русь.

Таран.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., видеофильм «История государства Российского. Нашествие».

45

Героическая борьба русских людей против монголо – татар.

1

Комбиниро – ванный

Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе против монголо – татар.

Героическое сопротивление русских людей остановило монголо – татар от нашествия на Европу.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., «Карта захвата русских городов».

46

Русь под монголо – татарским игом.

1

Комбиниро – ванный

Формировать представление, что монголо – татарское иго было бедствием для завоеванных народов.

Установление господства монголо – татар на Руси.

Иго, Золотая Орда, Ярлык, баскаки.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. , картина С.Иванова «Баскаки».

47

Рыцари                                                                                                                                                   - крестоносцы.

1

Комбиниро – ванный

Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев.

Рыцари – крестоносцы; цели рыцарей – крестоносцев.

Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., Иллюстрации «Вооружение рыцарей – крестоносцев.

48

Александр Невский и Новгородская дружина

1

Сообщение новых знаний

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского.

Князь Александр Ярославич – новгородский князь.

Портрет Александра Невского (художник П.Д.Корин)

49

Невская битва

1

Комбиниро– ванный

Рассказать о борьбе русских народов со шведами в 1240 г.

1240 г. – битва на реке Неве. Бергер – основатель Стокгольма. Русский полководец Александр Невский.

Герцог.

Схема Невской битвы в учебнике; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке».

50

Ледовое побоище.

1

Комбиниро – ванный

Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в ледовом побоище.

1242 год – Ледовое побоище.

Схема сражения в учебнике, картина «Ледовое побоище» А.К.Горбунова, стих. К.Симонова «Ледовое побоище».

51

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрелить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII веке.

; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке».

52

IV четверть

Раздел 6. Начало объединения русских земель.

Возвышение Москвы

18

1

Сообщение новых знаний

Раскрыть причины возвышения Москвы.

Даниил Александрович – первый московский князь; причины возвышения Москвы.

Кремль, династия, географическое расположение Москвы.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», «Карта роста Москвы» в учебнике.

53

Московский князь Иван Калита; его успехи.

1

Комбиниро – ванный

Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.

Иван Калита – первый московский князь; «собиратель русской земли».

И Калита, свита.

Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите».

54

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

1

Сообщение новых знаний

Показать, что русские люди  преодолевали последствия страшного разорения.

Возрождение и развитие хозяйства – условие для объединения страны.

Десятина, крестьяне, оброк, дворяне.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Таблица – план.

55

Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

1

Комбиниро – ванный

Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой.

Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды.

Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче».

56

Сергий Радонежский.

1

Комбиниро – ванный

Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского.

Святой Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергеева монастыря.

Отшельники, игумен, пустынь, послушник, жертвовать.

Иконописный портрет Сергия Радонежского.

57

Битва на Куликовом поле.

1

Сообщение новых знаний

Показать борьбу русского народа за независимость.

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва. Мамаево побоище.

Полк, пехота, воевода.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы.

58

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1

Комбиниро –

ванный

Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси.

Значение Куликовской битвы.

Памятник

Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле».

59

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

Комбиниро – ванный

Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига.

1480 г. – свержение монголо – татарского ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие.

Пищаль, тюфяки.

Карточки с опорными словами, гравюра «Иван III», стих. Н.Кончаловского.

60

Укрепление Московского государства.

1

Комбиниро – ванный

Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского княжества.

Русь – Российское государство; символы государственной власти: скипетр, держава.

Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы.

Иллюстрации в учебнике.

61

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель».

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепить и обобщить знания учащихся о жизни и труде народа, его борьбе за независимость, начале объединения Русских земель вокруг Московского княжества.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы, картина А.Васнецова «Московский кремль при Иване Калите».

62-

67

Уроки обобщения «Основные даты и события родной истории».

6

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепить и обобщить знания учащихся об основных событиях и датах истории России, изученных в 7 классе.

Карточки с датами, карточки с заданиями, кроссворды.

68

Заключительный урок: «Экскурсия в музей»

1

Экскурсия

Познакомить уч – ся с экспонатами районного музея.

Список литературы:

1.        Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.

2.        Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.

3.        Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие.  -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида

Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по предмету История России 9 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида

Данная программа содержит цели, задачи, календарно- тематическое планирование по истории России для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...