Урок чтения в 5 классе для детей со сложным дефектом
план-конспект урока на тему

Трефилова Елена Владимировна

Урок чтения в 5 классе для детей со сложным дефектом "Звук и буква Юю. Звучание, артикуляция. конструирование буквы из палочек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МКСКОУ «Ярская школа-интернат»

Урок чтения 

        в 5 СД классе        

Провела: учитель 5 СД класса

Трефилова Е.В.

        2014-2015 уч.г.        

Тема: «Звук и буква Ю.Звучание, артикуляция. Конструирование буквы из палочек»

        Задачи: -познакомить с с графическим образом буквы Юю

-формировать четкое произношение звука

-развивать фонематический слух

-коррегировать тактильные ощущения через игру «Волшебный мешочек», буквы, вырезанные из различного материала, артикуляционный аппарат, мыслительную деятельность, зрительное восприятие через спец. Упражнения,  мелкую моторику через работу с пластилином, пуговицами

-воспитывать желание сознательно соблюдать дисциплину, чувство товарищества.

        Оборудование: игрушка юла большая и маленькая, конверт №1 –буквы, конверт №2-буквы, вырезанные из различного материала, конверт №3-буквы правильные и в зеркальном изображении, пластилин, пуговицы с шаблонами, элементы буквы Ю, Буква Ю заглавная и прописная, «волшебный мешочек» с буквами, иллюстрации к чистоговорке, карточки для сам. работы, для Андрея К. конверт с иллюстрациями к рассказу и предложениями к этим иллюстрациям, зеркала.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.
  1. Я : Прозвенел звонок, начинается урок.

Дети хором: На уроке работаем старательно, слушаем внимательно.

-Как называется урок?

-Чему учимся на уроке чтения?

      2) Об. темы урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, Андрей К. будеть читать новый рассказ , подбирать к нему картинки и к картинкам предложения. Но сначала подготовимся к четкому произношению звуков.

      2. Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

             1-4-вдох через нос, рот закрыт

             5-10-выдох через открытый рот

Артикуляционные упр-ия

-улыбочка-трубочка

-лопатка-иголочка

-птенчик

3.Актуализация знаний.

-Что такое звук?

-Что такое буква?

-Правильно, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем.

Конверт №1 ( у Захара буквы красные и синие, у Андрея П. и Димы черные, у Андрея К буквы парные звонкие и глухие)

-Что находится в конвертах?

-Разделите буквы на две группы.

-Какие же бывают буквы?

4. Тема урока.

1) Артикуляция звука

Загадка:

-К нам на урок пришел гость. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку.

Весело верчусь, кручусь

На одной ноге держусь

А когда остановлюсь,

Кто-то должен потрудиться

Чтоб я вновь могла кружиться.        (Юла)

Еще раз кручу юлу и проговариваю слова.

- Кто догадался, почему именно юла захотела к нам придти в гости?         

Упражнение с зеркалом:

-Чтобы правильно произнести звук, нужно губы сложить трубочкой и работает язычок, как будто он выталкивает воздух. (упражнения перед зеркалом)

-Попробуем все вместе

-Произносим по очереди

- Как произносим звук?

-Значит какой это звук?

Фонематическая зарядка :

-Юла очень довольна, что ее звук вы все произносите правильно и хочет с вами поиграть.

Дети располагаются в игровой зоне на ковре.

-Когда большая юла кружится, то она поет песенку У_У_У, а когда маленькая - ю-ю-ю

-Если я кручу большую юлу, то вы поете песенку У_У_У, а если маленькую - ю-ю-ю

-А теперь я буду петь песенки, а вы крутить юлу.

Чистоговорка:

Аю-аю-аю-в кубики играю

Лю-лю-лю-машинки я люблю

Юсь-юсь-юсь-с Юрой мячиком делюсь.

-Что можно сказать про мальчика Юру? На кого из нас похож Юра? Почему?

  1. Графический образ буквы. (Андрей К. читает рассказ)

Элементы буквы:

На доске выкладываю элементы буквы и рассказываю стихотворение:

Крепко к столбику прибью, чтобы о не укатилось

Ой, смотрите, что случилось

Получилась буква Ю.

        

-Из каких элементов состоит буква?

-Выложите на парте. (Читаю стихотворение дети выкладывают на парте из приготовленных элементов.)

Конверт №2 –буквы, вырезанные из различного материала.

-Рассмотрим, проводим пальцем

Заглавная буква;

Выложить по шаблону Букву Ю пуговицами

-Это заглавная буква, а еще есть у нее , как и у других букв, младшая сестричка, а как она выглядит вы узнаете, если изобразите юлу.

Физминутка

То юла стоит на месте

То она несется в пляс

Покружилась, повертелась

Остановилась отдыхать.        

Строчная буква:

На доске две буквы Ю ю

-Чем похожи буквы? (цвет, элементы букв)

-Чем отличаются? (размером)

-В какой домик поселим букву Юю?

Конверт №3

-Найдите и обведите все правильные буквы Ю

-Пропишите на листах в окошечке буквы Юю по образцу.

5.Закрепление.

 

Игра «Волшебный мешочек»

Лепка буквы Ю.

6. Итог урока.

-Что нового узнали?

-Чему учились?

Оценка деятельности детей на уроке.

7.Д.З.

Карточка - найти и обвести все буквы ю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».

Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков  учащихся  обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Рабочая программа 5 класс для детей со сложным дефектом

Рабочая программа создана для учащихся 5 класса для детей со сложным дефектом....

Рабочая программа по предмету «Цветоводство» в 5 классе для детей со сложным дефектом.

Адаптированная программа по предмету «Цветоводство» предназначена для учащихся 5 класса со сложным  дефектом и рассчитана на один учебный год. На уроках решаются  следующие задачи:- про...

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....

урок математики в 3 классе для детей со сложным дефектом

урок предназначен для детей с глубокой умственной отсталостью...

Урок предметно- практической деятельности для детей со сложными дефектами в нестандартной форме по теме «Складывание из счётных палочек по картинке (дом, забор, дерево)».

Урок предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда для детей со сложными дефектами в нестандартной форме.Тема: «Складывание из счётных палочек  по картинке (дом, забор, дер...