Рабочая программа по предмету «Цветоводство» в 5 классе для детей со сложным дефектом.
рабочая программа по теме

Трефилова Елена Владимировна

Адаптированная программа по предмету «Цветоводство» предназначена для учащихся 5 класса со сложным  дефектом и рассчитана на один учебный год. 

На уроках решаются  следующие задачи:

- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся со сложным дефектом;

- учить   самостоятельно выполнять трудовые задания;

- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся;

- воспитывать интерес к предмету;

- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности.

                                                                                          

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- наглядно-образного мышления;

- зрительного восприятия;

- пространственных представлений и ориентации;-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

Рабочая  программа состоит из пояснительной записки, где учитель раскрывает систему действий педагога и учеников на каждом этапе работы, а также режим организации занятий по количеству часов.  Сформулированы требования к знаниям, умениям, которые может приобрести обучающийся в процессе занятий. В содержании программы проводится  описание  разделов и тем, описываются прогнозируемые результаты, способы их проверки  по каждому из разделов. Контрольно-измерительный материал включает  в  себя контрольные задания для проверки знаний, умений, приобретенных после изученного материала.  Учебный план раскрывает последовательность изучения тем предполагаемого курса и количество часов на каждую из них, определяет соотношение учебного времени, отводимого на занятия. Дан перечень литературы для учащихся и  учителя. Таким образом, данная рабочая программа учитывает особенности познавате­льной деятельности  детей со сложным дефектом, обеспечивает кор­рекцию развития  с целью дальнейшей социализации, абилитации детей в обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Настоящая программа разработана и адаптирована для детей 5 класса со сложным дефектом по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство»  на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классы». Сборник 2 под редакцией В.В.Воронковой,- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

Данный курс «Цветоводство и декоративное садоводство»    создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей со сложным дефектом и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений,  позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Обучение цветоводству и декоративному садоводству в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся  имеются трудности социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при глубокой умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по предмету представлено с учетом возможностей обучающихся. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

        Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей  специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. В первый год профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ.

Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия. Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться рабочими инструментами. Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети со сложным дефектом учатся планировать свою работу, рассказывать о проделанной работе. В процессе трудового обучения дети  могут  освоить приемы практических работ, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда. Обучение построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как в парах, так и самостоятельно от начала, до конца.

Характеристика класса:

        На начало 2011-2012 учебного года впервые  был сформирован класс для детей со сложным дефектом. Класс для детей со сложным дефектом создан  с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.

        Эти дети представляют собой клинически и психологически разнородную группу.  Для них характерна повышенная истощаемость нервной системы. Их отличает амимичное лицо, плохое понимание жеста. Поведение детей лишено мотивов, отмечается нарушение целенаправленной активности. Учащиеся безынициативны, бездеятельны, беспомощны.  Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Все дети некритичны, их реакции на отношение к ним окружающих неадекватны. Учащиеся  понимают речь окружающих, но их собственная речь не всегда понятна окружающим. Речь практически не включается в процесс деятельности. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Дети  не способны оперировать отвлеченными понятиями.  Суждения   бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций. Они не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего.

         Потемкин Андрей (глубокая умственная отсталость, Синдром Дауна). Слух в норме. Зрение-дальнозоркость ( очки +6 на оба глаза).  Может испытывать гнев, страх, радость, грусть. В общении со взрослыми и детьми доброжелателен, дистанцию не соблюдает. Ребенок эгоцентричен, упрям, чрезмерно аккуратен . Мальчик неуклюж, малоподвижен, полноват. Играет один, но разрешает стоять рядом и смотреть. Может самостоятельно одеться и раздеться (пуговицы застегивает и расстегивает, не может  ремень, шнуровать обувь, завязывать шапку, может застегнуть молнию). Может отказать в помощи, не приступить к работе. Может сам приготовить и убрать рабочее место. Знает ТБ при работе с иглой, ножницами, нитками, клеем, но соблюдает частично.

Крылов Андрей (глубокая умственная отсталость, нетипичный аутизм). Слух в норме. Зрение –левый глаз 0,1. У мальчика повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Стереотипные подпрыгивания с хлопками сопровождаются криками а-а-а-а. играть не может, совершает лишь недолгие манипуляционные движения с предметами. Не всегда понимает инструкцию учителя. На вопрос может ответить вопросом или начинает цитировать прочитанную энциклопедию или просмотренный мультфильм. С трудом выражает свое желание или просьбу. Может самостоятельно одеться и раздеться (пуговицы застегивает и расстегивает, может застегнуть ремень, застегнуть молнию, не может шнуровать обувь, завязывать шапку). Не принимает участия  ни в каком виде труда. Знает ТБ при работе с иглой, ножницами, нитками, клеем, но соблюдает только при контроле.

        Поздеев Захар (глубокая умственная отсталость). Слух и зрение в норме. Нарушена координация, точность и темп движений. Мальчик агрессивный, не соблюдает дистанцию в общении. Может выразить свое желание, просьбу. Может самостоятельно одеться и раздеться (пуговицы застегивает и расстегивает, одевает ремень, застегивает молнию, не шнурует ботинки, не завязывает шапку.) От помощи взрослым и детям никогда не отказывается. Один играть не может, а любая коллективная игра быстро переходит в драку. Может сам приготовить и убрать свое рабочее место. Знает ТБ при работе с иглой, ножницами, нитками, клеем, но соблюдает не всегда.

        Назаров Дмитрий (глубокая умственная отсталость, ДЦП). Слух в норме. Зрение - сходящееся косоглазие, левый глаз 0,1, сильное заикание. Мальчик  с трудом передвигает ноги, научился бегать подпрыгивая, практически не действует левая рука. Дистанцию в общении не соблюдает, присуща агрессивность. Чувствителени к оценке, которую ему дают окружающие. Может выразить свое желание, просьбу. Самостоятельно одеться и раздеться не может. С удовольствием включается в трудовые дела и работает. Чаще наблюдает за игрой других, чем играет сам. При помощи взрослого может приготовить и убрать рабочее место. Знает ТБ при работе с иглой, ножницами, нитками, клеем, но соблюдает частично.

         

        В результате освоения курса «Цветоводство и декоративное садоводство»    у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных  и личностных результатов.

        Познавательные УУД: в предлагаемом курсе «Цветоводство и декоративное садоводство»   изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

- добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;

- добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

        Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-  учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;

- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

        Коммуникативные УУД: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями,     учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других людей;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Цели программы в предлагаемом курсе «Цветоводство и декоративное садоводство» в 5-9классах:

- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на   цветоводческом предприятии;

- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;

-  формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;

- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

        

Задачи курса«Цветоводство и декоративное садоводство»:

- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся со сложным дефектом;

- учить   самостоятельно выполнять трудовые задания;

- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся;

- воспитывать интерес к предмету;

- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности.

                                                                                         

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- наглядно-образного мышления;

- зрительного восприятия;

- пространственных представлений и ориентации;

-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

        

В программу включены разделы:

  • Введение. Знакомятся с профессией  - цветовод, с правилами поведения, техникой безопасности на уроках.
  • Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений. Приобретают навыки правильного сбора семян.
  • Бумажные пакеты для расфасовки семян. Учатся клеить пакеты бумажные и фасовать в них семена.
  • Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью. Узнают , как правильно сортировать семена и какие пригодные для посадки.
  • Культурные цветковые растения. Узнают, какие растения называются культурными.
  • Уход за комнатными растениями. Знакомятся с правилами ухода за комнатными растениями.
  • Цветковые   растения, размножаемые семенами. Узнают , какие растения размножаются семенами.
  • Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке. Знакомятся с правилами выращивания бархатца.
  • Перевалка комнатного растения. Приобретают навыки правильной перевалки комнатного растения.
  • Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений. Узнают, где и как использует человек  крупносеменные цветковые растения.
  • Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений.
  • Высадка рассады бархатца раскидистого. Высаживают рассаду совместно с педагогом на клумбу.

В каждом разделе даются теоретические знания. В конце каждого раздела знания закрепляются практически ввиде практических  работ.

  К концу учебного года учащиеся могут научиться:

-производить посев семян, полив;

-пикировать рассаду;

-распознавать изученные виды  декоративных растений по внешним признакам;

-ухаживать за комнатными растениями

-фасовать семена по пакетам

-изготавливать бумажные пакеты по шаблонам.

могут усвоить и понять:

-основные правила ухода за  комнатными растениями;

-правила посева семян, полива, пикировки и ухода за рассадой;

-основные виды декоративных растений;

-правила безопасности при работе с садовыми инструментами

-изученные термины

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности: оформление клумбы во дворе дома, на даче, уход за комнатными растениями, выращивание рассады на продажу.

         При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Показатели самостоятельности учащегося.

- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);                                                                                  

- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;                                                                                                        

 - действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого;                                                                                                                

 - действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);                                                            

 - действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;                                                                                                                

  - действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  -  действие (операция сформировано) – «ДА»;                                                                                                                                          

   - действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;                                                                                                    

   - действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;                                                                                      

   - действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Нормы оценок теоретических знаний.

При устном ответе обучающиеся должны использовать,  правильно применять и произносить специальные термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  •  полностью усвоил учебный материал;
  •  умеет изложить его по опорным схемам;
  •  по наводящим вопросам учителя  подтверждает ответ конкретными примерами;
  •  правильно отвечает на   вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  •  в основном усвоил учебный материал;
  •  допускает незначительные ошибки при его изложении по опорным схемам;
  •  с помощью учителя  подтверждает ответ конкретными примерами;
  •  правильно отвечает на  вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  •  не усвоил существенную часть учебного материала;
  •  допускает значительные ошибки при его изложении по опорным схемам;
  •  совместно с учителем находит ответ конкретными примерами;
  •  не всегда отвечает на  вопросы учителя.
  • Отметка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Нормы оценок практических работ.

        Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения  и затратами рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

  •  с помощью учителя  спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  •  правильно выполнялись приемы труда,
  •  работа выполнялась самостоятельно;
  •  работа выполнялась с учетом установленных требований;
  •  полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если учеником:

с помощью учителя  спланирован труд;

  •  допущены незначительные недостатки в организации рабочего места;
  •  в основном правильно выполнялись приемы труда;
  •  работа выполнялась с частичной помощью учителя;
  •  работа выполнена с незначительными отклонениями;
  •  соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

            С помощью учителя спланирован труд;

  •  допущены недостатки в организации рабочего места;
  •  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  •  работа выполнялась со значительной помощью учителя;
  •  работа выполнялась с нарушением отдельных требований;
  •  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

            Отметка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

На уроки  отводится 4 часа в неделю,  136 часов год,  продолжительностью 45 минут.  В конце каждой четверти проводится контрольная работа. 24 практических работ за год.

Календарно-тематический план .

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Форма занятий

Словарь

Наглядность

Форма контроля

К

П

Э.

1 четверть (36 ЧАСОВ)

1

  Введение.

7

1

Беседа о труде и профессиях.

1

Труд, названия профессий знакомых

Презентация , загадки о профессиях

Фронтальный опрос

2

Знакомство учащихся с особенностями уроков по предмету.

1

Название предмета

Презентация, спецодежда для учащихся: фартуки,перчатки, инвентарь

Фронтальный опрос

3

Правила поведения на уроке.

1

  Правила поведения

Опорные схемы

Фронтальный опрос

4

Назначение бригадира, санитара, составление списка дежурных на уроке и объяснение их обязанностей.

1

Дежурный

Бригадир

Опорные схемы

Индивидуальный опрос

5

Техника безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке труда.

1

ТБ

 Спецодежда для учащихся: фартуки, перчатки, инвентарь

Индивидуальный опрос

6

Цветковые растения: многообразие, декоративные качества.

1

Цветы

Иллюстрации растений, энциклопедия, презентация

Фронтальный  опрос

7

Цветоводство. Профессия – цветовод.

1

Цветовод

Презентация , выставка книг о растениях;

Фронтальный  опрос

2

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений 

22

 Семена растений;

загадки, стихи о растениях;

1

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы).

2

Ноготки, настурция, бархатцы

Презентация , энциклопедия, семена цветов

карточка

2

Внешний вид (ноготки, настурция, бархатцы)

3

Внешний вид

Презентация, открытки цветов

Карточка

3

Строение цветов (ноготки, настурция, бархатцы)

3

Строение

Схемы-опоры, иллюстрации

Индивидуальный опрос

4

Признаки созревания семян цветковых растений.

1

Созревание семян

Презентация, семена

Фронтальный  опрос

5

Приемы сбора семян.

2

Сбор семян

Схемы-опоры, иллюстрации

Индивидуальный опрос

6

П.работа: Сбор семян крупносеменных цветковых растений

3

Сбор семян

Схемы-опоры

Фронтальный опрос

7

Сроки созревания семян.

1

Созревание семян

Схемы-опоры, иллюстрации

Индивидуальный опрос

8

Осыпание семян.

1

Семена

Схемы-опоры, иллюстрации

Фронтальный опрос

9

Способы просушки семян после сбора.

2

Просушка семян

Схемы-опоры, презентация

Индивидуальный опрос

10

Способы хранения семян после сбора.

2

Хранение семян

Схемы-опоры, иллюстрации

Индивидуальный опрос

11

Расфасовка семян в  картонные коробки для просушки.

2

Расфасовка семян

Схемы-опоры, иллюстрации, картонные коробки

Фронтальный опрос

3

Бумажные пакеты для расфасовки семян

7

1

Назначение бумажных пакетов.

1

Бумажные пакеты

Образец, иллюстрации

Фронтальный опрос

2

Виды бумажных пакетов.

1

Бумажные пакеты

Образцы, иллюстрации

Индивидуальный опрос

3

П.работа: Изготовление бумажных пакетов маленького размера для хранения мелких семян.

1

Мелкие семена

Образец пакета, мелкие семена, инструкционные карты

Фронтальный  опрос

4

П.работа: Изготовление бумажных пакетов больших размеров для хранения крупных семян.

1

Семена крупные

Образец пакета, крупные семена, инструкционные карты

Фронтальный  опрос

5

П.работа: Изготовление бумажных пакетов среднего размера для хранения среднего размера семян.

1

Семена среднего размера

Образец пакета, среднего размера  семена, инструкционные карты

Фронтальный  опрос

6

Контрольная работа по теме «Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений»

1

Индивидуальный опрос

7

Работа над ошибками.

1

Индивидуальный опрос

2 четверть (28 часов)

8

П.работа: Наклеивание на пакеты изображений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.

1

Бумажные пакеты

семена

Образец, инструкционные карты

Фронтальный опрос

4

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

10

Фронтальный опрос

1

Значение,  приемы обмолота и очистки семян.

2

Очистка семян

Схемы-опоры, иллюстрации

Фронтальный опрос

2

Признаки доброкачественности и сортировка семян.

2

Доброкачественные семена

Презентация

Индивидуальный опрос

3

П. работа: Извлечение семян из сухих цветков.

1

Сухие цветки

Схемы-опоры

Фронтальный опрос

4

П.работа: Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные).

2

Сортировка семян

Иллюстрации

Фронтальный опрос

5

Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

1

Фасовка семян

Наперсток, чайная  и столовая ложки

Фронтальный опрос

6

П.работа: Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

2

Фасовка семян

Инструкционные карты

Фронтальный опрос

5

Культурные цветковые растения.

4

1

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними.

1

Культурные и дикорастущие цветковые растения

Иллюстрации, презентация

Карточка

2

Разнообразие цветковых культур.

2

Цветы

Иллюстрации, презентация

Фронтальный опрос

3

Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях.

1

Цветы

Иллюстрации, презентация

Фронтальный опрос

6

Уход за комнатными растениями.

18

1

Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение.

2

Земляные смеси

Составные части земельной смеси: огородная земля, перегной, листовая земля, речной песок, емкости для смеси, совочки, клеенки. 

Фронтальный опрос

2

Виды декоративных цветочных горшков.

2

Цветочные горшки

Цветочные горшки

Индивидуальный опрос

3

П.работа: Закупка торфяной смеси в магазине

1

Торфяная смесь

Фронтальный опрос

4

П.работа: приобретение цветочных горшков.

1

Кашпо

Фронтальный опрос

5

Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы ,воздуха.  

2

Комнатные растения

Презентация

Фронтальный опрос

6

Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды.

1

Полив

Инвентарь по уходу за комнатными растениями

Индивидуальный опрос

7

Определение влажности почвы в горшке (на ощупь).

1

Влажность почвы

Схемы-опоры

Индивидуальный опрос

8

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов.

2

Названия рабочих инструментов

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов

Индивидуальный опрос

9

Контрольная работа по теме «Уход за комнатными растениями»

1

Индивидуальный опрос

3 четверть (40 часов)

10

П. работа: приобретение и подготовка инструментов к работе.

2

Названия рабочих инструментов

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов

Фронтальный опрос

11

П.  работа. Заготовка поливной воды для отстаивания. Полив комнатных растений из детской лейки.

2

Отстаивание воды

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов

Фронтальный опрос

12

П. работа: опрыскивание цветов и протирка крупных листьев.

2

Опрыскивание цветов

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов

Фронтальный опрос

7

Цветковые   растения, размножаемые семенами

6

1

Общее представление о семенном   размножении цветковых растений.

2

Семенное размножение

Таблицы, схемы-опоры

Фронтальный опрос

2

Пикировка рассады.

2

Пикировка

Презентация

Индивидуальный опрос

3

 Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в горшке.

2

 Рассада

Схемы-опоры

Индивидуальный опрос

8

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

14

1

Виды бархатца (высокорослый, раскидистый).

2

Виды бархатцев

Иллюстрации

Карточка

2

Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого.

2

Виды бархатцев

Схемы-опоры

Фронтальный опрос

3

Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением).

2

Рассада

Презентация

Фронтальный опрос

4

Выращивание рассады бархатца раскидистого.

2

Рассада

Схемы-опоры

Фронтальный опрос

5

П.работа: Подготовка земляной смеси.

1

Земляная смесь

Составные части земельной смеси: огородная земля, перегной, листовая земля, речной песок, емкости для смеси, совочки, клеенки. 

Фронтальный опрос

6

П.работа: Промывка и просушка цветочных горшков.

1

Кашпо

Цветочные горшки, хоз. инвентарь

Фронтальный опрос

7

П.работа: Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью.

1

Бумажные стаканчики

Земляная смесь, горшки,

Фронтальный опрос

8

П.работа: Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами.

2

Посев

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов, спецодежда

Фронтальный опрос

9

П.работа: После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место.

1

Всходы

Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов, спецодежда

Фронтальный опрос

9

Перевалка комнатного растения.

6

1

Понятия перевалка и пересадка растения. 

1

Перевалка

Пересадка растения

Презентация

Индивидуальный опрос

2

Значение и приемы перевалки комнатного растения.

1

Перевалка

Пересадка растения

Иллюстрации

Индивидуальный опрос

3

Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

2

Перевалка

Пересадка растения

Иллюстрации, цветочные горшки

Фронтальный опрос

4

П.работа: Подбор, промывка и просушка цветочного горшка.

1

Кашпо

Спецодежда, инвентарь

Фронтальный опрос

5

П.работа: Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

1

Уплотнение земли

Спецодежда, инвентарь

Фронтальный опрос

10

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

6

1

Виды крупносемянных цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках.

2

Газон

цветник

Иллюстрации

Фронтальный опрос

2

Виды цветковых растений, используемых для оформления помещения.  

1

Названия цветов

Иллюстрации

Фронтальный опрос

3

Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств.).

2

Названия качеств

Схемы-опоры, иллюстрации

Индивидуальный опрос

11

  Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений

10

1

Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков).

2

Междурядье

Презентация

Фронтальный опрос

2

Контрольная работа по теме «Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений»

1

Индивидуальный опрос

3

Работа над ошибками.

1

Индивидуальный опрос

4 четверть (32 часов)

4

Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков.

2

Посев

Заделка семян

Схемы-опоры, иллюстрации

Индивидуальный опрос

5

Сроки посева семян.

2

Посев семян

Иллюстрации

Индивидуальный опрос

6

П. работа. Разметка посевных рядков с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков.

2

Разметка рядков

Спецодежда, инвентарь

Фронтальный опрос

7

П.работа: Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив (по необходимости).

3

Заделка семян

Спецодежда, инвентарь

Фронтальный опрос

12

Высадка рассады бархатца раскидистого

22

Индивидуальный опрос

1

Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики …)

4

2

2

уличные вазы, газоны, внутренние дворики

Презентация

Индивидуальный опрос

2

Расстояния между посадками растений .

2

Посадка

Иллюстрации, схемы-опоры

Фронтальный опрос

3

Рабочие инструменты цветовода: лопата, грабли.

1

Рабочие инструменты

Индивидуальный опрос

4

ТБ при работе с рабочими инструментами.

1

ТБ

Схемы-опоры,  рабочие инструменты

Индивидуальный опрос

5

П. работа: Оформление клумбы. Подготовка почвы.

4

Клумба

Презентация

Фронтальный опрос

6

П.работа: Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив (дальнейший по необходимости).

3

Разметка места посадки

Рабочие инструменты, инструкционные карты

Фронтальный опрос

7

Работа на цветнике.

4

Цветник

Инвентарь, естественные условия

Фронтальный опрос

8

Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в Ярском районе.

1

Названия цветов

Иллюстрации

Фронтальный опрос

9

Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках в Удмуртии.

1

Названия цветов

Иллюстрации, презентация

Фронтальный опрос

10

Контрольная работа по теме: «Высадка рассады бархатца раскидистого»

1

Индивидуальный опрос

11

Работа над ошибками.

1

Индивидуальный опрос

                                                                                       

                                                                                           Учебная программа.

раздел

содержание раздела

знания

умения

1

Введение.

Беседа о труде и профессиях. Знакомство учащихся с особенностями уроков по предмету. Правила поведения на уроке. Назначение бригадира, санитара, составление списка дежурных на уроке и объяснение их обязанностей. Техника безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке труда. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Цветоводство. Профессия – цветовод.

Свою обязанность дежурного

ТБ на уроке

Значение профессии –цветовод

Правила поведения на уроке

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы на уроке

2

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы). Внешний вид, строение (ноготки, настурция, бархатцы) . Признаки созревания семян цветковых растений. Приемы сбора семян. Сроки созревания семян. Осыпание семян. Способы просушки семян после сбора. Способы хранения семян после сбора. Расфасовка семян в  картонные коробки для просушки. Практическая работа: Сбор семян крупносеменных цветковых растений.

Внешний вид цветов

Способы просушки семян после сбора

Способы хранения семян

Различать семена (ноготки, настурция, бархатцы)

Собрать семена

3

Бумажные пакеты для расфасовки семян

Назначение бумажных пакетов. Виды бумажных пакетов. Практическая работа: Изготовление бумажных пакетов маленького размера для хранения мелких семян. Изготовление бумажных пакетов больших размеров для хранения крупных семян. Изготовление бумажных пакетов среднего размера для хранения среднего размера семян. Наклеивание на пакеты изображений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.

Назначение и виды бумажных пакетов

Изготовить пакеты разные по размеру по шаблону

4

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

Значение,  приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Практическая работа: Извлечение семян из сухих цветков. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян. Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Признаки доброкачественности и  семян

Значение очистки семян

Уметь расфасовать по пакетам семена

5

Культурные цветковые растения.

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях.

Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях.

Различать культурные от дикорастущих цветковых растений

6

Уход за комнатными растениями.

Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Виды декоративных цветочных горшков. Практическая работа: Закупка торфяной смеси в магазине. Приобретение цветочных горшков.

Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы ,воздуха.  Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке (на ощупь). Рабочие инструменты для выращивания комнатных цветов. Практическая работа: приобретение и подготовка инструментов к работе. Заготовка поливной воды для отстаивания. Полив комнатных растений из детской лейки. Опрыскивание цветов и протирка крупных листьев.

Правила ухода за комнатными растениями

Рабочие инструменты для ухаживания за комнатными растениями

Ухаживать за комнатными растениями

7

Цветковые   растения, размножаемые семенами

Общее представление о семенном   размножении цветковых растений. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в горшке.

Правила ухода за рассадой

Ухаживать за рассадой

8

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого. Практическая работа: Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений.

Правила выращивания рассады

Различать виды бархатцев

9

Перевалка комнатного растения.

Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. Практическая работа: Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

Правила перевалки растения

Пересаживать растения

10

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды цветковых растений, используемых для оформления помещения.  Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств.).

Виды цветковых растений, используемых для оформления помещений

Назвать декоративные качества этих растений

11

  Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений

Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян. Практическая  работа: Разметка посевных рядков с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив (по необходимости).

Способы разметки посевных рядков

Разметить ряды

12

Высадка рассады бархатца раскидистого

Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений. Рабочие инструменты цветовода.  ТБ при работе с инструментами. Практическая работа: Оформление клумбы. Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив (дальнейший по необходимости). Работа на цветнике. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в Ярском районе. Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках в Удмуртии.

Место посадки рассады цветов

ТБ при работе с инструментами

Приготовить землю и высадить рассаду

Правильно и по назначению пользоваться рабочими инструментами