Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 классы по программе VIII вида.
рабочая программа на тему

Жирнова Наталья Николаевна

Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению в 1-4 классах коррекционного образовательного учреждения VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.rar44.57 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)  учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №57

г. Челябинска

  Рассмотрено                                                          Утверждаю:

на заседании МО  протокол № _____                                            Директор МБСКОУ №57

                                                                                                     

от_____________________________                                             ____________В.И. Сычёва

                                                                                                     «___»________________2014г.                                                                                                                                  

Рабочая программа по трудовому обучению

для начальных  классов (1-4)

на 2014/15 учебный год

Автор: Жирнова Наталья  Николаевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория;

                                                                                                                           

                                                                 г.Челябинск, 2014г.

                         

                        Рабочая программа по трудовому обучению 1-4 кл.

                                          Пояснительная записка

                             2014-2015 учебный год

  1. Рабочая программа  составлена на основе:

*Школьного учебного плана на 2014-2015 учебный год.

*Годового календарного графика МБСКОУ № 57 на 2014-2015 учебный год.

*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, факультативных, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, объединений дополнительного образования МБСКОУ № 57 г. Челябинска. Положение о рабочей программе МБСКОУ № 57  от 22.12.2011 г.

*Положения о текущей и промежуточной (годовой) аттестации учащихся 1-9 классов МБСКОУ № 57. От 22.12.2011 г.

*Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений  VIII  вида Н.Н.Павлова Трудовое обучение1-3классы. - под редакцией В.В. Воронковой- Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.- М.»Просвещение», 2010 год

*Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений  VIII  вида С.Л.Мирский  Трудовое обучение. 4 класс - под редакцией В.В. Воронковой- Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.- М.»Просвещение», 2010 год

* Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный  год (приказ МО и Н РФ  от 31.03.2014 г., №  253).

*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 1 класс, СПб: Просвещение,2011

*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 2 класс, СПб: Просвещение,2011

*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 3 класс, СПб: Просвещение,2011

*Учебника для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 4 класс, СПб: Просвещение,2011

1.2 Программа и материал УМК рассчитаны  на 4 года обучения:

 1кл. на __66___ часов в год, ___2___часа в неделю.

2кл. на __68___ часов в год, ___2___часа в неделю.

 3кл. на __68___ часов в год,  ___2___часов в неделю.

 4кл. на ___102__ часа в год, на ___3___часа в неделю.

  1. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих  целей и задач: Цель программы обучения: 

развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Задачи:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда и т. д.);

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение  правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

На основе приказа ГлавУО Челябинской области от 8 мая 1998 года № 160. в соответствии с ОБУП в планирование введен региональный компонент из расчета 10-15 % от общего количества запланированных часов

1.4 Реализация национально-регионального  компонента.

На основе приказа ГлавУО Челябинской области от 8 мая 1998 года № 160. в соответствии с ОБУП в планирование введен региональный компонент из расчета 10-15 % от общего количества запланированных часов

№ пп

Тема урока

Содержание НРК

Источник

1 класс

  1. Тырычева Л.А. «Наш край» Учебное пособие.- Миасс «Геотур», 1996
  2. Григорьева В.Е. «Природа Южного Урала» Учебное пособие.- Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 2001.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас 2 класс, ч. 2. Москва, Просвеще-

ние.2001.

4.Тюмасева З.И. и др. Мир вокруг нас в красках, формах и звуках.Челябинск, Ю-У кн.изд-во.2000

 5ур

Лепка по образцу овощей, имеющих форму шара.

Дары уральской осени. Тюмасева. Мир вокруг нас.С.10

7 ур

Экскурсия в природу с целью сбора природного мат-ла.

Знакомство с растениями ближайшего окружения ТюмасеваЗ.И. Мир вокруг нас. С.43

8 ур

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

Листья с деревьев школьного двора

ТюмасеваЗ.И. Мир вокруг нас. С.16

9 ур

. Изготовление вазы с букетом  из засушенных листьев и цветов

Лекарственные растения Урала. Тюмасева. С. 37

15

Лепка по образцу моркови, перца, груши

Овощи Урала ТюмасеваЗ.И. Мир вокруг нас. С.10

19 ур

Изготовление по образцу ежа из пластилина

Насекомоядные животные. Григорьева. С.72

21

Изготовление по образцу бабочки и стрекозы

Бабочки Урала

Григорьева ЕВ с.129

28

Вырезание по линии симметрии:  елочка

Ель  с 63 Григорьева ЕВ

38

Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных деталей

Растения лесов Челябинской области  с 62 Григорьева ЕВ

53ур

Лепка по представлению деталей бытового сюжета. «За грибами»

Времена года в нашей местности. Тырычева. С.34. mv74.ru›blog/archives/vremena-goda/

2 кл

5ур

Экскурсия в природу с целью сбора материала природного

Тырычева. Наш край. С.63

Растительность нашего края

15ур

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей.

Тырычева. Наш край. С.66

Ягоды на Урале

22ур

Составление декоративного узора из засушенных цветов, листьев на подложке.

ЛА Тырычева Наш край стр.68 Цветы нашего края

23

Изготовление  предметной аппликации из засушенных листьев. Лиса

ЕВГригорьева Природа Южного Урала стр. 70 -71 Животные лесов челябинской области.

34

Лепка по образцу стилизованных фигур утки

Е. В. Григорьева «Природа Южного Урала» стр. 112 птицеводство на Урале

uralornitolog.ru›files/birds

35

Лепка по образцу стилизованных фигур  белки

А. А. Плешаков «Зелёные страницы» стр. 194 дикие и домашние животные

51

Изготовление композиции к сказке «Волк и лиса»

А. А. Плешаков «Зелёные страницы» стр. 199

67

Экскурсия в швейную мастерскую

Швейная мастерская школы

3 кл

1

Инструктаж по ТБ и ОТ. Сбор природного материала Экскурсия

   ЕВ Григорьева Природа Южного Урала стр. 86

4

Изготовление аппликации из засушенных листьев

  Растения Урала

 plantarium.ru

14

Экскурсия в столярную мастерскую

  Школьная столярная мастерская.

17

Экскурсия в природу. Наблюдения за птицами

ЛА Тырычева Наш край стр.88-93Птицы Урала

uralornitolog.ru›files/birds

29

Изготовление кокошника, шлема из тонкого картона

Народные костюмы Уральского региона  http://www.history-ryazan.ru

46

Экскурсия  в швейную мастерскую

Школьная швейная мастерская

51

Способы обработки древесины. Экскурсия в школьную  столярную мастерскую

ЕВ Григорьева Природа Южного Урала стр. 63-65 Виды деревьев Урала в.

62

Составление  рисунка на бумаге в клетку

Вышивки уральских мастеров

http://www.grafamania.net

http://www.livemaster.ru

4 класс

1 чет.

4ур

Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»

Рыба на Урале. Л.А. Тырычева. Наш край.102- 103с.

7ур

Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды, свойства, цвет ткани.

Швейная фабрика Челябинска

(презентация)

15ур

Игрушка «Цыплёнок» Разметка округлых деталей по шаблону. Подвижное соединение деталей.

Птицы Урала. Л.А. Тырычева « Наш край» с. 87

2 чет

36 ур

Что надо знать о металле. Применение металла. Виды металлов, свойства, цвет металла.

Л.А. Тырычева « Наш край»

 «Полезные ископаемые» с. 24

43ур

Знакомство с видами тканей. ТБ при работе с ножницами

Л.А. Тырычева « Наш край»

Зима на Урале. С. 33

3 чет

54ур

Связывание ниток в пучок.

Народные промыслы Урала

(презентация)

76 ур

Аппликация из древесных заготовок «Лошадь»

Животные уральских лесов.

Е.В. Григорьева. Природа Южного Урала с. 118

78 ур

Изготовление аппликации

« Подсолнух»

Загадки о растениях

Е.В. Григорьева. Природа Южного Урала с.62

4 чет

79 ур

Пришивание пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями

Л.А. Тырычева « Наш край» Что даёт наш край стране. Лёгкая промышленность. с. 24

99ур

Лепка фигур птиц, животных.

Животные Южного Урала. Чел.обл. Тырычева. Наш край.73с.

1.5Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Л.А.Кузнецова Технология:Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011
  2. Л.А.Кузнецова Технология:Ручной труд: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011
  3. Л.А.Кузнецова Технология:Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011
  4. Л.А.Кузнецова Технология:Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011
  5. Л.А.Кузнецова Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Ручной труд» для 1 кл. спец.(коррекционных) образ. учрежд.VIII вида, СПб: Просвещение, 2008
  6. Л.А.Кузнецова Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Ручной труд» для 1 кл. спец.(коррекционных) образ. учрежд.VIII вида, СПб: Просвещение, 2008
  7. Л.А.Кузнецова Рабочая тетрадь  к учебнику «Ручной труд» для 2 кл. спец.(коррекционных) образ. учрежд.VIII вида, СПб: Просвещение, 2012
  8. Л.А.Кузнецова Рабочая тетрадь  к учебнику «Ручной труд» для 3 кл. спец.(коррекционных) образ. учрежд.VIII вида, СПб: Просвещение, 2012
  9. Л.А.Кузнецова Рабочая тетрадь  к учебнику «Ручной труд» для 4 кл. спец.(коррекционных) образ. учрежд.VIII вида, СПб: Просвещение, 2012

Н.Н.Павлова Трудовое обучение (1 – 3 классы) / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы, М., 2010

С.Л.Мирский Трудовое обучение (4 класс) / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы, М., 2010

Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011

Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 2 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011

Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 3 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011

Л.А.Кузнецова Технология: Ручной труд: 4 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII  вида, СПб: Просвещение,2011

Т.С.Жидкина, Н.Н.Кузьмина Методтка преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида., М.: Академа, 2005

О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова Поурочные разработки по трудовому обучению. 1кл., Экзамен»,М.,2006                                             Н.П.Павлова, Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы, Пособие для учителя, 2-е издание исправленное и дополненное, М,:Просвещение, 1992Автор-составитель В.П.Трушина. «Уроки труда в начальной школе».3-4 классы, Волгоград:Учитель, 2006г.

И.В.Новикова Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ,2010

И.В.Новикова Конструирование из бумаги в детском саду. – Ярославль: Академия развития,2010

1.6 Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.

Знания, умения и навыки учащихся 1 класса на уроках  « Трудовое обучение».

  1. Уметь ориентироваться в задании по вопросам учителя.
  2. Уметь сравнивать образец изделия с натуральным объектом.
  3. Отвечать на вопросы учителя: Что из чего сделано?
  4. Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
  5. Уметь правильно располагать детали, соблюдать пропорции и детали.
  6. Узнавать  и называть основные геометрические и пластические формы.
  7. Называть с помощью учителя операции, материалы, инструменты, приспособления.

Знания, умения и навыки учащихся 2  класса на уроках  « Трудовое обучение».

1.Уметь составлять план работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно.

2.Уметь выполнять первое изделие каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий-самостоятельно.

3.Уметь придерживаться планирования при изготовлении изделия.

4.Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.

5.Употреблять в речи техническую терминологию.

6.Делать словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя.

7.Делать подробный анализ своего изделия по вопросам учителя.

8.Уметь на глаз и с помощью линейки определять высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах.

9.Самостоятельно ориентироваться на листе бумаги.

10.Уметь показать положение ближе-дальше, широкий-узкий, справа-влева и т.д.

Знания, умения и навыки учащихся 3   класса на уроках  « Трудовое обучение».

  1. Самостоятельная ориентировка в задании.
  2. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
  3. Самостоятельное составление плана работы над изделием.
  4. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
  5. Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
  6. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя.
  7. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе.
  8. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно.
  9. Употребление в речи технической терминологии.
  10. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
  11. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
  12. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предмета.

Знания, умения и навыки учащихся 4   класса на уроках  « Трудовое обучение».

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- ориентироваться в задании;

- изготавливать изделия по плану;

- давать отчёт о проделанной работе;

- ориентироваться на плоскости;

- анализировать образец и технические рисунки деталей;

- употреблять в речи слова, характеризующие признаки материалов, отношения между ними, называть инструменты;

- самостоятельно применять инструменты, соблюдать правила безопасной работы.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- название и назначение инструментов;

- виды и свойства клея;

- виды и свойства бумаги и картона;

- правила безопасной работы;

- пластические свойства глины и пластилина;

- основные цвета бумаги;

- гигиенические требования к готовой продукции;

- условные обозначения при разметке;

- виды и свойства тканей;

- виды пуговиц и способы их пришивания.

1.6. Контроль и оценка знаний учащихся

Основная цель контроля – оценить умения и навыки ручной умелости, умения анализировать образец и планировать свою работу. Для этого в течении каждой четверти проводятся самостоятельные практические работы. (см. приложение)

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При оценке знаний и умений учащихся по  труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.)

Для выявления  уровня подготовленности учащихся и контроля за развитием основных умений в 1 классе проводится мониторинг уровня развития ЗУН учащихся. Оценивание работ учащихся осуществляется по 4 уровням:

«Высокий» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, умение анализировать представленный образец.

«Средний» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Ниже среднего» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно   аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

    «Низкий» - если изделие не выполнено, либо нарушена конструкция изделия.

Критерии и нормы оценивания работ учащихся 2-4 классов:

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    «Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно   аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

  1. Календарно-тематический план реализации рабочей программы прилагается.
  2. Приложения.

Самостоятельные практические работы для выявления уровня обучености учащихся.

1 класс.

1 четверть.

Лепка пирамидки.н

2 четверть.

Изготовление деталей аппликации на флажки.

  1. четверть.

Составление по образцу композиции «Гусеница».

  1. четверть.

Вышивание по готовым проколам контуров фруктов.

2класс.

1четверть.

Самостоятельное изготовление рыбки из природного материала.

2четверть.

Оформление ёлочных игрушек в технике «бумажная мозаика»

3 четверть.

Изготовление игольницы

4четверть

Изготовление  предметной аппликации «Цветик семицветик»

3класс.

1четверть.

Изготовление аппликации  техникой «Бумажная мозаика»

2четверть.

Изготовление цепочки из бумажных колец.

3 четверть.

Изготовление аппликации из древесных опилок

4 четверть

Сборка модели садовой тележки

4 класс.

1четверть

Конверт для писем с клеевым соединением деталей.  Изготовление готового конверта.

2 четверть

Работа с бумагой и картоном.  Складывание из бумаги, изделие « Снежинка»

3 четверть

Аппликация из древесных заготовок « Лошадь»

4 четверть

Работа с пластилином. Лепка чайной посуды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»

Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...

Тест по теме: «Изготовление вешалки» по трудовому обучению в 5 классе коррекционной школы VIII вида. «Расставь в правильном порядке».

Тест  по теме: «Изготовление вешалки» по трудовому обучениюв 5 классе коррекционной школы VIII вида.«Расставь в правильном порядке»....

Рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе VIII вида

Пояснительная запискаРабочая программа для 4«к» класса составлена в соответствии программой С.Л. Мирского по трудовому обучению: Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII  вида 1 ...

Рабочая программа по надомному обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по надомному обучению ученика 8 класса коррекционной школы 8 вида состоит из  программ по следующим  предметам:Чтение, русский язык, математика, история, биология, географи...