Родственные слова
план-конспект урока на тему

урок русского языка в 4 классе с детьми коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат

с. Камышла

Учитель начальных классов :  :

Садыкова А. М.

2009-2010 учебный год

Тема. Родственные слова.

Цель:

  • Ознакомить с признаками родственных слов;
  • Развивать умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные слова;
  • Способствовать развитию речи учащихся;
  • Формировать орфографическую зоркость;
  • Развивать письменную и устную речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

использование ИКТ, рисунки гуся с гусятами, гусеницы.

  1. Психологический настрой.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Замок.

На дворе висит замок.

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покружили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, стучат ладошками друг об дружку)

И открыли! (пальцы расцеплены)

  1. Минутка чистописания.

- Давайте начнём урок с минутки чистописания. (на доске слова: Л..сной, л..сник, просека, л..совик.) 

- Прочитайте слова.

- Какая буква пропущена?

- Почему?

- От какого слова образованы все остальные слова? (лес) 

- Чем похожи слова?

- Сегодня тема нашего урока  «Родственные слова» (слайд 1)

- Запишите число, классная работа.

Ее

Лесной, лесник, лесовик.

- Докажите. Какие признаки родственных слов.

1. Слова близки по смыслу.

2. У слов общая часть – корень.

- Прочитайте правило (слайд 2)

- Выделите корень в словах, записанных в тетрадях.

IV. Продолжение изучения темы.

- Послушайте историю:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова – веточки. Эти слова назвали однокоренными. (слайд 3) А так как они все были дети одного корня – папы, то их еще назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.  

Из глубокого уважения к родителю родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный. (слайд 4)

И вот однажды появились на свете слово «ход». Нашли его люди и думают: «Что же с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня и я превращусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово «ход» и стало оно расти (Слайд 5: появилось дерево с веточками и корнем «ход»)

- Вот вам и задание: придумайте слова с корнем «ход» (проверка: слайд 6)

- Почему эти слова родственные?

V. Работа по учебнику.

- Откройте страницу 136, упр.21

- Прочитайте. О чем текст?

- Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

- Почему так считаете?

- Какая буква пропущена?

- Какое слово является для них проверочным.

- Запишите последнее предложение и разберите по членам предложения.

VI. Физминутка.

Дали Мурочке тетрадь

Стала Мура рисовать

«Это – ёлочка мохнатая

Это – козочка рогатая

Это – дядя с бородой

Это – дом с трубой».

«Ну, а это что такое

Непонятное чудное

С десятью ногами

С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка»

VII. Закрепление.

- Я прочитаю вам слова, а вы запишите их в два столбика к словам «гора», «горит»: горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый)

- А слово «горе» к какой группе подходит? (ни к какой)

- Почему?

VIII. Выполнение упражнения на компьютере (индивидуально)

- Выделите лишнее слово

1) Борьба, борец, бороться, воевать.

2) Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

3) Вражда, враг, противник, вражеский.

4) Дорога, путь, подорожник, дорожный.

IX. Зарядка для глаз.

- Встали, выпрямили спину, расправили плечи, улыбнулись и делаем упражнения по таблице.

X. Инсценировка «Родня ли гусеница гусю?»

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Права ли гусеница?

- Почему?

XI. Итог урока.

- Что изучали на уроке?

- Какие признаки родственных слов?

- Что понравилось на уроке?

Оценки, дом. задание: упр. 19, стр. 136

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родственные слова"

В конспекте урока на тему : "Родственные слова "  хорошо видно различие между родственными  и однокоренными словами....

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Родственные слова.

Групповое запятие на тему "Родственные слова" направлено на закрепление  родственных слов  в словах и предложениях....

Логопедическое занятие "Путешествие по городу родственных слов"

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся вторых-третьих классов с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление знаний о родственных словах, расширение словарного запаса....

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»

Урок в коррекционной школе  I-II  вида5 класс II вида  II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...

Однокоренные или родственные слова и формы слова

Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...