Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических компонентов языка.
план-конспект занятия на тему

Александрина Ирина Николаевна

Тема. Формирование словарного запаса. Существительные с увеличительным суффиксом -ИЩ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form._slov._zapasa._suf._-_ishch.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических компонентов родного языка.

Тема. Формирование словарного запаса. Существительные с увеличительным суффиксом  -ИЩ.

Цель.

      1 Познакомить детей с увеличительным значением суффикса –ИЩ в именах существительных.

Оборудование: предметные картинки с изображением маленьких и огромных предметов, иллюстрации к сказке «Два брата».

I. Организационный момент. 

Повторение употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выполнение детьми упражнения «Скажи ласково». Логопед показывает картинки, а дети называют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и садятся.

           Пень – пенек               Сумка – сумочка          Дом – домик

           Зверь – зверек             Ваза – вазочка              Нос – носик

           Огонь – огонек           Лента – ленточка          Палец – пальчик

II. Постановка цели занятия.

 1. Логопед сообщает детям, что они уже умеют называть ласково маленькие предметы. Сегодня мы будем учиться называть очень большие предметы, огромные.

2. Логопед предлагает детям отгадать загадки.

      Усищи, глазищи, когтищи,

      А моется всех чище…

                                                ( Кот)

      В этом белом сундучище

      Мы храним на полках пищу.

      На дворе стоит жарища,

      В сундучище – холодище.

                                                (Холодильник)

III. Подведение детей к пониманию увеличительного значения суффикса существительных –ИЩ.

1. Логопед перечисляет существительные с суффиксом –ИЩ из загадок (усищи, глазищи, когтищи, сундучище) и спрашивает: «Какие это предметы – маленькие или огромные?» Дети отвечают, что это огромные предметы, очень большие.

Логопед уточняет, что жарища – сильная жара, холодище – сильный холод.

2. Логопед напоминает детям, что части –ИК,- ОК, -ЁК  слышим в ласковых названиях маленьких предметов, а в названиях огромных предметов будем слышать часть – ИЩ.

3. Хлопнуть в ладоши, услышав названия очень больших предметов.

 а) выделить их среди обычных названий и среди названий с уменьшительно-ласкательным значением:

  • Рыба – рыбка – рыбища
  • Диванчик – диванище – диван
  • Ручища – рука - ручка
  • Стол – столик – столище
  • Домик – домище – дом

б) выделить их среди слов, сходных по звучанию:

  • Рыбища – носильщик – глазище – носище – каменщик – стекольщик – дубище – точильщик …

IV. Упражнение « Что это? »

Назвать предмет обычной величины, в то время как логопед называет слово с увеличительным  суффиксом – ИЩ.          

Например: «Ножищи – это очень большие ноги»

Прудище – это очень большой пруд.

Домище – это очень большой дом.

Волчище – это огромный волк.

Хвостище – это огромный хвост.

Стаканище – это очень большой стакан.

Лапищи – это огромные лапы.

Зубищи – это огромные зубы.

V. Рассказывание логопедом сказки « Два брата » с демонстрацией картинок (по Л.Н. Ефименковой ). Дети добавляют в текст слова с увеличительным  суффиксом – ИЩ.

VI. Итог занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

перспективное планирование логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ЗПР

Данный материал содержит комплексное планирование логопедической работы в виде таблицы : лексические темы, лексико-грамматические категории и темы по подготовке к обучению грамоте дошкольников подгото...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект подгруппового логопедического занятияв подготовительной группе для детей с ОНРпо теме: «Овощи». Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания дете...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР: «Продукты питания»

Конспект, подходящий  к изучению лексической темы: "Продукты питания" и "Посуда"...