Развитие творческого мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Евдокимова Тамара Петровна

Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития творческого мышления  школьников с ограниченными возможностями здоровья

Последнее время дети с ограниченными возможностями здоровья вызывают особую тревогу. Процесс адаптации  к социальным и экономическим условиям жизни значительно усложняется на фоне постоянного снижения жизненного уровня основной части населения, экономической и политической нестабильности - своей разрушительной силой направленной, в первую очередь, на детей, как наименее защищённую часть населения.  Развитие  у  школьников с ограниченными возможностями здоровья  творческого мышления  одна  из  важнейших  задач   в сегодняшней  коррекционной  школе, им придётся справляться с жестокими экономическими катаклизмами, от чего они ограждены в интернате и здесь спонтанно приобретённого опыта будет недостаточно. Исходя из этого, тема, посвящённая творческому развитию детей с отклонениями  в развитии, является очень актуальной. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это, то направляющее  начало, которое проявляется во всех  формах  человеческой  жизни  –  стремление  к  развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Важное значение для  преодоления дефектов  познавательной деятельности, личностных качеств и подготовки к дальнейшей трудовой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет обучение математике. В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников косость мышления, стереотипность использования знаний. В использовании  проблемных  ситуаций  существуют  нераскрытые  возможности  для   развития   творческого  мышления.

    Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным,  а  с

загадки,  проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось   творческое мышление,  необходимо, чтобы он почувствовал  удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом  возникшие потребности  в  записях.  Только  через  преодоление   трудностей,   решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. Вопросами теории и технологии  проблемного  обучения  занимались  А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я.  Лернер,  М.И.  Махмутов,  В.  Оконь,  Т.В.Кудрявцев и др.  Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчёркивают  его  бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания. С творческим  мышлением   сопряжены   два   личностных    качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным  образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное  с созданием  или  открытием  принципиально  нового субъективного  знания, с генерацией собственных идей.

Будущее коррекционного образования  находится  в  тесной связи с перспективами  проблемного обучения. И  цель  проблемного  обучения  широкая:  усвоение  не только результатов познания, но и самого  пути  процесса  получения этих  результатов;  оно   включает   ещё   и   формирование   познавательной самостоятельности умственно отсталого ученика и развития  его творческих способностей. Проблемная ситуация и учебная проблема  являются  основными  понятиями проблемного обучения.                                                                Существует две основные функции учебной проблемы:

     1) определение направления умственного поиска,  то  есть  деятельности

        по нахождению способа решения проблемы;

     2)  формирование  познавательных   способностей,   интереса,   мотивов

        деятельности по усвоению новых знаний.

Для  учителя  они  являются   средством:   управления   познавательной

деятельностью умственно отсталого ученика; формирование его мыслительных способностей, служит  стимулом  активизации  мышления,  а  процесс её решения – способом превращения знаний в убеждения.

 Проблемная ситуация – средство организации проблемного  обучения,  это

начальный момент мышления, вызывающий познавательную  потребность  учения  и  создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и  способов  деятельности. Проблемные ситуации могут быть различными по методическим особенностям:  непреднамеренные;  целевые;  проблемное  изложение;   эвристическая   беседа;   проблемные демонстрации;    игровые  проблемные  ситуации; проблемный фронтальный  эксперимент;  проблемное  решение задач; проблемные задания.                                                                      

Особенность  проблемных  методов  состоит  в  том, что методы  основаны  на

создании   проблемных   ситуаций,   активной   познавательной   деятельности

умственно отсталых учащихся,  состоящих  в  поиске  и  решении  сложных   вопросов,   требующих актуализации  знаний, анализа.

В  современной  теории  проблемного  обучения   различают   два   вида проблемных  ситуаций:  психологические  и  педагогические.  Первая  касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих  действий, вопросов учителя,  подчёркивающих  новизну,  важность и другие отличительные качества  объекта познания. Проблемная  ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель  создаёт  проблемную  ситуацию,  направляет  умственно отсталых учащихся  на   её решение, организует поиск  решения.  Таким  образом, умственно отсталый ребёнок  становится  в позицию своего обучения и как результат у него образуются  новые  знания,  он овладевает  новыми  способами  действия.  Трудность  управления проблемным обучением состоит  в  том,  что возникновение  проблемной  ситуации  –  акт  индивидуальный,    поэтому    от     учителя  требуется     использование  дифференцированного и индивидуального подхода при определении проблемных теоретических и практических заданий.                                                                                    

Исходя из задач коррекционной школы, выделяют основные функции проблемного обучения.  Их делят на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения:

  -  усвоение  учащимися с отклонениями в развитии системы  знаний  и  способов   умственной   и практической деятельности;

  - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей;

  - формирование диалектико-материалистического мышления.        Специальные функции:

-  воспитание  навыков  творческого   усвоения   знаний;                                                -  воспитание  навыков  творческого  применения  знаний;

 - формирование и накопление опыта творческой деятельности.

 В  соответствии  с  видами  творчества можно выделить три вида проблемного обучения.

      Первый  вид   –   теоретическое   творчество. В основе этого вида лежит постановка и  решение теоретических учебных проблем.

      Второй  вид  – практическое  творчество. В  основе  этого  вида  проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

      Третий  вид  –  художественное   творчество   –   это   художественное

отображение действительности на основе творческого  воображения.               Все виды проблемного обучения характеризуются  наличием  продуктивной,

творческой деятельности умственно отсталого ученика, наличием поиска и решения проблемы.  Первый  вид чаще всего бывает на уроке, где  наблюдается  индивидуальное,  групповое  или  фронтальное  решение  проблемы;                                           второй   вид   –   на    практических занятиях,  предметном  кружке,  факультативе,  на  производстве;

третий вид – на уроке или внеурочных занятиях.

      В зависимости от характера взаимодействия учителя и  учащихся  выделяют  четыре уровня проблемного обучения:

      -  уровень  несамостоятельной  активности  –   восприятие   объяснения      

       учителя,  усвоение  образца  умственного   действия   в условиях  

       проблемной ситуации;

      - уровень полу самостоятельной активности характеризуется применением

        прежних знаний в новой  ситуации  и  участие  в  поиске способа решения  

        поставленной учителем проблемы;

      - уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно-

        поискового типа,  применение прежних знаний в  новой  ситуации;

      - уровень творческой активности – выполнение  самостоятельных  работ,

требующих творческого воображения, логического анализа  и  догадки.

Эти  показатели  могут применяться учителем  как  видимые  показатели  продвижения   в  учебном  развитии,  в  качестве  основного  содержания  обратной  информации.                                                                                                С целью  предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения  условий  успешного  обучения  школьников ОВЗ, сохранения  их  здоровья  большое  внимание  необходимо  уделять  рациональной  организации  учебного  процесса. Для  повышения  двигательной  активности  умственно отсталых учащихся в учебный  процесс  необходимо  включать  физкультминутки, динамические  паузы, гимнастику  для  глаз, создавать  на  уроке  благоприятный  психологический  климат.                                                                          

 Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно,

не  требуя  никаких   специальных   упражнений,   искусственно   подбираемых

ситуаций. В сущности,  не  только  каждая  текстовая  задача,  но  и  добрая

половина  других  упражнений,  представленных  в  учебниках   математики   и

дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением  которых  ученик  должен  задуматься. Используя проблемы развития математических способностей  умственно отсталых учащихся,  психолог  В.А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного  самостоятельного, творческого мышления.  Знание  учителем  этой  типологии  –  важное  условие  создания проблемных  ситуаций  при  изучении  нового  материала,  повторении пройденного и при формировании умений и навыков. Вот некоторые из них:

      - задачи с не сформулированным вопросом;

      - задачи с недостающими данными;

      - задачи на соображение, логическое мышление.

 Таким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций

не является новой для учителя,  а  требуют  лишь  правильного  использования

всех тех ресурсов, которые скрыты в  курсе математики.

   Оптимальной   структурой  учебного  материала  будет  являться  сочетание  традиционного  изложения  с  включением проблемных ситуаций.

      При рассмотрении сущности и особенностей проблемного  обучения  видим,

что  организация  такой  технологии  действительно способствует   развитию

интеллектуальных возможностей умственно отсталых  учащихся, самостоятельности, творческого мышления. Проблемное  обучение  обеспечивает  более   прочное   усвоение  знаний;  развивает  аналитическое  мышление,  способствует  сделать  учебную  деятельность для учащихся более привлекательной. Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся  сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, является  одним  из  свойств  формирования диалектического мышления. Таким образом, единственным плодотворным  путём  развития  творческого  мышления в детстве становится  максимально  полное  раскрытие потенциальных  возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую  полноценно  развивающуюся деятельность для умственно отсталых учащихся,  чтобы  потенциал  не  остался  не востребованным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....

Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.Было доказано, что занятия в кружке по ест...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...