Главные вкладки

    Раннее выявление предрасположенности к дислексии
    статья по теме

    Поташинская Марина Викторовна

    Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии. Нарушения чтения отрицательно влияют не только на весь процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка, формирование личности.

    Раннее выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников (младших школьников) помогает выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку.

    Ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений развития у детей позволяют не только сохранить, но и укрепить психическое здоровье ребенка, способствуют социальной адаптации младших школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Раннее выявление предрасположенности к дислексии

    Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии.

    Нарушения чтения (дислексии) представляют собой одну из распространенных форм речевой патологии детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день под понятием дислексия понимается -  частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

    Нарушения чтения отрицательно влияют не только на весь процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка, формирование личности. Неудачи при овладении чтением вызывают и закрепляют такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во всех этих случаях аффективные реакции являются следствием трудностей в чтении.

    Чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

    Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале.

    Опыт показывает, что чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.

    Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

    А.Н.Корневым на основе механизмов нарушения чтения была разработана методика раннего выявления дислексии – МРВД, направленная на изучение уровня развития вербальных и невербальных психических функций у детей.

    Основная задача методики – выявлять при массовых обследованиях группу детей “группу риска” подозрительных в отношении возможности возникновения нарушения чтения и др. расстройств (объединенных сходными механизмами возникновения или похожей симптоматикой).

             Использование МРВД рекомендуется с целью общего профилактического обследования первых классов, в ходе предшкольной диспансеризации, она достаточно проста в использовании, занимает в ходе исследования минимальное количество времени и может применяться широким кругом специалистов, работающих с детьми: невропатологами, психиатрами, педиатрами, дефектологами, логопедами, педагогами и др.

             Данная методика помогает выявить задержку формирования многих  психических (сукцессивных) функций (входящих в симптомокомплекс дислексии), недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий. Отобраны наиболее простые в использовании задания, требующие малой затраты времени: “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы ” и “Кулак-ребро-ладонь”. Использование этих четырех тестов позволило выявить предрасположенность к дислексии в 68% случаев. Приложения 1,2.

    Первоклассникам, страдавшим расстройствами устной речи, выполнение тестовых заданий даются труднее, чем здоровым детям младше их на год. (Для этих младших школьников в методику были включены еще два задания «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Ориентировка “право-лево”» – позволили вывить предрасположенность к дислексии в 87% случаев).

    Недостаточная сформированность высших психических функций препятствует успешному формированию навыка чтения у младших школьников.

    Результаты апробации методики показали, что надежность прогноза по дислексии повысилась до 82% . Важно выявлять таких детей еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начинать с ними разностороннюю, систематическую, профилактическую работу. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.

    Поэтому работу, направленную на профилактику нарушений чтения  следует проводить в детских садах, особенно в речевых группах, в группах для детей с задержкой речевого развития, на подготовительных занятиях для будущих первоклассников.

    Следует отметить, что обследование с помощью МРВД – это лишь I этап в выявлении предрасположенности к дислексии. С помощью указанной методики можно изучить состояние лишь отдельных функций, лежащих в основе процесса чтения. Отобранная группа детей с повышенным риском должна пройти углубленное обследование психиатра, психолога, невропатолога и логопеда.

    Таким образом, комплексный всесторонний анализ личностных особенностей ребенка даст возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.

    Раннее выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников (младших школьников) помогает выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку.

            Ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений развития у детей позволяют не только сохранить, но и укрепить психическое здоровье ребенка, способствуют социальной адаптации младших школьников.

    Список литературы

    1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
    2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2001.
    3. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей.  М., 2005.
    4. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. М.,1989.
    5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Методика раннего выявления дислексии (МРВД)

    № п/п

    Задания

    Оценка

    Примечания

    0

    2

    3

    I

    1.

    2.

    Рядоговорение

    Инструкция: Перечисли по порядку:

    1) времена года (после ответа на этот вопрос)

    2) дни недели

    (при недостаточном понимании временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления)

    Оценки (здесь и далее дается в штрафных баллах):

    1. Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;
    2. Правильно ответил на один вопрос – 2 балла;
    3. Правильно ответил на два вопроса – 3 балла.

    Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

    баллы

    II

    1.

    2.

    Ритмы

    Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

    1) простые ритмы: !!  !, !  !!, !! ! !, !  !  !!, !  !!!.

    Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают.

    2) сложные ритмы: !!!  ! !, !  !!  !!, !  !!!  !, !!  !!!  !.

    Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

    Оценки:

    1. Выполнены оба задания – 0 баллов;
    2. Выполнены только простые ритмы – 2 балла;
    3. Не выполнено ни одного задания – 3 балла.

    Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых этот тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

    У детей затруднения отмечаются при право - и левополушарном поражении.

    баллы

    III

    Тест: Кулак-ребро-ладонь

    Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

    Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему еще одну попытку (если после стимуляции продолжил верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

    Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций.

    В первом случае чаще страдает переключение с

    III

    Оценки:

    1. Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;
    2. Правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трех демонстраций с 1-й попытки – 2 балла;
    3. Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трех демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

    0

    2

    3

    одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребенок делает большие паузы между движениями.

    Во втором случае дети путают последовательность движений  или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

    баллы

    IV

    Субтест: Повторение цифр

    Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!».

    После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4-х цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.

    1. Прямой счет

       №3    3-8-6           6-1-2

       №4    3-4-1-7        6-1-5-8

       №5    8-4-2-3-9     5-2-1-8-6

    После этого дается новая инструкция: «Сейчас я  назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке.

    Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и т.д.

    1. Обратный счет

       №2    2-5              6-3

       №3    5-7-4           2-5-9

       №4    7-2-9-6        8-4-9-3

    0

    2

    3

    Первая часть задания характеризует иконическую сукцессивную слухоречевую память, вторая – состояние оперативной памяти.

    При ранних правополушарных или двусторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарном – в прямом.

    IV

    Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

    Оценки:

    1. Итоговый результат больше 6 – 0 баллов;
    2. Итоговый результат равен 6 – 2 балла;
    3. Итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

    0

    2

    3

    баллы

    Сумма баллов за весь тест (из 5 баллов)

    При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

    Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий.

    Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).

    Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространенной.

    Приложение 2.

    Диагностика

    предрасположенности к дислексии

    Фамилия, Имя ______________________________________________ Возраст______________

    Класс, школа ________________________  Дата обследования______________

    №п/п

    Задания

    Оценка

    Примечания

    0

    2

    3

    I

    1.

    2.

    Рядоговорение

    Перечисли по порядку:

    1) времена года

    2) дни недели

    баллы

    II

    1.

    2.

    Ритмы

    Воспроизведение по образцу:

    1) простые ритмы:

    !!  !, !  !!, !! ! !, !  !  !!, !  !!!.

    2) сложные ритмы:

    !!!  ! !, !  !!  !!, !  !!!  !, !!  !!!  !.

    баллы

    III

    Тест

     Кулак-ребро-ладонь

    баллы

    IV

    Субтест

     Повторение цифр

    1. Прямой счет

       №3    3-8-6           6-1-2

       №4    3-4-1-7        6-1-5-8

       №5    8-4-2-3-9     5-2-1-8-6

    1. Обратный счет

       №2    2-5              6-3

       №3    5-7-4           2-5-9

       №4    7-2-9-6        8-4-9-3

    баллы

    Сумма баллов за весь тест (из 5 баллов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах».

    « Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах»....

    Выявление предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста

    Интерес   к проблемам  раннего  выявления, предупреждения  и  коррекции  специфических  нарушений  чтения  и  письма у детей обусловлен  тем...

    Система раннего выявления и учёта детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

    Выявление, учет, диагностика и профилактика социального неблагополучия детей....

    Информационно-просветительский буклет для родителей по раннему выявлению наркотических веществ у несовершеннолетнего.

    Информационно-просветительский буклет для родителей по раннему выявлению наркотических веществ у несовершеннолетнего...

    "Работа школы по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде"

    Раннее выявление и профилактика экстремизма в ученической среде...

    Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.

    Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...

    Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними. (из опыта работы. Рыбакова Вера Васильевна, социальный педагог).

    … семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители, или иные законные представители несовершеннолетних не...