Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
статья на тему

Когда мы говорим о полноценно развитой личности ребенка, то обязательно ко всем качествам, которыми должен обладать тот или иной «уникум» относим и правильную речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_psikh_logo_konech.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Когда мы говорим о полноценно развитой личности ребенка, то обязательно ко всем качествам, которыми должен обладать тот или иной «уникум» относим и правильную речь. Ведь речь – это не просто способ говорения, скорее – средство мышления. К 5 годам у ребенка происходит слияние двух процессов мышления и речи. И дальнейшее развитие мышления, и речи не возможно друг без друга они становятся едиными.  Поэтому когда проводится психодиагностика мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. В старшем дошкольном возрасте речь все же выделяется, и оценивается отдельно от мышления, причем диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т. п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.

Однако  выполнение этого условия связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. За десятилетний стаж своей работы в детском саду могу с уверенностью сказать, что количество детей, имеющих сложные нарушения в речевом развитии, растет с каждым годом. Дети, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. У детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они не могут запомнить сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.  У детей с речевыми нарушениями значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, ЭВС. Дети-логопаты малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, так как они более агрессивные и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Такие дети имеют и эмоциональные особенности – повышенная  возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, постоянная смена настроения. Поэтому необходимо помогать ребенку, преодолевать нарушения речи, так как низкий уровень речевого развития препятствует общению, затрудняет социализацию ребенка, ограничивает возможность самореализации.

        В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных общих стандартов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения  определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

       Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности участников коррекционного процесса, в частности учителя-логопеда и педагога-психолога, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

      Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, построена по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог занимаются всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой, отслеживают процесс развития. Достижение этих целей возможно только при тесном взаимодействии данных специалистов в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.

     Логопеду принадлежит координирующая и ведущая роль коррекционных воздействий, оказывая необходимую логопедическую помощь. Коррекция речевых недостатков осуществляется на протяжении регулярного, систематического курса  занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами  работы по исправлению звукопроизношения.

     Основная задача психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы,  высших психических функций, снятие эмоционального напряжения у детей. В системе проводятся тренинговые занятия на снятие психомышечных зажимов, песочная терапия, сказкотерапия. На занятиях специалист также осуществляет индивидуальный подход  к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала  с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

      Обязательна просветительская и пропедевтическая работа с педагогами и родителями детей, имеющих речевые нарушения. Со стороны психолога проводятся консультации направленные на повышение психологической культуры родителей и педагогов. Благодаря систематической пропаганде дефектологических знаний коллектив педагогов и родители стали лучше понимать проблемы малышей, имеющих речевые нарушения. Щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, любовь, доброжелательность, педагогическая поддержка в учреждении и в семье вышли на первый план. Беседы с родителями о необходимости избегать категорических мер, вызванных ничем не обоснованными родительскими амбициями. Мы стараемся доносить до родителей, что для детей особенно важны любовь, неназойливая поддержка со стороны близких, стремление подчеркивать положительные черты их характера: доброту, аккуратность, настойчивость, трудолюбие. В результате работы у детей исчезает чувство неполноценности, тревожности, пониженной самооценки, сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.

     Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка. Тесное взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда обеспечивают полноценное развитие ребенка, в чем мы убеждаемся, сопоставляя результаты стартовой и итоговой диагностики.

Литература.

  1. Немов Р. С. Психология. Книга 2. – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. – 2001.
  2. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 
  3. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Айрис-пресс, 2005. 
  4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Айрис-пресс, 2003. 
  5. Резниченко Т.С., Бенилова С.Ю. Индивидуально-ориентированный подход при коррекции  речевых  нарушений // А.Р. Лурия и психология 21 века / Вторая международная конференция, посвященная 100–летию  со дня рождения А.Р. Лурия. – М., 2002.
  6. Зорина С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М. - 2006. 
  7. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  8. Бенилова С.Ю., Резниченко Т.С.  Ориентировочно-диагностический курс медико-педагогического воздействия для детей с тяжелыми нарушениями речи // Журн. «Дефектология», №6, «Школа-Пресс», М., 1999.
  9. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми // Двадцать одна ситуации из практики детского психиатра и психотерапевта. – М.: Прометей, Книголюб, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе

Статья рассказывает об использовании материалов мобильной коррекции в работе воспитателя по закреплению поставленных звуков....

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Перспективный план взаимосвязи учителя-логопеда с профильными специалистами

Перспективный план взаимосвязи учителя-логопеда с профильными специалистами. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет....

План взаимосвязи учителя-логопеда с профильными специалистами ДОУ

Календарно-тематический план взаимосвязи учителя-логопеда с профильными специалистами...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...