Методическая разработка к дидактическому пособию "Зимняя сказка"
методическая разработка по теме

Пулина Нина Павловна

Методическая разработка к дидактическоему пособиею на развитие речевых и коммуникативных функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_didakticheskogo_posobiya.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Антошка» г. Павлово

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА» 

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ  С ОНР III УРОВНЯ

«РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ»

РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ  - ЛОГОПЕД  ПУЛИНА НИНА ПАВЛОВНА

     Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от4 до 5 тысяч слов.

     Иная картина наблюдается при Общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения  вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. У детей с III уровнем недоразвития речи в 5 летнем возрасте словарный запас составляет 2,5 – 3 тысячи слов. В нём преобладают в искажённом виде слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

     Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и названия частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточнённость действий, антонимов, относительных прилагательных. В грамматическом строе речи распространены ошибки в согласовании разных частей, построении предложений. В фонетическом плане дети неправильно произносят звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Часто нарушено речевое дыхание.

    Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, точно связанных с речевой деятельностью. А именно: нарушены внимание и память, пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно –логическое мышление.

Целью моего дидактического пособия «Зимняя сказка»  на примере лексической темы «Зима» является коррекция всех речевых процессов, а именно:

-расширение и обогащение словарного запаса детей  по данной теме,

-совершенствование грамматического строя речи,

-развитие связной речи детей,

-работа над слоговой структурой  слов,

-автоматизация поставленных звуков в словах и фразах,

-развитие фонематических процессов,  

-развитие мелкой моторики и ВПФ (внимания, памяти,  словесно – логического  мышления).

С этой целью я разработала ряд игр и упражнений для данного пособия «Зимняя сказка»

1.Игра №1 «Подбери пару»  (дидактическое пособие, стр. 2)

Задачи:

-Развивать зрительное внимание детей.

-Совершенствовать зрительное восприятие.

-Совершенствовать динамическую и статистическую организацию движений (пристёгивание шнурка-резинки с помощью крючка).

Описание игры:

Ребёнку предлагается  внимательно посмотреть на  варежки и подобрать  пары по цвету рисунка.

2. Игра №2» Снежные комья» (дидактическое пособие, стр. 3)

Задачи:

-Развивать умение  узнавать предмет по одной его детали.

-Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (заячье, птичье).

-Развивать мелкую моторику рук.

Описание игры:

Внимательно рассмотреть животных, затем «залепить» их снежками. Ребёнок должен догадаться, чьё крыло или чьи лапы выглядывают из-за снежного кома и назвать их (львиные, птичьи и т.д.).

3.Игра №2 «На новогоднем представлении» (дидактическое пособие, стр. 4-5)

Задачи:

-Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже с основой на мягкий согласный (новогоднее представление, зимняя сказка).

-Формировать и закреплять умения и навыки составления рассказов по сюжетной картине.

-Развивать логическое мышление.

Описание игры:

Внимательно рассмотреть сказочных героев, назвать их. Вспомнить свой личный опыт: посещение новогодних представлений. Расположить героев на странице книги по желанию ребёнка.  Составить сюжетный рассказ, используя, выбранные персонажи.

4.Игра №4 «Украсим нашу ёлочку» (дидактическое пособие, стр. 6-7)

Задачи:

-Формировать умение подбирать новогоднюю игрушку на заданные звуки: С, Л.

-Закреплять умение определения позиции звука в слове.

-Совершенствовать  умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Описание игры:

 Ребёнок рассматривает все новогодние игрушки, затем выбирает игрушки на звук «С», «вешает» их на ёлку, далее выбирает игрушки со звуком «Л», их тоже «вешает» на ёлку, определяет местоположение звуков в словах, чётко называет данную игрушку.

Как только ёлочка украшена, можно предложить придумать рассказ по сюжетной картине « Когда часы 12 бьют».

5.Игра №5 «Кто в домике живёт?» (дидактическое пособие, стр. 8)

Задачи:

-Развивать длительный ротовой выдох.

Описание игры:

Взрослый задаёт вопрос ребёнку: «Ты хочешь узнать, кто живёт в этом сказочном домике?». Когда последует согласие ребёнка, взрослый предлагает  ребёнку набрать в рот воздуха и плавно, не надувая щёк,  подуть на волшебную занавесочку. Ребёнок увидит сказочного героя  (героев можно менять).

Результаты практического применения пособия «Зимняя сказка».

-Дети проявляют любознательность и интерес к данному дидактическому пособию.

-Пополнились знания детей по изучаемой теме «Зима».

-Дети умеют выделять заданный звук в слове, определять местоположение звука в слове.

-Словарный запас пополнен словосочетаниями: новогоднее представление, зимняя сказка.

-Дети пользуются монологической и диалогической речью. Составляют связный рассказ.

-Развивается мелкая моторика и ВПФ (внимание, память, мышление)

-Формируется речевое дыхание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ ШАРЛЯ ПЕРРО

Цель: Закрепление знаний по творчеству Ш. Перро и  развитие  связной речи.Задачи:- Обогатить и уточнить представления детей о Ш.Перро и его творчестве.- Способствовать развитию начал ко...

Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....

Методическая разработка. Путешествие в сказку "Репка" на русском и французском языке.

Разработка содержит побробный конспект уроков и материалы и примеры видеопособий, которые позволят ознакомить учащихся с вариантами интерпретации сказки «Репка», обучить лексике и чтению сказки на рус...

Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки  А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина  и Б. Зворыкина». Учебный проект разработан д...

Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план...


 

Комментарии

Пулина Нина Павловна

Дидактическое пособие можно посмотреть в фотоальбоме "Зимняя сказка"