Формирование нравственных качеств и представлений у учащихся с ОВЗ во внеурочное время» (доклад на областном семинаре)
презентация к уроку на тему

В докладе говорится как проводится нравственно-патриотическое, нравственно-эстетическое, воспитание во вне урочное время с детьми коррекционной школы 8 вида.Прилагается презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nravstvennoe_vospitanie_v_gpd.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида»

«Формирование нравственных качеств и представлений у учащихся с ОВЗ во внеурочное время»

(доклад на областном семинаре)

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                     Юлдашова Н.В.

Егорьевск  2015г.

«Формирование нравственных качеств и представлений у учащихся с ОВЗ во внеурочное время»

Проблема нравственного воспитания во все времена была актуальна. Большинство воспитателей, работающих в группах продленного дня, заканчивали еще советскую школу и не могут не согласиться, что многое из того, чему нас учили, было важно и нужно.

К сожалению, в годы перестройки это хорошее было утеряно. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, добрые сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. И вот, наконец, в обществе снова заговорили о необходимости нравственного воспитания. Сегодня взрослые обеспокоены тем, что теряются  традиции семейного воспитания, основанные на совместной деятельности, родители озабочены проблемой зарабатывания денег, и дети недополучают элементарного общения со взрослыми.

Объективные данные, полученные при изучении  нравственности подрастающего поколения в России, заставляют серьёзно задуматься над проблемой усиления  социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных детей».

Еще А.С.Макаренко писал: «Вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание – это вопрос о цели воспитания».

             Цель коррекционно – воспитательной работы это социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, к окружающей социальной среде. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, Чтобы став взрослыми они могли самостоятельно обслуживать, выполнять в быту и производстве простую работу, жить в семье и в трудовом коллективе.

А для этого необходимо формировать у детей модель правильного поведения.

Основное внимание в этом направлено  на нравственное воспитание.

В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае результаты всегда будут случайными.

К сожалению, семья не всегда является тем нравственным фундаментом, на который мы, педагоги, можем опереться в своей работе.

Поэтому одной из основных задач школы является не только передача знаний, но и расширение нравственных представлений детей о своем поведении, о своей гражданской ответственности по отношению к обществу, о воспитании чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине.

Особая роль в этой работе отводится группе продленного дня.

Наша группа разновозрастная, объединяющая учащихся разного возраста, Это дети от 7 до 12 лет, тем сложнее организовать жизнь, работоспособность нашего коллектива. Дети пребывают с нами во  второй половине дня-5 часов, когда приходит энергетически -эмоциональный спад, большая утомляемость, снижение работоспособности. После 4-5 часовой учебной деятельности мы организуем обед и отдых.      

Дети не ограничены жёсткими рамками уроков, выполнением учебной программы. Они находятся в более свободных условиях, чем в классе. И нашей задачей, как воспитателей, является грамотная организация деятельности детей в после урочное время, в частности, отбор содержания и видов этой деятельности. От этого зависит и успех воспитательной работы в целом.

Дети, с интеллектуальной недостаточностью, часто имеют проблемы социального характера. Достаточно известным фактором являются нарушения отношений со взрослыми. Ребенок не готов принять относительную условность делового общения, правил и норм поведения в школе, и может вести себя с учителем как с близким человеком – мамой, бабушкой – капризничать или, наоборот держаться отдаленно, обособленно с напускной беззаботностью, безучастностью.

 Большая проблема для детей младшего школьного возраста – войти в детское сообщество, действовать самостоятельно, и вместе с другими детьми. Одни из них не умеют сблизиться, подружиться с ребятами – поэтому переживают – чувствуют себя одиноко, лишними, чужими. Другие дети общительны, но при этом проявляют грубость, агрессию, стремяться подчинить, подавить сверстников ( Игорь И.-Шариповы ). Эта модель поведения вызывает слезы, конфликты, напряжения.

Большое внимание требуют эти дети «лидеры» в коллективе, которые прибегают к негативным способам самоутверждения, которые выражаются в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким  «лидерам» осознать своё поведение, не вести с ними индивидуально-воспитательную работу, то у них может появится чувство вседозволенности и собственного превосходства.

             И наоборот акцентирование внимания детей на положительных качествах ученика помогает ему становится лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны.

            Другая группа детей – очень неуверенных в себе: «Не знаю», «не умею», « не буду»,  « не хочу» - главные установки в их деятельности (Ира, Влад, Илья).

Есть школьники с завышенным самомнением. Они претендуют на право быть главными персонами учебного процесса , коллектива, ориентированы только на успех, но приложить максимум труда не хотят (Дима Г.). Разочарования в несбывшихся ожиданиях, тяжелые переживания, перенос вины на других- взрослых , товарищей- рождают конфликтные ситуации.

Задача воспитателей скорректировать среду отношений, среду«обитания» детей, поэтому, планируя воспитательную работу чаще обращаем внимание на сплочение детского коллектива, планируя и проводя  

доступные по содержанию, увлекательные беседы, диспуты с использованием примеров, жизненного опыта детей- моделируя  правильное поведение детей в различных ситуациях. Мы проводим такие клубные часы:

1. «С детства дружбой дорожи».

Пр.сод.: расширять знания детей о взаимоотнощениях людей, воспитывать доброжелательность ( плакат с большим сердцем и кармашек, в который мы опускаем ладошку с пожеланиями).

2. Диалог час «Основные законы безконфликтного существования».

Говорили о различных вариантах человеческого общения, Знакомство с понятиями «конфликт», «компромисс»; базовыми нравственными категориями «добро» и «зло», развитие таких личностных качеств как

 «толерантность».

3.«Поговорим о дружбе», - познавательный досуг

4.«Будь внимательным к людям»- беседа,

5.«Посеешь привычку – пожнешь характер»,

6.« А стоит ли смеяться?»  - где выясняли какой же должен быть настоящий друг.

              Очень важно концентрировать внимание детей к внутреннему миру другого человека -  его мыслям, знаниям, формам деятельности, учить видеть состояние товарища(если ему плохо- не смеяться), воспитывать терпимость, дружелюбие, умение выражать свои мысли и чувства.

И в этом  помогает художественная литература А.П.Гайдара, рассказы Носова, где мы разбираем все образы и поступки героев, русские народные сказки, где всегда добро побеждает зло. Эта литература с целой палитрой человеческих отношений: матери и ребенка, взрослых и детей, истинности дружбы, товарищества, понимание человека самого себя. Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Знакомясь с такой литературой дети с интеллектуальной недостаточностью получают необходимые элементы человеко-знания.  

Нами был разработан план работы  по снижению агрессивного поведения, где был выбран метод сказкотерапии , очень близкий  и понятный детям. По нему мы работаем третий год  и который приносит ощутимые результаты.

                                                                                      (Программа прилагается)

Вспомогательными средствами воспитания является музыка, рисование. Музыка творит чудеса. Когда нам плохо – она  поднимает настроение. Когда нам хорошо- она делает жизнь еще прекрасней. Музыка  влияет на психоэмоциональную сферу человека. Иногда, включая тихую, спокойную, красивую музыку, видя как дети перевозбуждены, я замечаю как они успокаиваются, утихомириваются и без лишней суеты начинают выполнять домашнее задание при самоподготовке. При проверке я отметила, что ошибок в тетрадках значительно меньше.

              Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств детей с интеллектуальной недостаточностью отводится общению с природой. Выходя на прогулку, обращаем внимание детей на красоту природы. Побуждаем к высказыванию. Читаем стихи Пушкина, Есенина, Тютчева. При организации прогулок целесообразно использовать общественно-полезный труд. В это время мы подметаем, убираем территорию, собираем сухие листья, чистим снег, поливаем и т.д. В ходе этого труда приобретаются нужные практические навыки. Дети ухаживают за цветами, Обрабатывают грядки в огороде, овладевают технологией обработки земли. Ребята не всегда выполняют, то, что от них требуют, а некоторые даже сознательно уклоняются от участия в труде. Здесь необходим контроль за ситуацией, меры, побуждающие и стимулирующие выполнение задания( соревнование, поощрение лучших ).

Необходимое условие и источник развития детей с интеллектуальной  недостаточностью являются трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем , чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения  приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условия для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы

             Известно, что когда ребенок счастлив и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на окружающий мир. Очень хорошо это видно в детских рисунках( это и оттенки цвета, и форма образа). Особенно хороши коллективные работы. Выполняя их дети учатся договариваться между собой, замечают недостатки своих работ , исправлять их, выносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Очень большая роль отводится патриотическому воспитанию . Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

 Большая работа проводится по семейному воспитанию:

1. «Моя семья»- конкурсная программа

2. «Семейные праздники и традиции»- развлечение

3. «Остров семейных сокровищ»- игра-путешествие

4. «Трудовое воспитание детей» - беседа для детей и родителей

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко, мы стараюсь использовать при работе с родителями.

В нравственно-патриотическом воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы пытаемся объяснить детям  такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Стараемся подвести их к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. На клубных часах мы рассказываем ребятам о подвигах героев Великой Отечественной войны. Вместе читаем рассказы, учим стихи, песни. Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты дети видят у героев - защитников Отечества.

Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Парк Победы, к памятнику погибших воинов. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными.  Множество вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей. Иногда, даже сразу рассуждения и выводы: правильные, неточные или ошибочные. Поэтому мы должна быть всегда готовы, верно, ответить на эти вопросы, что-то уточнить, привести яркие примеры, убедить или разубедить.

У нас есть план работы , посвященный 70 - летию Победы, по которому мы работаем второй год.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города - это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. На клубных часах :

« Час поэзии»(стихи поэтов егорьевцев),

 «Любимый город мой»,

 «Ими гордится наш город», я знакомлю детей с историей родного города, его традициями и достопримечательностями, памятниками культуры, лучшими людьми.  Неизгладимое впечатление оставила «Экскурсия в исторический музей». У нас есть 3 видео фильма о нашем городе, которые дают полное представление о прошлом и настоящем нашего Егорьевска.

                                                                                                                                  Всем известно, что основным видом деятельности для младших школьников является игра. Именно через игру и общение дети усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы.

Для нас с вами не секрет, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

Они предпочитают сидеть в компьютере, находясь наедине с планшетом.

К сожалению, прервался опыт передачи игр младшим детям от старших. Дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек.

Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность  узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Детей  всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого.

Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания».

Мы решили возродить любимые игры, дать им вторую жизнь. Нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

На своих занятиях, мы знакомим детей с различными играми, обсуждаем правила, а на прогулках играем. Мы вспомнили такие игры, как «Тише едешь-дальше будешь», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Колечко»,

«  Прятки», «Казаки-разбойники», «Классики», игры с мячом   «Вышибалы»), игры со скакалкой, игры с резиночкой.

              Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу. Так готовясь к празднику одни поют в хоре, другие участвуют в инсценировке, кто-то танцует, кто-то принимает участие в оформлении игровой ( выставка рисунков «Зимние забавы»),  вместе шьём костюм Бабы-Яги , делаем нос из папье-маше помогали Андрей Шарин, Сережа Стулов, Лена Б. От общей деятельности зависит успех праздника. Здесь раскрываются потенциальные возможности детей, которые  надо вовремя увидеть, поддержать и помочь им развиться.

            И вот наступил праздник, которого все ждали, и взрослые, и дети.

Наши «юные артисты» - выступающие, и зрители-родители, в битком набитом зале, и учителя, сидящие тут же и болеющие за своих

воспитанников, составляют единое целое.

И глаза у всех заинтересованно блестят, и дышат все одним дыханием, и зал, чутко реагирует на малейший промах «артистов» и  на любую удачу возгласами, дружным смехом, аплодисментами -  ни на секунду не остаются равнодушными.

            И ловишь себя на мысли, наверное то что мы делаем – всё-таки это не зря. Хочется верить, что наши дети в стенах нашей школы учатся  жить и общаться с людьми на равных, изживая комплексы неполноценности.

Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если в коллективе царит духовная общность между воспитателем и детьми. Необходимо быть оптимистами, верить в преобразующуюся силу воспитания.            

Детство это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Задача коррекционно-нравственного воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути.  И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит каким человеком он станет и войдет во взрослую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Формирование нравственных и эстетических представлений у учащихся на уроках швейного дела

План-конспект открытого урока трудового обучения в 8 классе. Данный урок и сообщение "родились"неожиданно. Необходимо было изготовить в подарок одному из детских домов Кубани подарки....

Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся

     Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок .   Опытный учитель с привлечением истории математики к о...

Формирование духовно-нравственных ценностей в урочное и неурочное время. Доклад на XI Областном педмарафоне.

Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферы жизни общества....

Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы

Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание  вопросам нравственного ввоспитания учащихся....

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время у обучающихся с ОВЗ

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время у обучающихся с ОВЗ...