Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес к диким животным»
план-конспект на тему

Цель: практическое усвоение падежных конструкций, формирование социально-коммуникативных речевых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnyy_les_k_dikim_zhivotnym_.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад компенсирующего вида № 294

 Конспект логопедического занятия

на основе здоровьесберегающей технологии.

по теме:

«Путешествие в волшебный лес к диким животным»

  • Практическое усвоение падежных конструкций.
  • Формирование социально – коммуникативных речевых умений.

 Группа: старшая (от 5 до 6 лет), речевой диагноз детей – ОНР

Выполнила учитель-логопед

Козырева А. В

Нижний Новгород

2013 

Цель: практическое усвоение падежных конструкций, формирование социально-коммуникативных речевых умений.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять представления детей о жизни диких животных зимой.
  2. Активизировать словарь детей:
  • существительными, обозначающими зверей, их жилища;
  • прилагательными, характеризующими этих зверей;
  • словами обобщающего значения.
  1. Упражнять детей в умении изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.
  2. Активизировать слухоречевые координации посредством дифференциации падежных конструкций.
  3. Формировать социально-коммуникативные речевые умения через совершенствование диалогической речи (вопросы – ответы, обращение, специальные диалоги и ситуации).
  4. Развивать наглядно-образное мышление, слуховое внимание, память, воображение.
  5. Совершенствовать механизмы сенсомоторного восприятия, обеспечивающих возможность познания ребенком каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств и признаков, воспроизводя их в вербальные единицы.
  6. Развивать групповую сплоченность, формировать  нравственные качества личности: доброту, отзывчивость.

Предварительная работа:

  • рассказ воспитателя через игровой образ Старичка - Лесовичка о жизни диких зверей в лесу зимой;
  • рассматривание картин, иллюстраций с изображением диких животных;
  • развитие образной мимики и пантомимики (пластики тела) – придумывание и изображение поз, движений, выражение мимики животных;
  • дидактическая игра «Чудесный мешочек» – узнавание на ощупь игрушек-животных;
  • сюжетно-ролевые игры с участием персонажей – диких животных.

Оборудование:

  • письмо-открытка;
  • плоскостное изображение поезда;
  • жилища животных: дуб с дуплом – плоскостное изображение; берлога, логово волка, куст – объемные;
  • мягкие игрушки: заяц, белка, волк, лиса;
  • плоскостные фигурки  зайца, белки, волка, лисы;
  • продукты питания животных: белка – орехи, желуди, грибы; заяц – кора, трава, сено; волк – мышки, куры, зайцы; лиса – мышки, куры, зайцы;
  • маски животных: белка, заяц, волк, лиса;
  • иллюстрации:  автобус, машина, поезд, лыжи, санки.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:

  1. Вводная часть. Игровая мотивация.

Логопед собирает вокруг себя детей. Вносит большой конверт.

Логопед: «Ребята, посмотрите, какое письмо-приглашение я получила от Нейзнайки!»

На листе бумаги (формат А-4)  изображен пейзаж зимнего леса, в прорези вставлены фигурки животных: лиса, волк, заяц, кошка.  

Логопед: «Как вы думаете, куда  приглашает нас Нейзнайка?» Логопед делает обобщающий жест по изображению.

Дети: «В лес». После наводящих вопросов логопеда: «А какое сейчас время года? Как вы думаете,  какое время года изображено в письме на картине?», дети отвечают: «Незнайка приглашает нас в зимний лес».

Логопед: «Правильно, в зимний лес. А к кому в гости нас приглашает Незнайка?»

Дети: «К лисЕ, к волкУ, к зайцУ, к кошкЕ»  (Сущ., т.п., ед.ч.).

Логопед: «А кого еще мы можем там увидеть?»

Дети: «БелкУ, медведЯ» (Сущ., р.п., ед. ч.).

Логопед: «А как можно назвать животных, которые живут в лесу?»

Дети: «Лесные, дикие животные».

Логопед: «Ребята, а как вы думаете, а Незнайка ничего не перепутал в этом письме? Правильно, кошка не живет в лесу, она живет дома, она – домашнее животное».

Логопед: «Я предлагаю вам отправиться в волшебный лес и познакомиться с дикими  животными поближе.  Вы согласны?».

Дети: «Да!» (Педагог поощряет радостное эмоциональное выражение данного решения).

Логопед: «А на чем мы можем добраться до леса?»

Дети: «На поездЕ, на машинЕ, на автобусЕ . . .» (Сущ., п.п., ед.ч.). Если дети затрудняются ответить, логопед использует подсказку – иллюстрации).

Логопед: «А от станции до леса на чем можно добраться?».

Дети: «На санкАХ, на лыжАХ . . .» (Сущ., п.п., ед.ч.).

Логопед: «Я предлагаю вам отправиться на поезде, а потом встать на лыжи. Согласны?»

Дети: «Да!»

Дети встают друг за другом, сгибают руки в локтях и начинают ритмично двигаться вперед, вращая, притоптывая ногами. (Мимикой и пантомимикой изображают паровозик).

«Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Мы до леса сейчас доедем,

– Там и сможем отдохнуть».

Логопед: «Приехали! Надеваем лыжи. (Дети и логопед выполняют соответствующие движения). Логопед «помогает» детям застегнуть вымышленные крепления, взять в руки лыжные палки. Дети двигаются вперед, изображая движения лыжника.

Логопед:

-Приехали! (Группа оформлена под зимний лес)».

Дети подъезжают к дереву с дуплом.

Логопед: «А вот и чей-то дом. А кто в нем живет? Мы узнаем, когда отгадаем загадку:

Хвост пушистый,

Мех серебристый.

Живу  в лесу –

Орешки грызу. (Белка)

Логопед предлагает детям ответить полным предложением сначала хором, потом  индивидуально.

Логопед: «А как вы догадались?»

Используя плоскостную фигуру белочки, логопед добивается ответов.

Дети: «У белки пушистый хвост».

Логопед: «Где живет белочка?»

Дети: «На деревЕ, в дуплЕ» (Сущ., п.п., ед.ч.).

Логопед: «Чем питается белочка?»  

Дети: «ГрибамИ, орехамИ, желудямИ (Сущ., т.п., мн.ч.).

Если дети затрудняются ответить, то спрашивают у белки: «Белочка, а что ты любишь есть?»

Логопед: «А теперь давайте похвалим нашу белочку, пусть ей будет приятно».

Подбор определений: ловкая, маленькая, серенькая, пушистая, красивая.

Дети используют эти слова в обращении к белочке. Например:

  • Белочка, ты маленькая.
  • Белочка, ты пушистая.
  • Белочка, ты ловкая.

Белочка угощает детей орешками. Дети прощаются с белочкой и начинают двигаться дальше.

Логопед: «Ребята, видите какие большие сугробы в лесу, поэтому ноги выше, перешагивайте их.

Дети подходят к «кусту».

Логопед: «А вот и еще один дом. Кто его хозяин вы узнаете, отгадав загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку». (Зайчик)

Дети: «Это зайчик».

Диалог логопеда и детей:

– А как вы догадались?

- У зайки длинные ушки, зайка любит морковку.

– У зайки нет настоящего домика, где же он живет?

– В лесУ, под кустОМ.

– Давайте похвалим нашего зайчика, скажем какой он. Может он повеселее станет!

  • Зайка, ты быстрый.
  • Зайка, ты пушистый.
  • Зайка, ты беленький.
  • Зайка, ты красивый.
  • Зайка, ты маленький.
  • Зайка, у тебя длинные  ушки, короткий хвостик.

– Ребята, кто знает, а чем зайчик питается?

– КорОЙ деревьев, сенОМ, весной – травОЙ (Сущ., т.п., ед.ч.)

Дети собираются путешествовать дальше, перешагивая через сугробы, идут вперед.

Останавливаются около «берлоги».

Логопед: «Угадайте, кто хозяин этого дома.

Косолапый, неуклюжий

Летом ходит без дорог.

А зимой он спит  берлоге

От мороза прячет нос».

Дети: «Это медведь».

Логопед: «Как вы догадались?»

Дети: «Медведь косолапый. Зимой он спит в берлоге».

Логопед: «Зимой его лучше не будить, а то он рассердится. Мороз не велик, да стоять не велит, побежали дальше!»

Дети бегут по кругу, имитируя бег на лыжах, подбегают к «норе».

Логопед: «Послушайте загадку и скажите, кто здесь живет:

Рыжая плутовка

Из деревни кур таскает

Хвостом  следы заметает».

Дети: «Это лиса».

Диалог логопеда и детей:

– А как вы догадались, что это загадка о лисе?

– Лиса рыжая, лиса плутовка.

– Лиса хвостом следы заметает.

– Чем питается лиса?

– ЗайцамИ, мышамИ, курамИ, водяными крысамИ (Сущ., т.п., мн.ч.).

– Где живет лиса?

– В лесу, в норе.

Логопед: «Похолодало, ручки наши замерзли. Давайте их погреем:

Поднимаем головку вверх – вдох,

Выдох на ладони.

Быстрое растирание ладоней.

Согрелись? Едем дальше! А вот еще чей-то дом».

Дети подходят к «логову».

Логопед:

«Хищник - ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет.

Зубами «Щелк»,

Это . . . (Волк)».

Диалог логопеда и детей:

– Как мы можем сказать про волка, какой он?

– Серый, голодный, быстрый, злой, сильный.

– Чем питается волк?

– Мясом: мышамИ, курамИ, зайцамИ, иногда и лисамИ (Сущ., т.п., мн.ч.).

Логопед: «Ну, вот, мы и повидались с нашими лесными друзьями. Ребята, а ведь лес этот не простой, а волшебный. Перед Новым Годом Дедушка Мороз объявил, что в лесу наступает перемирие, т. е. нельзя друг друга обижать. А можно радоваться и ходить к друг другу в гости. Обрадовались звери и решили поближе познакомиться друг с другом. Представим, как это было. А для этого превратимся в этих  зверят».

Дети садятся на ковер, образуя круг. Логопед раздает шапочки-маски. Перед ними опорные картинки – подсказки  для составления рассказа. Логопед берет на себя роль ведущего, в игровой форме направляет и дает образец.

Логопед: «Собрались звери на поляне и решили друг с другом познакомиться. Я белка, а ты кто?» Дети по кругу отвечают на вопрос и задают следующему:

Я маленькая, пушистая, шустрая!

А ты какая?

Я питаюсь орехами, грибами, желудями.  А ты чем?

Я живу в лесу, в дупле».

Логопед: «Да, вот так это и было. Но такое может произойти только в волшебным лесу. Ведь в настоящем зайка и белочка всегда будут бояться лисы и волка, ведь они их злейшие враги. Ну, что же, ребята нам пора возвращаться в детский сад. Кого же мы видели в лесу?»

Дети: «Белку, зайца, лису, волка».

Дети на «лыжах» добираются до станции, затем на «поезде» до детского сада, где их встречает воспитатель и задает вопрос: «Ребята, где вы были?»

Педагоги организуют игру «Что мы делали не скажем, кого видели покажем».

Воспитатель  задает вопрос: «Ребята, где вы были?»

Диалог педагогов и детей:

– Мы были в лесу

– Что вы делали?

– Кого вы видели в лесу?

– Что мы делали не кажем, кого видели подскажем.

– Кого же мы первым встретили в лесу? Вторым? Третьим? Четвертым?»

Дети изображают животное в движении, логопед преподносит образец характерного изображения животного с помощью мимики и пантомимы, воспитатель – побуждает, поощряет,  отгадывает.  

Комментарии

  1. Упражнение «Пригласительное письмо»
  1. Расширение образных представлений детей на основе зрительного, слухового восприятия предметов при выполнении упражнения на формирование и активизацию словаря.
  2. Постановка игровой цели, мотивации детей на занятие , которая способствует реализации фактора энергетического обеспечения.
  3. Активизация слухоречевых координаций посредством дифференциации  падежных конструкций.
  4. Развитие наглядно-образного мышления.
  1. Упражнения «Лыжи», «Поезд»
  1. Развитие слухомоторных координаций и ритмических способностей, умения координировать движения руки ног, а так же активизация согласованного функционирования правого и левого полушария.
  2. Развитие механизмов произвольной регуляции.
  1. Самомассаж  «Растирание ладошек»

Стимуляция коры головного мозга, усиления ее координирующей и регулирующей функции.

  1. Упражнение «В гостях у зверей»
  1. Расширение образных представлений детей в совокупности его сенсорных свойств на основе зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов при активизации словаря.
  2. Активизация слухоречевых координаций посредством дифференциации падежных конструкций с предлогами и без.
  3. Развитие коммуникативных умений, используя предложения-обращения, вопросы-ответы.
  4. Развитие слухового внимания, логического мышления.
  1. Упражнение «Беседа зверей»
  1. Обобщение полученных знаний.
  2. Формирование социально-коммуникативных речевых умений через диалог: умение задавать вопросы, отвечать с опорой на наглядные символы и без.
  3. Формирование произвольной регуляции.
  4. Формирование чувства эмпатии, групповой сплоченности, уверенного поведения в игровой ситуации.
  1. Игра «Где мы были, мы не скажем, кого видели покажем»
  1. Развитие опосредованной памяти.
  2. Совершенствование невербальных средств общения (мимика, позы, движения).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....

Конспект открытого занятия "Путешествие в волшебное королевство Времени"

Занятие ориентировано на учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и направлено на закрепление временных представлений,развитие логического мышления....

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель:  познакомить детей с миром театра и попробовать себя в роли актеров.Задачи: Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас и воспитывать культуру речевого общения.Развивать тв...

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель:  познакомить детей с миром театра и попробовать себя в роли актеров.Задачи: Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас и воспитывать культуру речевого общения.Развивать тв...