Главные вкладки

    План-конспект на тему:
    Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес к диким животным»

    Козырева Анжелика Валерьевна

    Цель: практическое усвоение падежных конструкций, формирование социально-коммуникативных речевых умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_volshebnyy_les_k_dikim_zhivotnym_.docx26.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

    детский сад компенсирующего вида № 294

     Конспект логопедического занятия

    на основе здоровьесберегающей технологии.

    по теме:

    «Путешествие в волшебный лес к диким животным»

    • Практическое усвоение падежных конструкций.
    • Формирование социально – коммуникативных речевых умений.

     Группа: старшая (от 5 до 6 лет), речевой диагноз детей – ОНР

    Выполнила учитель-логопед

    Козырева А. В

    Нижний Новгород

    2013 

    Цель: практическое усвоение падежных конструкций, формирование социально-коммуникативных речевых умений.

    Задачи:

    1. Уточнять и расширять представления детей о жизни диких животных зимой.
    2. Активизировать словарь детей:
    • существительными, обозначающими зверей, их жилища;
    • прилагательными, характеризующими этих зверей;
    • словами обобщающего значения.
    1. Упражнять детей в умении изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.
    2. Активизировать слухоречевые координации посредством дифференциации падежных конструкций.
    3. Формировать социально-коммуникативные речевые умения через совершенствование диалогической речи (вопросы – ответы, обращение, специальные диалоги и ситуации).
    4. Развивать наглядно-образное мышление, слуховое внимание, память, воображение.
    5. Совершенствовать механизмы сенсомоторного восприятия, обеспечивающих возможность познания ребенком каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств и признаков, воспроизводя их в вербальные единицы.
    6. Развивать групповую сплоченность, формировать  нравственные качества личности: доброту, отзывчивость.

    Предварительная работа:

    • рассказ воспитателя через игровой образ Старичка - Лесовичка о жизни диких зверей в лесу зимой;
    • рассматривание картин, иллюстраций с изображением диких животных;
    • развитие образной мимики и пантомимики (пластики тела) – придумывание и изображение поз, движений, выражение мимики животных;
    • дидактическая игра «Чудесный мешочек» – узнавание на ощупь игрушек-животных;
    • сюжетно-ролевые игры с участием персонажей – диких животных.

    Оборудование:

    • письмо-открытка;
    • плоскостное изображение поезда;
    • жилища животных: дуб с дуплом – плоскостное изображение; берлога, логово волка, куст – объемные;
    • мягкие игрушки: заяц, белка, волк, лиса;
    • плоскостные фигурки  зайца, белки, волка, лисы;
    • продукты питания животных: белка – орехи, желуди, грибы; заяц – кора, трава, сено; волк – мышки, куры, зайцы; лиса – мышки, куры, зайцы;
    • маски животных: белка, заяц, волк, лиса;
    • иллюстрации:  автобус, машина, поезд, лыжи, санки.

    Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:

    1. Вводная часть. Игровая мотивация.

    Логопед собирает вокруг себя детей. Вносит большой конверт.

    Логопед: «Ребята, посмотрите, какое письмо-приглашение я получила от Нейзнайки!»

    На листе бумаги (формат А-4)  изображен пейзаж зимнего леса, в прорези вставлены фигурки животных: лиса, волк, заяц, кошка.  

    Логопед: «Как вы думаете, куда  приглашает нас Нейзнайка?» Логопед делает обобщающий жест по изображению.

    Дети: «В лес». После наводящих вопросов логопеда: «А какое сейчас время года? Как вы думаете,  какое время года изображено в письме на картине?», дети отвечают: «Незнайка приглашает нас в зимний лес».

    Логопед: «Правильно, в зимний лес. А к кому в гости нас приглашает Незнайка?»

    Дети: «К лисЕ, к волкУ, к зайцУ, к кошкЕ»  (Сущ., т.п., ед.ч.).

    Логопед: «А кого еще мы можем там увидеть?»

    Дети: «БелкУ, медведЯ» (Сущ., р.п., ед. ч.).

    Логопед: «А как можно назвать животных, которые живут в лесу?»

    Дети: «Лесные, дикие животные».

    Логопед: «Ребята, а как вы думаете, а Незнайка ничего не перепутал в этом письме? Правильно, кошка не живет в лесу, она живет дома, она – домашнее животное».

    Логопед: «Я предлагаю вам отправиться в волшебный лес и познакомиться с дикими  животными поближе.  Вы согласны?».

    Дети: «Да!» (Педагог поощряет радостное эмоциональное выражение данного решения).

    Логопед: «А на чем мы можем добраться до леса?»

    Дети: «На поездЕ, на машинЕ, на автобусЕ . . .» (Сущ., п.п., ед.ч.). Если дети затрудняются ответить, логопед использует подсказку – иллюстрации).

    Логопед: «А от станции до леса на чем можно добраться?».

    Дети: «На санкАХ, на лыжАХ . . .» (Сущ., п.п., ед.ч.).

    Логопед: «Я предлагаю вам отправиться на поезде, а потом встать на лыжи. Согласны?»

    Дети: «Да!»

    Дети встают друг за другом, сгибают руки в локтях и начинают ритмично двигаться вперед, вращая, притоптывая ногами. (Мимикой и пантомимикой изображают паровозик).

    «Едем, едем, долго едем,

    Очень длинен этот путь.

    Мы до леса сейчас доедем,

    – Там и сможем отдохнуть».

    Логопед: «Приехали! Надеваем лыжи. (Дети и логопед выполняют соответствующие движения). Логопед «помогает» детям застегнуть вымышленные крепления, взять в руки лыжные палки. Дети двигаются вперед, изображая движения лыжника.

    Логопед:

    -Приехали! (Группа оформлена под зимний лес)».

    Дети подъезжают к дереву с дуплом.

    Логопед: «А вот и чей-то дом. А кто в нем живет? Мы узнаем, когда отгадаем загадку:

    Хвост пушистый,

    Мех серебристый.

    Живу  в лесу –

    Орешки грызу. (Белка)

    Логопед предлагает детям ответить полным предложением сначала хором, потом  индивидуально.

    Логопед: «А как вы догадались?»

    Используя плоскостную фигуру белочки, логопед добивается ответов.

    Дети: «У белки пушистый хвост».

    Логопед: «Где живет белочка?»

    Дети: «На деревЕ, в дуплЕ» (Сущ., п.п., ед.ч.).

    Логопед: «Чем питается белочка?»  

    Дети: «ГрибамИ, орехамИ, желудямИ (Сущ., т.п., мн.ч.).

    Если дети затрудняются ответить, то спрашивают у белки: «Белочка, а что ты любишь есть?»

    Логопед: «А теперь давайте похвалим нашу белочку, пусть ей будет приятно».

    Подбор определений: ловкая, маленькая, серенькая, пушистая, красивая.

    Дети используют эти слова в обращении к белочке. Например:

    • Белочка, ты маленькая.
    • Белочка, ты пушистая.
    • Белочка, ты ловкая.

    Белочка угощает детей орешками. Дети прощаются с белочкой и начинают двигаться дальше.

    Логопед: «Ребята, видите какие большие сугробы в лесу, поэтому ноги выше, перешагивайте их.

    Дети подходят к «кусту».

    Логопед: «А вот и еще один дом. Кто его хозяин вы узнаете, отгадав загадку:

    Комочек пуха,

    Длинное ухо,

    Прыгает ловко,

    Любит морковку». (Зайчик)

    Дети: «Это зайчик».

    Диалог логопеда и детей:

    – А как вы догадались?

    - У зайки длинные ушки, зайка любит морковку.

    – У зайки нет настоящего домика, где же он живет?

    – В лесУ, под кустОМ.

    – Давайте похвалим нашего зайчика, скажем какой он. Может он повеселее станет!

    • Зайка, ты быстрый.
    • Зайка, ты пушистый.
    • Зайка, ты беленький.
    • Зайка, ты красивый.
    • Зайка, ты маленький.
    • Зайка, у тебя длинные  ушки, короткий хвостик.

    – Ребята, кто знает, а чем зайчик питается?

    – КорОЙ деревьев, сенОМ, весной – травОЙ (Сущ., т.п., ед.ч.)

    Дети собираются путешествовать дальше, перешагивая через сугробы, идут вперед.

    Останавливаются около «берлоги».

    Логопед: «Угадайте, кто хозяин этого дома.

    Косолапый, неуклюжий

    Летом ходит без дорог.

    А зимой он спит  берлоге

    От мороза прячет нос».

    Дети: «Это медведь».

    Логопед: «Как вы догадались?»

    Дети: «Медведь косолапый. Зимой он спит в берлоге».

    Логопед: «Зимой его лучше не будить, а то он рассердится. Мороз не велик, да стоять не велит, побежали дальше!»

    Дети бегут по кругу, имитируя бег на лыжах, подбегают к «норе».

    Логопед: «Послушайте загадку и скажите, кто здесь живет:

    Рыжая плутовка

    Из деревни кур таскает

    Хвостом  следы заметает».

    Дети: «Это лиса».

    Диалог логопеда и детей:

    – А как вы догадались, что это загадка о лисе?

    – Лиса рыжая, лиса плутовка.

    – Лиса хвостом следы заметает.

    – Чем питается лиса?

    – ЗайцамИ, мышамИ, курамИ, водяными крысамИ (Сущ., т.п., мн.ч.).

    – Где живет лиса?

    – В лесу, в норе.

    Логопед: «Похолодало, ручки наши замерзли. Давайте их погреем:

    Поднимаем головку вверх – вдох,

    Выдох на ладони.

    Быстрое растирание ладоней.

    Согрелись? Едем дальше! А вот еще чей-то дом».

    Дети подходят к «логову».

    Логопед:

    «Хищник - ворище

    Ночами рыщет,

    Добычу ищет.

    Зубами «Щелк»,

    Это . . . (Волк)».

    Диалог логопеда и детей:

    – Как мы можем сказать про волка, какой он?

    – Серый, голодный, быстрый, злой, сильный.

    – Чем питается волк?

    – Мясом: мышамИ, курамИ, зайцамИ, иногда и лисамИ (Сущ., т.п., мн.ч.).

    Логопед: «Ну, вот, мы и повидались с нашими лесными друзьями. Ребята, а ведь лес этот не простой, а волшебный. Перед Новым Годом Дедушка Мороз объявил, что в лесу наступает перемирие, т. е. нельзя друг друга обижать. А можно радоваться и ходить к друг другу в гости. Обрадовались звери и решили поближе познакомиться друг с другом. Представим, как это было. А для этого превратимся в этих  зверят».

    Дети садятся на ковер, образуя круг. Логопед раздает шапочки-маски. Перед ними опорные картинки – подсказки  для составления рассказа. Логопед берет на себя роль ведущего, в игровой форме направляет и дает образец.

    Логопед: «Собрались звери на поляне и решили друг с другом познакомиться. Я белка, а ты кто?» Дети по кругу отвечают на вопрос и задают следующему:

    Я маленькая, пушистая, шустрая!

    А ты какая?

    Я питаюсь орехами, грибами, желудями.  А ты чем?

    Я живу в лесу, в дупле».

    Логопед: «Да, вот так это и было. Но такое может произойти только в волшебным лесу. Ведь в настоящем зайка и белочка всегда будут бояться лисы и волка, ведь они их злейшие враги. Ну, что же, ребята нам пора возвращаться в детский сад. Кого же мы видели в лесу?»

    Дети: «Белку, зайца, лису, волка».

    Дети на «лыжах» добираются до станции, затем на «поезде» до детского сада, где их встречает воспитатель и задает вопрос: «Ребята, где вы были?»

    Педагоги организуют игру «Что мы делали не скажем, кого видели покажем».

    Воспитатель  задает вопрос: «Ребята, где вы были?»

    Диалог педагогов и детей:

    – Мы были в лесу

    – Что вы делали?

    – Кого вы видели в лесу?

    – Что мы делали не кажем, кого видели подскажем.

    – Кого же мы первым встретили в лесу? Вторым? Третьим? Четвертым?»

    Дети изображают животное в движении, логопед преподносит образец характерного изображения животного с помощью мимики и пантомимы, воспитатель – побуждает, поощряет,  отгадывает.  

    Комментарии

    1. Упражнение «Пригласительное письмо»
    1. Расширение образных представлений детей на основе зрительного, слухового восприятия предметов при выполнении упражнения на формирование и активизацию словаря.
    2. Постановка игровой цели, мотивации детей на занятие , которая способствует реализации фактора энергетического обеспечения.
    3. Активизация слухоречевых координаций посредством дифференциации  падежных конструкций.
    4. Развитие наглядно-образного мышления.
    1. Упражнения «Лыжи», «Поезд»
    1. Развитие слухомоторных координаций и ритмических способностей, умения координировать движения руки ног, а так же активизация согласованного функционирования правого и левого полушария.
    2. Развитие механизмов произвольной регуляции.
    1. Самомассаж  «Растирание ладошек»

    Стимуляция коры головного мозга, усиления ее координирующей и регулирующей функции.

    1. Упражнение «В гостях у зверей»
    1. Расширение образных представлений детей в совокупности его сенсорных свойств на основе зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов при активизации словаря.
    2. Активизация слухоречевых координаций посредством дифференциации падежных конструкций с предлогами и без.
    3. Развитие коммуникативных умений, используя предложения-обращения, вопросы-ответы.
    4. Развитие слухового внимания, логического мышления.
    1. Упражнение «Беседа зверей»
    1. Обобщение полученных знаний.
    2. Формирование социально-коммуникативных речевых умений через диалог: умение задавать вопросы, отвечать с опорой на наглядные символы и без.
    3. Формирование произвольной регуляции.
    4. Формирование чувства эмпатии, групповой сплоченности, уверенного поведения в игровой ситуации.
    1. Игра «Где мы были, мы не скажем, кого видели покажем»
    1. Развитие опосредованной памяти.
    2. Совершенствование невербальных средств общения (мимика, позы, движения).

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Путешествие в весенний лес"

    Развитие речи и творческих способностей....

    разработка урока 4 класс биболетова М.З. "Путешествие в волшебный лес"

    Данный урок разработан на основе учебного материала к учебнику М.З.Биболетова 4 класс. Задачи урока:Практические:1.     Тренировка произносительных навыков учащихся;2....

    План-конспект урока в 3 классе "Путешествие в волшебный лес"

    План-конспект урока в 3 классе по УМК Биболетова М.З....

    Конспект занятия "Путешествие в зимний лес"

    Логопедическое фронтальное занятие для детей старшей группы с ОНР 3-го уровня по формированию словообразовательных навыков....

    конспект занятия "Путешествие в осенний лес"

    конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий....

    Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес».

    Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия  во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»....

    Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.»

    Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок"....