Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната
учебно-методический материал по теме

Кудашкина Анна Анатольевна

В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slayd1.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воспитательной системы коррекционнои

школы-интерната

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что, «традиционная» система организации работы образовательных учреждений, более или менее успешно действовавшая на протяжении последних десятилетий, устарела.

Особенно это касается детских домов и коррекционных школ-интернатов. К сожалению, в наиболее трудном положении оказались дети с отклонениями в развитии. Они вызывают большую тревогу, поскольку имеют ярко выраженный негативный социальный опыт, наложенный на определенные отклонения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии. Поэтому необходима перестройка воспитательной системы. Для этого требуется разработка концепции и создание модели собственной воспитательной системы учреждения.

Концепция воспитания - это совокупность ведущих идей, принципов, исходных позиций.

Целью своей воспитательной деятельностью считаю - научить ребенка:

- развивать свои силы и способности;

- понимать и принимать других;

- адаптироваться к социальным условиям.

Для достижения этих целей планирую:

1.Участие детей группы в управлении (в самоуправлении):

- совместное формирование и принятие правил жизни класса, группы, формирование прав и обязанностей каждого ребенка;

- планирование коллективной внеучебной деятельности;

- наличие гласности (детской прессы).

2.Создание возможностей для проявления творчества детей:

- возможность для каждого ребенка участвовать в работе кружков, общешкольных или классных коллективных творческих делах.

3.Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт:

- проведение коррекционно-развивающих игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативности, ответственности.

Исходя из целей воспитательной концепции, свою деятельность проектирую по направлениям:

«Учение», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье», «Досуг».

Первое направление – это учение. В данном направлении наиболее эффективными являются следующие формы работы.

«Учение» - т.е. формирование положительного отношения к знаниям; развитие и коррекция индивидуальных способностей, интересов, речи, мышления, внимания.

Формы работы в этом направлении могут быть:

- внутригрупповые конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

- познавательные часы;

- КТД, предметные недели.

Следующее направление – общение. По данному направлению целесообразно использовать такие формы работы.

«Общение» - обучение детей умению общаться между собой, со старшими и младшими, руководить при организации отдельных мероприятий.

Формы работы предусматривают:

- создание традиций класса, праздника по случаю дней рождения, классные вечера;

- организация и проведения групповых мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правильного поведения.

Ещё одним важным направлением воспитательной работы является направление – образ жизни. Здесь нужно обратить внимание на следующие формы работы.

«Образ жизни» - работа по воспитанию этической культуры детей, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания других.

Формы работы:

- групповые часы по этике;

- анализ педагогических ситуаций в группе;

- знакомство с основами правового поведения и отработка общепринятых норм поведения в наиболее типичных ситуаций.

Направление здоровье просто необходимо для развития воспитанников школ 8 вида, поэтому в этом направлении воспитательная работа строится по следующим формам.

«Здоровье» - направлено на обеспечение здоровья учащихся, формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию организма.

Формы работы:

- сотрудничество с медперсоналом с целью изучения состояния физического здоровья;

- организация внеклассных мероприятий формирующих отношения учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

- дни здоровья;

- беседы по темам - «Спорт в моей жизни».

И конечно же нельзя обойтись без направления досуг.

Направление «Досуг» тесно связаны с направлением «Общение.

Цель:

- сплочение детского коллектива;

- комфортность детей в группе;

- развитие инициативы и творчества учащихся;

- формирование организаторских и самоуправленческих навыков.

Формы работы:

- КТД;

- праздники;

- дни именинника;

- предметные недели и др.

Теоретической основой воспитательной концепции является педагогическая философия академика Игоря Петровича Иванова. Он разработал концепцию взаимодействия взрослых и детей, которая направлена на создание отношений товарищеской заботы друг о друге, на творческое развитие личности   каждого   участника   этих   отношений,   на   улучшение   себя   и окружающей жизни через полезную коллективную деятельность (КТД).

Методы этой концепции общедоступны, не требуют материальных затрат, но требуют душевных сил.

Субъект воспитательной системы - это не только педагоги, но и сами дети. И педагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в единый коллектив - ядро воспитательной системы.

Воспитательная система - не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, организационные структуры; усложняется или упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация - все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы.

Меняются воспитательные методики и технологии. Лобовые методы воспитания все более уступают место косвенным, опосредованным. В этих условиях воспитатель должен быть готовым к любым неожиданностям, нештатным ситуациям, нетрадиционным действиям.

Таким образом:

  1. Воспитательная система должна охватывать все сферы личностно важной и необходимой для ребенка жизнедеятельности .Однако, не стоит забывать об всестороннем развитии личности плюс индивидуальный подход- вот два непременных условия социализации учащихся.
  2. Все компоненты воспитательной системы должны быть ориентированы на постижение учащимися многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к гуманистическому стилю общения и взаимодействия.
  3. Личностно - ориентированное обучение должно выступать как:

а.  форма жизнедеятельности ребенка

б.  способ его овладевания культурой

в.  источник реально жизненного опыта

Каждый из этих трех принципов должен быть подчинен реализации интересов ребенка с его потребностями и его целями. Ребенок должен быть - объектом,     субъектом,     центром,     целью     и     главной     ценностью    учебно-воспитательного процесса.

Итогом работы по данной воспитательной системе может служить положительная динамика, которая прослеживается в диагностике воспитанников моей группы. Вы видите некоторые данные по мониторингу.

Однако не смотря на хорошие результаты, воспитателю необходимо поддерживать положительные качества детей и определить поле деятельности для работы с детьми которые не достигли определенных результатов.

Девизом коррекционной школы-интерната, может стать замечательная фраза: «ЗДЕСЬ СОЛНЦЕ СВЕТИТ КАЖДОМУ». Раздвинув собравшиеся тучи, сделать все возможное чтобы над каждым ребенком засветило солнце - вот первая и самая важная забота сотрудников школы.