Концепция развития воспитательной системы школы-интерната села Павловка
материал по теме

Сафина Альфиря Магруфовна

см. вложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_razvitiya_vospitatelnoy_sistemy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция развития воспитательной системы

школы-интерната села Павловка

                                                                   «Тяжелое это дело - родиться и   научиться жить.

 Те, у кого не было безмятежного настоящего детства,

                                      страдают от этого всю жизнь».

■■ ■        ' ■■"'-:'

Я. Корчак

В современных   условиях    школа   должна   выступать    социально-психологической нишей, обеспечивающей развитие ребенка и готовящей его к будущей жизни. Школа призвана стать для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности.

Важнейшим компонентом воспитательной  системы  школы-интерната является педагогически обоснованная цель. Дети школы-интерната не могут  приобрести социальный опыт без руководства и помощи взрослых. Нарушение развития   таких   познавательных   процессов,   как   произвольное   внимание, память, мышление, специфика речевой деятельности, сочетающаяся с низкой познавательной     активностью,     бедностью     эмоциональных     проявлений,

являются причиной того, что у детей с интеллектуальным дефектом значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируются необходимые умения и навыки, которые, как известно, лежат в основе развития личности человека, его социального облика, черт характера потребностей, мотивов деятельности.

К началу школьного обучения у таких детей часто отсутствует большой пласт знаний о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и назначениях. Многие дети не умеют играть, обслуживать себя, следовать элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях. Эти специфические характеристики определяют основные цели и задачи воспитания, коррекцию всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка. 

Методической темой школы-интерната является «Социализация воспитанников в условиях общеобразовательной школы-интерната».


В связи с этим воспитательная система школы-интерната охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, влияние социальной, природной среды, непрестанно расширяющееся

воспитательное пространство.

Цель воспитательной системы школы-интерната - личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Здесь важно поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка, для решения каждой личностью задач на каждом возрастном этапе жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Школа-интернат помогает ребенку решать задачи в основных сферах  жизнедеятельности:

1.        Сфера познания (учеба, информация, знания).

2 Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).

  1. Сфера игры  (игровая  активность,  реализация творческих и природных возможностей).
  2. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
  3. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

  1. Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.

2. Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников.

3.Социальная защита детей от неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды.

Социальная      защита      -      комплекс      психолого-педагогических      мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его      индивидуальности,      адаптацию      к      существующим      социально-экономическим условиям.

  1. Максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, "творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
  2. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности. .
  4. Формирование у учащихся осознания собственного «я», помощь им в самореализации,        развитии        внутренней        потребности к самосовершенствованию и способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
  5. Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного развивающего пространства. Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы-интерната как конечный продукт воспитательной деятельности школы.

Педагогический коллектив хочет видеть своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе, гражданином своей Родины.

Модель адаптивного выпускника интернатного учреждения

        

        

        

        

На выходе из школы-интерната выпускник - личность, способная создать самого себя, наполнить собственным содержанием Человека, а в конечном итоге изменить и создать новый мир, образ жизни, где свободное развитие каждого является залогом свободного развития всех.

Принципы построения воспитательной системы школы-интерната.

Творческий коллектив школы-интерната

          Целесообразность

       Личностный подход

           Совместная деятельность

         Творческая деятельность

         Событийность

        Природосообразность

          Культуросообразность

Принцип дифференциации и интеграции

Принцип взаимовлияния личностей

Целесообразность:   соответствие   цели   и   действий,   направленных   на   ее реализацию.

Личностный   подход:   воспитание,   становление   и   развитие  личности  
главный приоритет школы.
        

Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизится, приобретают опыт общения в коллективе.

Творческая деятельность: творчество как одна из форм самовыражения личности, практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности. Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены коллектива.

Событию предшествует достаточно длительная подготовка, его кульминационным моментом становится праздник, смотр, фестиваль, подводящий итоги всей предшествующей деятельности.

Системообразующая деятельность воспитательной системы школы-интерната в основе своей опирается на межвозрастное общение. Все коллективные творческие дела (события) строятся именно на межвозрастном общении.

Природосообразность: использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения. Этот принцип предполагает, что определять содержание, выбирать формы, методы образования, стиль взаимодействия педагога и воспитанника необходимо на основе целостного, педагогического знания о ребенке (его физиологических, психологических особенностей, социальных и нравственных проявлениях).

Культуросообразность: реализуется в ходе воспитания учащихся на общечеловеческих (культурных) ценностях, через познание и усвоение национальной материальной и духовной культуры в сравнении с мировой. Дифференциация и интеграция: принцип дифференциации в обучении и воспитании предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности, их взаимодействие и взаимопроникновение - одно из условий развития воспитательной системы. Принцип взаимовлияния личностей: нельзя воспитывать не воспитываясь. Стратегическая позиция педагогического коллектива школы-интерната –  «педагогика ненасилия», педагогического сотрудничества, создания ситуации успеха для педагога и воспитанника.

Реализация этих принципов возможна только на путях гуманистического подхода  к  воспитаннику.  Воспитательная  система будет  иметь  гуманную

воспитывающую среду при условии активного участия детей в разнообразных формах жизнедеятельности и реальном праве выбора участия в тех или иных формах.

Важнейшие принципы жизнедеятельности коллектива,

  1. Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.
  2. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:
  • каждом учебном и внеклассном занятии;
  •  создание воспитывающей среды во внеурочное время;
  •  построение системы внеклассной работы.

3.        Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной
деятельности с учебным процессом.

По словам В.А. Караковского: «Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством в этом смысле является воспитательная работа».

4.        Важной частью системы воспитательной работы является формирование и
укрепление
школьных традиций.

Традиции    школы-интерната   можно    классифицировать    следующим образом:

  1. Традиции познавательного характера: праздник знаний, различные формы уроков, познавательные конкурсы.
  2. Традиции патриотического направления: День защитника Отечества, День победы, экскурсии и циклы бесед по истории и культуре родного края, цикл народных праздников.
  3.  Спортивно-оздоровительные традиции: соревнования различного уровня по легкой атлетике, шашкам и шахматам, по баскетболу, по настольном  теннису, соревнования «Веселые старты», Дни здоровья, спартакиады; конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни».
  1. Традиции эстетического направления: выставки детского творчества, концертная деятельность, конкурс рисунков и поделок из природного материала.
  2. Традиции, носящие трудовую ориентацию: сезонные трудовые десанты (по уборке листвы, снега), изготовление новогодних игрушек и различных сувениров, оформление помещений, дежурство по школе, проведение субботников и воскресников. Традиции формируют дух школы, являются объединяющим началом для детей и педагогов.

Еще одним системным образованием является система объединений дополнительного образования, включивший в себя объединения различных направлений.

             НАПРАВЛЕНИЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предметное                Художественное        Декоративно-        Спортивное

прикладное

 Коллектив школы-интерната стремится к органичному сочетанию видов досуга с различными    формами    образовательной    деятельности,    что    значительно уменьшает пространство девиантного поведения детей. Основные идеи и принципы системы дополнительного образования в школе-интернате:

  • свободный выбор ребенком виды деятельности, темпа и степени участия;
  • возможность самоопределения и самореализации ребенка;
  •  практико-ориентированная направленность содержания образования;
  • психотерапевтическая поддержка.

Дополнительное    образование    способствует    более    интенсивному процессу    социальной    адаптации    личности    ребенка,    выработке социального      общения,      навыков     коммуникации      и     ориентации  в информационном   пространстве,   помогает   навыки принятия ребенком самостоятельных решений.

Этапы создания воспитательной системы:

I этап – Осмысление и принятие цели всеми участниками воспитательной системы.

Цель

Педагоги                   Дети

Цель должна быть понятна и привлекательна как педагогам, так и детьми

II этап –  Работа над средствами.

Цель

Содержание                            формы и методы

Средство воспитания - в органической зависимости содержания к формам воспитания.

Выбор средств зависит от целей воспитательной системы и традиций, коллектива, социальных процессов.

Цель

Содержание                        Формы и методы

Педагоги

III этап - Организация целостного воспитательного процесса по тематическим периодам.

Цель

Содержание                Формы и методы

Педагоги                Дети

           Условия реализации задач воспитательной системы.

Для    результативного    функционирования    воспитательной    системы

необходимо выполнение условий:

  1. Четкое определение цели, постановка задач, для решения которых уже готов школьный коллектив и работники школы-интерната.
  2. Конкретное планирование деятельности школьного коллектива на несколько лет вперед, на год, на четверть, на неделю.
  3. Создание отношений творческого содружества и сотрудничества между детьми, детьми и педагогами, педагогами.
  4. Владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их отношений, о физическом, нравственном, умственном уровне развития детей, профессиональном уровне работников школы, о степени комфортности всех пребывающих в школе-интернате.

5.        Создание и функционирование службы управления качеством деятельности

воспитательной системы.

6.        Высокий уровень компетентности педагогов.

7.        Систематический   контроль качества за   результативностью   деятельности   всех участников   учебно-воспитательного   процесса   с  целью   коррекции   и достижения наилучших результатов.

  Программа реализации воспитательной системы школы-интерната. 
В школе-интернате созданы следующие целевые творческие программы:

 «Здоровье»

«Рукодельница»

«Право ребенка на семью»

                                Программа «Здоровье».

 Цель программы - восстановление    и восполнение психофизических сил

воспитанников, формирование здорового образа жизни. Основные задачи:

повышение двигательной активности воспитанников;

расширение  представлений  воспитанников  о  преимуществах  здорового образа жизни;

развитие форм оздоровительной работы с воспитанниками школы-интерната.

Основные направления:        

- массовые спортивные мероприятия, популяризация различных видов   физкультуры и спорта; участие в школьных городских соревнованиях,  участие в соревнованиях по линии СОК;

- оздоровительные занятия, занятия различными видами спорта для   развития общих и специальных физических качеств на уроках физкультуры; посещение спортивных секций; ритмика.

 Программа «Рукодельница»

Цель программы - развитие интереса к моделированию, конструированию и

эстетике быта, формирование понимания того, что труд - основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага;

Основные задачи:

расширение представлений воспитанников в сфере декоративно-прикладного искусства;

активизация детского творчества в сфере декоративно-прикладного творчества;

 проведение творческих мероприятий для демонстрации мастерства воспитанников.

Основные направления:

обучение мастерству, созданию эстетики быта, осваивание новых
технологий на уроках труда и во внеурочное время (макраме, бисероплетение, вязание, ткачество);

овладение базовыми трудовыми навыками, воплощение своих идей на конкурсах, выставках, демонстрация мастерства воспитанников (участие в республиканских, районных, школьных выставках).

                 Программа «Право ребенка на семью».

Цель программы - адаптация учащихся к самостоятельной жизни.

Основные задачи:

развитие представлений о создании семьи и развитие умений ведения
домашнего хозяйства;

развитие способности к сотрудничеству с другими людьми, уважения- прав граждан, терпимости и   внимания к мнению других людей;

развитие способности и готовности к решению проблем.

Основные направления:

психолого-педагогическая помощь, осуществляющаяся в форме социально-психологической        диагностики, психологической коррекции индивидуального    психологического    сопровождения    и    комплексных педагогических мероприятий;

   социально-правовая помощь в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере,  помощь  в  решении  жилищных  проблем,  в  трудоустройстве и трудовой адаптации.

Совокупность данных программ составляет единую программу развития

   воспитательной системы школы-интерната.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год

Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната

Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...

Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната

В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы....

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...

Актуальность духовно- нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы ( из опыта работы ). Выступление на педсовете.

Актуальность духовно- нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы ( из опыта работы ). Выступление на педсовете....