Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном развитии детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

Кудашкина Анна Анатольевна

В этом докладе изложен материал о роли внеклассных и общешкольных мероприятий во внеурочное время в школе-интернате 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 ГС(К)ОАУ  школа-интернат № 9 с. Ивановка

Доклад

 

Тема: «Роль внеклассных и общешкольных мероприятий
в духовно-нравственном развитии детей с ОВЗ»

                                                               Приготовила: Кудашкина Анна Анатольевна,

                                                               Воспитатель I квалификационной категории

Март, 2014 уч.год

Прежде чем начать рассматривать тему моего доклада, я хочу напомнить присутствующим определение слова «нравственность».

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. «Золотое правило» нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются: честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

В настоящее время налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдают в первую очередь дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.

Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было наработано за многие годы.

Дети с отклонениями в развитии в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от педагогов, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому дети данной категории по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости легко поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

         воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

         формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

         формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

         организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

         создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

         создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

Мы, воспитатели, проводим всю эту работу в системе внеурочных мероприятий как групповых, так и общешкольных.

В своей деятельности я использую следующие направления в работе с учащимися, это такие, как:

Ценностно – ориентировочная деятельность

Сюда входят различные встречи, игры, серии классных часов такие как: "Символы России”, "Если с другом вышел в путь”, праздники посвящённые Дню Дню матери, Дню Победы и т.д. Основной целью данного направления являются: знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности и ознакомление с национальными традициями.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда», серии классных часов «В мире профессий», «Человек трудом велик» и т.д.

Частью трудового направления является Профориентационная деятельность.

Это направление включает в себя: формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы. (слайд)

Художественно-эстетическая.

Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

Сюда можно отнести организацию и проведение таких праздников, как: «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы (Масленница)», посещение  краеведческого музея с.Ивановка и т.д.  (осенний бал)

Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Спортивно-оздоровительное направление.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Профилактика табакокурения и наркомании. Данное направление реализуется через проведение ряда мероприятий таких как: «Веселые старты», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», тематические классные часы "Откуда берутся грязнули”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, «О профилактике вредных привычек» и т.д.

Экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. С целью реализации этого направления в нашем учебном заведении традиционно проводятся мероприятия, направленные на знакомство с родной флорой и фауной, на закрепление знаний о них и о сохранении природных богатств России: «Поле чудес», «Экологический калейдоскоп», «Сохраним родную природу» и т.п.

Таким образом, духовно-нравственное развитие детей возможно только в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость. Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной.

Воспитательная работа – дело очень непростое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.

Подводя итог всему вышесказанному хочется отметить, что внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые в нашей школе, играют важную роль в духовно-нравственном воспитании юного поколения и занимают одно из главных мест в системе образования.