Индивидуальное занятие по РСВ и ФП для учащихся 6 класса I отделения для школ II и V видов.
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Бажина Лариса Николаевна

Занятие проводилось по теме "Спорт". Тема актуальна в связи с прошедшими в России Зимними Олимпийскими играми 2014 года. Занятие включало в себя 2 части: формирование произношения по теме "Звуки "Ц-С". Дифференциация"; развитие слухового восприятия по теме "Текст "Первые Олимпийские игры." Восприятие вопросов к тексту." 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями  -тс; -тся; -ться.

РСВ. Текст «Первые Олимпийские игры». Восприятие слов, словосочетаний  и вопросов к тексту.

Цели: ФП. Дифференцировать произношение звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить произношение слов с сочетаниями  -тс; -тся; -ться.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале слов и словосочетаний текста «Первые Олимпийские игры», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения слов с  сочетаниями  -тс; -тся; -ться;

РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;

-  вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту  «Первые Олимпийские игры» со слуховыми аппаратами и без слуховых  аппаратов (левое ухо).

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ц» и «с»;

- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Спорт»;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по темам «спортивный инвентарь», спортивная обувь»;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности: смелость, целеустремлённость, дисциплинированность.

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Спорт»;

- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;

- карточка с условием математической задачи;

- профили произношения звуков  «ц» и «с»;

- линейка.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы занятия.

3. Постановка целей.

4. Формулировка критериев оценки.

5. Работа над формированием произношения.

1) анализ артикуляции звуков «ц» и «с» по профилям произношения;

2) компьютерный слайд  № 1. Повторение слогов со звуками «ц» и «с»;

3) компьютерный слайд  № 2. Работа с изображениями  спортивного  инвентаря. (Назови спортивный инвентарь. Что лишнее?);

4) компьютерный слайд  № 3. Работа с изображениями  видов спорта. (Покажи. Назови.);

5) компьютерный слайд  № 4. Работа с текстом правила орфоэпии. (Соблюдай правило. Повтори.);

6) компьютерный слайд  № 5. Работа с изображениями. (Составь предложения. Правильно говори.);

7) компьютерный слайд  № 6. Работа с изображениями. Работа с вопросами. (Ответь на вопросы. Правильно говори.);

8) компьютерный слайд  № 7. Работа с текстом пословицы. (Прочитай пословицу. Правильно говори.);

9) компьютерный слайд  № 8. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);

10) компьютерный слайд  № 9. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);

11) компьютерный слайд  № 10. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);

12) компьютерный слайд  № 11. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);

13) компьютерный слайд  № 12. Работа со словесными определениями. (Назови одним словом. Подбери синоним.);

14) компьютерный слайд  № 13. Работа со словесными определениями личностных качеств. (Повтори. Какая ты?);

15) компьютерный слайд  № 14. Работа с речевым материалом. (Составь предложения из слов.);

16) компьютерный слайд  № 15. Работа со словесным определением;

17) карточка № 3. Работа с задачей. (Реши задачу.)

18) компьютерный слайд  № 16. Работа со словесным определением.

6. Работа над развитием слухового восприятия.

1) Целостное восприятие текста. (Вспомним текст.)

2) Восприятие словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.);

3)  Восприятие словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.);

4) Восприятие вопросов на рабочем расстоянии. (Слушай на рабочем расстоянии.);

5) Восприятие вопросов на резервном расстоянии. (Слушай на резервном расстоянии.);

6) Восприятие речевого материала без аппаратов (левое ухо). (Будем слушать без аппаратов. Сними  аппараты.).

7. Итог занятия.

1) карточка № 4. Подтверждение достигнутых целей занятия;

2) самооценка;

3) оценка учителем.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

Учитель (у): Здравствуй.

(У.): Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

1. Объявление темы занятия.

(У.):  Прочитай тему занятия.

(Ш.): Читает:

Карточка № 1:

Тема занятия: Звуки «Ц – С». Дифференциация. Работа над произношением слов с  сочетаниями  -тся, - ться, -тс. Текст «Первые Олимпийские игры». Восприятие вопросов к тексту.

2. Постановка целей.

(У.): Цели занятия:

-закреплять произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте;

-работать над произношением слов с  сочетаниями  -тся, - ться, -тс;

-развивать слуховое восприятие на материале словосочетаний и  вопросов к тексту «Первые Олимпийские игры» на рабочем и резервном расстоянии, а также без аппаратов.

(У.): Каковы цели занятия?

(Ш.):( Повторяет):

Карточка №2:

Цели занятия:

-закреплять произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте;

-работать над произношением слов с  сочетаниями -тся, - ться, -тс;

-развивать слуховое восприятие на материале словосочетаний и  вопросов к тексту «Первые Олимпийские игры».

3. Формулировка критериев оценки.

(У.):  Если ты будешь хорошо работать над звуками «ц» и «с», над произношением слов с  сочетаниями  -тся, - ться, -тс ; будешь хорошо воспринимать словосочетания и  вопросы к тексту, то получишь наклейку за каждый вид работы. Получишь три наклейки - значит, работала отлично. Старайся.

II Работа над формированием произношения.

1. Анализ артикуляции звуков «ц» и «с».

(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ц» и «с». При произношении обоих звуков губы принимают положение лёгкой улыбки; зубы сближены; голоса нет. Однако  когда мы говорим звук «с», кончик языка упирается в дёсны нижних зубов; когда мы говорим звук «ц», кончик языка тоже упирается в дёсны нижних зубов, но спинка языка сначала смыкается с бугорками – альвеолами, а следом язык принимает положение звука «с».

1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

(У.): Повтори слоги со звуками «ц» и «с».

(Ш.): Повторяет:

Компьютерный слайд  № 1:

са-ца   со-цо   су-цу   сы-цы

са-цо   со-ца   су-цы   сы-цу

ца-со   цо-са   цу-сы   цы-су

сац-цас   соц-цос   суц-цус

цас-суц   цос-сыц   цыс-соц  

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я повторяла слоги со звуками «ц» и «с».

Компьютерный слайд  № 2:

На слайде - изображения предметов спортивного инвентаря: эспандера, гимнастических колец, бутсов,  медицинбола,  дартса,  кольцеброса,  кроссовок, гимнастической лестницы.

(У.): Назови спортивный инвентарь.  

(Ш.): Называет: это  эспандер,  это  гимнастические кольца, это  бутсы, это  медицинбол, это  дартс, это  кольцеброс, это  кроссовки, это гимнастическая  лестница.

(У.): Все ли предметы можно назвать спортивным  инвентарём?  Что лишнее?  

(Ш.): Бутсы, кроссовки.

(У.): Почему?

 (Ш.): Бутсы, кроссовки – это спортивная обувь.

  Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Умница!"

(У.): Что ты сделала?

(Ш.): Я назвала спортивный инвентарь.  

Компьютерный слайд  № 3:

На слайде -  изображения видов спорта: бокса, сумо, гимнастики, баскетбола, мотоциклетного спорта, танцевального спорта.  

(У.): Покажи, где гимнастика, сумо, мотоциклетный спорт, бокс, баскетбол, танцевальный спорт.  

(Ш.): Показывает и называет: вот гимнастика, вот сумо, вот мотоциклетный спорт, вот бокс, вот баскетбол, вот  танцевальный спорт.  

 (У.): Каким видом спорта занимаешься ты?

(Ш.): Я занимаюсь боксом.

(У.)Очень хорошо. Что ты назвала?

(Ш.): Я назвала виды спорта.

Компьютерный слайд  № 4:

 (У.): Соблюдай правило: сочетания  -тся  и -ться говори в словах как ца; сочетание  -тс говори в словах как ц. Повтори.

(Ш.): Повторяет: сочетания  -тся  и -ться говори в словах как ца; сочетание  -тс говори в словах как ц.

(У.): Прочитай слова: катается, целится, подтягивается; спортсмен, дартс, бутсы.

(Ш.): Читает слова, соблюдая указанное правило орфоэпии.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

Компьютерный слайд  № 5:

На слайде – изображения: Лыжница катается. Биатлонист целится. Спортсмен подтягивается.

(У.): Составь предложения. Правильно говори слова с сочетаниями  -тся, -ться, -тс.

 (У.): Что делает лыжница?

(Ш.): Лыжница катается.

 (У.): Что делает биатлонист?

(Ш.): Биатлонист целится.

(У.): Что делает спортсмен?

(Ш.): Спортсмен подтягивается.

(У.): Правильно. Что ты делала?

(Ш.): Я составляла предложения.

Компьютерный слайд  № 6.

На слайде – изображения хоккеиста, пловца, танцора, борца.

(У.): Ответь на вопросы.  Правильно говори слова с сочетаниями  -тся, -ться, -тс.

(У.): Кто занимается хоккеем?

(Ш.): Хоккеем занимается хоккеист.

 (У.): Кто занимается борьбой?

(Ш.): Борьбой занимается борец.

(У.): Кто занимается спортивными танцами?

(Ш.): Спортивными танцами занимается танцор.

(У.): Кто занимается плаванием?

(Ш.): Плаванием занимается пловец.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я отвечала на вопросы.

Компьютерный слайд  № 7.

На слайде – запись пословицы: Каждый спорт спортсменом ставится, спортсменом и славится.

(У.): Прочитай пословицу. Правильно говори слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс.

(Ш.): Читает пословицу, соблюдая закрепляемое правило орфоэпии.

(У.): Правильно. Что ты сделала?

(Ш.): Я прочитала пословицу.

(У.): Большую спортивную славу заслужили известные спортсмены. Например:

Компьютерный слайд  № 8.

(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Фигуристка Ирина Слуцкая.

Компьютерный слайд  № 9.

(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Боксёр Костя Цзю.

Компьютерный слайд  № 10.

(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Футболист Василий Березуцкий.

Компьютерный слайд  № 11.

(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Культурист Арнольд Шварценеггер.

 (У.): Данным спортсменам присущи следующие качества личности: стремление к цели, отсутствие боязни, следование правилам.

Компьютерный слайд  № 12.

Стремление к цели – это …

Отсутствие боязни – это …

Следование правилам – это …

(Дисциплина, целеустремлённость, смелость).

(У.): Назови одним словом: стремление к цели – это …

(Ш.): Целеустремлённость.

(У.): Верно. Отсутствие боязни – это …

(Ш.): Смелость.

(У.): Правильно. Следование правилам – это …

(Ш.): Дисциплина.

(У.): Хорошо. Подбери синоним к слову «смелость».

 (Ш.): Храбрость.

Компьютерный слайд  № 13.

(У.): Верно. А какие из этих качеств есть у тебя? Смелость есть?

(Ш.): Есть.

(У.): Значит, ты смелая. А дисциплина у тебя есть?

(Ш.): Да.

(У.): Значит, ты дисциплинированная. Кроме того, я считаю, что ты – целеустремлённая, потому что раньше ты очень плохо слышала и говорила, а теперь и говоришь, и слышишь с каждым годом всё лучше. Ты – молодец! Повтори:

Компьютерный слайд  № 13.

(Ш.): (Повторяет):  Я – смелая, дисциплинированная, целеустремлённая.

Компьютерный слайд  № 14.

На слайде – слова: Дворце, выступали, борцы, спорта, во; Дистанции, лыжница, с сошла.

(У.): Составь предложения из слов.

(Ш.): Борцы выступали во Дворце спорта. Лыжница сошла с дистанции.

(У.): Молодец!  Что такое дистанция?

(Ш.): Путь (дорога).

Компьютерный слайд  № 15.

(У.): Дистанция (в спорте) – это расстояние между стартом и финишем. Повтори.

(Ш.): (Повторяет): Дистанция (в спорте) – это расстояние между стартом и финишем.

(У.): А ты на жизненном пути никогда не сходи с дистанции. Прямо иди к своей цели.

(У.): Реши задачу.

Карточка № 3.

На карточке изображена лыжная дистанция.

(У.):Прочитаем  условие задачи.

(Ш.):( Читает сопряженно с учителем): Это условная лыжная дистанция. Измерь длину дистанции в сантиметрах.

(Ш.):  (Измеряет): 5 сантиметров.

(Ш.): ( Читает сопряженно с учителем):  Найди длину дистанции в километрах, если один сантиметр условной дистанции равен четырём километрам.

(Ш.): Длина лыжной дистанции равна двадцати километрам.

(У.): Молодец! Что ты делала?

(Ш.): Я решала задачу.

(У.): Как ты говорила звуки «ц» и «с»?

(Ш.): Хорошо.

(У.) Получи наклейку.

(У.): Как ты произносила слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс?

(Ш.): Правильно.

(У.): Я тоже так думаю. Получи ещё одну наклейку.

III Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): В какой стране проходили Зимние Олимпийские игры 2014 года?

(Ш.): В России.

(У.): Верно. Назови столицу Зимних Олимпийских игр 2014 года.

(Ш.): Сочи.

(У.): Правильно.

Компьютерный слайд  № 16.

(Ш.): (Читает): Сочи – столица Зимних Олимпийских игр 2014 года.

(У.): А мы продолжим работу с текстом «Первые Олимпийские игры».  Сядь на расстояние 2,5 метра.

(У.): Вспомним текст.

(У.): (Читает текст целостно):

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры в греческом городе Олимпия.

 Они стали проводиться раз в четыре года.

   На игры собирались десятки тысяч зрителей со всей Греции.

   На Олимпийских играх сильнейшие спортсмены состязались в беге, в прыжках, борьбе, метании диска, копья, кулачном бое.

 Один день отводился для состязаний юношей.

 Самыми опасными состязаниями были гонки колесниц, запряженных четверками лошадей.

 Судьи торжественно награждали победителей игр венками из оливкового дерева.

(У.): О чём рассказ?

(Ш.): Рассказ про Олимпийские игры.

(У.): Верно. Слушай и повторяй словосочетания на рабочем расстоянии.

(Ш.): (Повторяет отражённо на рабочем расстоянии): В греческом городе Олимпия; стали проводиться; на Олимпийских играх.

(У.): Слушай и повторяй на резервном расстоянии.

(Ш.): (Повторяет отражённо на резервном расстоянии): десятки тысяч; состязались в беге; победителей игр.

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я слушала словосочетания.

(У.): Будем отвечать на вопросы. Слушай на рабочем расстоянии.

(Ш.): (Воспринимает вопросы на рабочем расстоянии).

(У.): Когда состоялись первые Олимпийские игры?

(Ш.): Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры.

(У.): Где состоялись первые Олимпийские игры? В какой стране? В каком городе?

(Ш.): В Греции, в городе Олимпии.

 (У.): Какие виды спорта были на Олимпийских играх?

(Ш.): Бег,  прыжки, борьба, метание диска и копья, кулачный бой.

 (У.): Слушай на резервном расстоянии.

(Ш.): (Воспринимает вопрос на резервном расстоянии).

(У.): Чем награждали победителей?

(Ш.): Победителей награждали венками из оливкового дерева.

(У.): Молодец! Что ты делала?

(Ш.): Я отвечала на вопросы.

(У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.

(Ш.): (Снимает аппараты. Слушает левым ухом).

(Ш.): (Повторяет отражённо): В греческом городе; спортсмены; гонки колесниц.

(Ш.):  (Слушает вопрос без аппаратов): Какие состязания были самыми опасными?

(Ш.):  Гонки колесниц.

(У.): Молодец! Что ты делала?

(Ш.):  Я слушала без аппаратов.

 (У.): Как ты слушала словосочетания и воспринимала вопросы?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Получи наклейку.

IV Итог занятия.

(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?

(Ш.): Да.

(У.): Почему?

(Ш.): Я закрепила произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте; я правильно произносила слова с сочетаниями  -тся, -ться, -тс; я хорошо слушала словосочетания и вопросы к тексту «Первые Олимпийские игры».

(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занималась?

(Ш.): Я занималась хорошо.

(У.): Я согласна, ты занималась очень хорошо, получила три наклейки. Цели занятия выполнены. Занятие окончено. Попрощайся.

(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!

(У.): До свидания!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".

Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...

Методическая статья - разработка "Рабочая программа по русскому языку для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Конспект урока по математике 2 класс II отделение "Приемы письменных вычислений для случаев вида 37+48"

Данный конспект пригодится в помощь учителям, которые работают со слабослышащими детьми 2 класс, тема "Приемы письменных вычислений для случаев вида 37+48"...