Алгоритм-план работы с ребенком по коррекции ОНР
рабочая программа на тему

Журавлева Светлана Александровна

Коррекция ОНР требует нескольких лет кропотливой работы. Строится она по определенному алгоритму и плану. В зависимости от симптоматики проявления и динамики развития речи можно для себя составить индивидуальную программу коррекционной работы с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-алгоритм работы с ребенком     _____________________________

Работа по коррекции звукопроизношения.

  1. Подготовительный этап(тщательная подготовка ребенка к работе)
  • вызвать интерес к занятиям
  • развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях
  • развитие мимической мускулатуры
  • формирование артикуляторных навыков, артикуляционная гимнастика
  • развитие мелкой моторики пальцев рук, пальчиковая гимнастика
  • укрепление физического здоровья через консультации мед.специалистов, лечение, массаж
  • развитие фонематического(речевого) слуха, различение звуков на слух, игровые ситуации
  • нормализация просодической стороны речи(темп, тембр, ритм) в игровых ситуациях
  • формирование физиологического и речевого дыхания
  • формирование воздушной струи, игровые ситуации
  • развитие силы голоса и голосовой тональности

2.Основной этап (формирование произносительных умений и навыков)

  • устранение дефектов звукопроизношения
  • различение звуков, сходных артикуляционно и акустически
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью
  • автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях(стихи,потешки, рассказы)
  • автоматизация звуков в спонтанной речи
  • дифференциация звуков в произношении
  • совершенствование фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  • Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении  материале
  • развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

Работа по коррекции слоговой структуры

  1. подготовительный этап:
  • развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков
  • развитие восприятия и понимания ритма
  • формирование общей координации движений под музыку, ритм
  • развитие динамического праксиса рук(выполнение движений левой, правой и двумя руками)
  • развитие реципрокной координации рук:выполнение движений одновременно двумя руками
  • развитие переключения внимания
  • формирование пространственно-временных представлений
  • развитие умения проговаривания слов по слогам
  • развитие умения выделять ударный слог
  1. основной этап
  • развитие ритма на сочетании гласных звуков
  • развитие умения отстукивать, проговаривать и записывать цепочки слогов с выделением ударного слога
  • отработка слоговой структуры слова
  • развитие фонематического и слогового анализа и синтеза слов
  • развитие умения проговаривать сложные по слоговому составу слов
  • развитие умения проговаривать скороговорки.

Работа по коррекции ОНР(общего недоразвития речи)

  1. Развитие речевого анализа и синтеза
  • Развитие анализа и синтеза на уровне текста.
  • Развитие анализа и синтеза на уровне предложений.                                                                            1
  • Развитие слогового анализа и синтеза.                                    
  • Развитие звукового анализа и синтеза.

      2.    Формирование лексической стороны речи.

  • Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  • Уточнение значений и активизация понятий (через посещение выставок, музеев и др).
  • Формирование «Родственных гнезд» (пришел, вышел, перешел, зашел).

3.   Формирование грамматического строя речи.

  • Развитие навыков словоизменения.
  • Развитие навыков словообразования.
  • Формирование морфологической структуры слова (игровые приемы: назови предмет один и много, назови ласково, большое-маленькое, посчитай предмет до 5).
  • Развитие навыков связного оформления грамматически правильного оформления структуры предложения.
  • Автоматизация грамматических навыков в речи.

4.    Развитие умения составлять и распространять предложения.

     5.   Развитие навыков пересказа.

  • Развитие умения пересказывать по наводящим вопросам.
  • Развитие умения выделять в рассказе главное и второстепенное.
  • Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности.
  • Развитие умения связывать предложения в тексте.
  • Формирование навыков составления краткого пересказа.
  • Формирование навыков составления выборочного пересказа.
  • Формирование навыков составления творческого пересказа.
  1. Развитие навыков составления рассказа по сюжетной картинке.
  • С помощью наводящих вопросов.
  • По опорным словам.
  • По плану.
  • Самостоятельно.
  1. Развитие навыков составления рассказа по серии сюжетных картин.
  2. Развитие навыков составления рассказа — описания.
  3. Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе.
  1. Работа над выразительным чтением и пересказом.

                                                                                                                                                  2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приемы работы на занятиях по коррекции оптической дисграфии.

Инновационные приемы работы на занятиях по коррекции оптической дисграфии....

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения звукобуквенными обозначениями

В работе раскрываются трудности, которые могу возникнуть у учащихся при обучении чтению на этапе овладения звукобуквенными обозначениями. Также описываются приемы коррекционной логопедической работы п...

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения слоговым чтением

В работе говорится о трудностях, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению на этапе овладения слоговым чтением. Также описаны приёмы коррекционной логопедической работы по предупр...

Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников

В материале представлена программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Материал может быть использован в работе психолога, социального педагога , воспитателя....

перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...