«Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС»
проект

Мадеева Татьяна Петровна

     В связи с переходом на новую ступень образования  - ФГОС второго поколения,  педагогам необходимо искать иные пути  обучения и воспитания, все это  привело к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazyonnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

«Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС»

Подготовила:

воспитатель Мадеева Т.П.

Горки

2015

«Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное
и страшно ответственное дело».
А.С.Макаренко.

     В связи с переходом на новую ступень образования  - ФГОС второго поколения,  педагогам необходимо искать иные пути  обучения и воспитания, все это  привело к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и технологий.

     В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся   в учебное и вне учебное время.

     Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Можно выделить элементы современных технологий, которые возможно применять в педагогической  работе, в коррекционной школе VIII вида:

  • обучение в сотрудничестве;
  • коррекционно - развивающие технологии;
  • метод проектов;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • нравственная технология;
  • здоровьесберегающие технологии.

Я взяла технологию – метод проектов – т.е проект.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть его остается прежней: он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  

     Проект, который я создала – «Модель работы воспитателя по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».

Приступив к разработке проекта, я создала паспорт проекта.

     Работа воспитателя в школе по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности представляет собой сложную многоуровневую систему. Она  включает в себя определенные темы интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ в условиях школы – интерната VIII вида, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с возрастными и психологическими особенностями детей.

     В рамках проекта  разработана система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением различных условий (временных, информационных, организационных, материально-технических) необходимых для эффективности всей системы действий.

Цель проекта:

     Создать чёткую, методически обоснованную, структурированную модель   деятельности воспитателя  по организации наиболее эффективных условий формирования социальных  знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ.

 Срок реализации проекта.   

1 – 4 класс

4 года

5 – 7 класс

3 года

8 – 9 класс

2 года

В ходе реализации проекта воспитатель взаимодействует  со специалистами школы: классный руководитель, психолог, логопед, музработник,  мед.работник, соц.педагог, педагоги доп.образования, методист, зам по семьям, физ.инструктор.

Для детей с ОВЗ важно своевременное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального, лечебно – трудового и воспитательного характера, им необходима коррекционно – развивающая помощь различных специалистов для дальнейшей адаптации и социализации в современном обществе.

Привлечение родителей учащихся, для успешной социальной интеграции детей с ОВЗ в общество (заполнение анкет, беседа с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях и т.д).

Данная методическая разработка – проект -  содержит авторскую программу воспитательной деятельности «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья», может быть использована для создания коррекционно – развивающей среды, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками  с ОВЗ.

Программа предназначена для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат VIII вида. Возраст 7 – 15 лет.

Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их возрастных и психофизических особенностей,  уровнем сформированности социальных  представлений и навыков.

Работа по программе проходит в три этапа:

1 – 4 класс – начальное звено;

5 – 7 класс – среднее звено;

8 – 9 класс – старшее звено.

 Цель:

Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.

2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.

5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.

6. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

7.Содействовать  воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и  людям, толерантность.

8.Содействовать  сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.

Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации

  • к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
  • к формированию положительных качеств личности ребёнка:
  • к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.

Программа  определяет деятельность в следующих направлениях:

  1. Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.
  2. Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.
  3. Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.

Разделы программы: 

- Безопасность жизнедеятельности.

- Жилые помещения.

- Культура поведения и общения.

- Одежда и обувь.

- Ориентирование в окружающем.

- Отдых и досуг (я и моё свободное время).

- Охрана здоровья и физическое развитие.

- Питание.

- Природа.

Формы организации  работы по программе:

  1. КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).
  2. Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).
  3. Беседы.
  4. Тренинги.
  5. Практические занятия.
  6. Экскурсии.
  7. Прогулки.
  8. Походы.
  9. Наблюдения.
  10. Чтение книг.
  11. Просмотр кино и видеоматериалов.
  12.  Общение со сверстниками.
  13. Занятия в кружках, спортивных секциях  (по интересам детей).
  14. Участие детей в различных конкурсах.

Методы воспитательного воздействия.

Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:

  • Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).
  • Репродуктивные (работа по образцам).
  • Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).
  • Система специальных коррекционно – развивающих методов.
  • Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
  • Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).
  • Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки).

Мониторинг освоения программы.  

Мониторинг освоения программы включает в себя:

  • систему тестов;
  • педагогическое наблюдение;
  • карта мониторинга индивидуальной программы развития.

Механизм отслеживания конечных результатов.  

  • Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, анкетирование, тестирование, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).
  • Виды контроля:

- предварительный;

- промежуточный;

- итоговый.

  • Формы подведения итогов реализации программы:

- итоговые занятия;

- самостоятельное выполнение задания;

- тестирование.

Ожидаемые результаты реализации программы

     Реализация  намеченных мероприятий по специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программе существенно повысит уровень развития воспитанников школы – интерната, приведёт  к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно – нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

     В заключении хочется отметить, что основная цель педагога  в работе с детьми с ОВЗ по социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций применяя в работе современные педагогические технологии.