«Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС»
проект
В связи с переходом на новую ступень образования - ФГОС второго поколения, педагогам необходимо искать иные пути обучения и воспитания, все это привело к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazyonnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
«Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС»
Подготовила:
воспитатель Мадеева Т.П.
Горки
2015
«Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное
и страшно ответственное дело».
А.С.Макаренко.
В связи с переходом на новую ступень образования - ФГОС второго поколения, педагогам необходимо искать иные пути обучения и воспитания, все это привело к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и технологий.
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и вне учебное время.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Можно выделить элементы современных технологий, которые возможно применять в педагогической работе, в коррекционной школе VIII вида:
- обучение в сотрудничестве;
- коррекционно - развивающие технологии;
- метод проектов;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- нравственная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Я взяла технологию – метод проектов – т.е проект.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть его остается прежней: он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проект, который я создала – «Модель работы воспитателя по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».
Приступив к разработке проекта, я создала паспорт проекта.
Работа воспитателя в школе по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности представляет собой сложную многоуровневую систему. Она включает в себя определенные темы интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ в условиях школы – интерната VIII вида, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с возрастными и психологическими особенностями детей.
В рамках проекта разработана система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением различных условий (временных, информационных, организационных, материально-технических) необходимых для эффективности всей системы действий.
Цель проекта:
Создать чёткую, методически обоснованную, структурированную модель деятельности воспитателя по организации наиболее эффективных условий формирования социальных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ.
Срок реализации проекта.
1 – 4 класс | 4 года |
5 – 7 класс | 3 года |
8 – 9 класс | 2 года |
В ходе реализации проекта воспитатель взаимодействует со специалистами школы: классный руководитель, психолог, логопед, музработник, мед.работник, соц.педагог, педагоги доп.образования, методист, зам по семьям, физ.инструктор.
Для детей с ОВЗ важно своевременное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального, лечебно – трудового и воспитательного характера, им необходима коррекционно – развивающая помощь различных специалистов для дальнейшей адаптации и социализации в современном обществе.
Привлечение родителей учащихся, для успешной социальной интеграции детей с ОВЗ в общество (заполнение анкет, беседа с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях и т.д).
Данная методическая разработка – проект - содержит авторскую программу воспитательной деятельности «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья», может быть использована для создания коррекционно – развивающей среды, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками с ОВЗ.
Программа предназначена для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат VIII вида. Возраст 7 – 15 лет.
Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем сформированности социальных представлений и навыков.
Работа по программе проходит в три этапа:
1 – 4 класс – начальное звено;
5 – 7 класс – среднее звено;
8 – 9 класс – старшее звено.
Цель:
Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
6. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
7.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.
8.Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации
- к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
- к формированию положительных качеств личности ребёнка:
- к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.
Программа определяет деятельность в следующих направлениях:
- Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.
- Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.
- Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.
Разделы программы:
- Безопасность жизнедеятельности.
- Жилые помещения.
- Культура поведения и общения.
- Одежда и обувь.
- Ориентирование в окружающем.
- Отдых и досуг (я и моё свободное время).
- Охрана здоровья и физическое развитие.
- Питание.
- Природа.
Формы организации работы по программе:
- КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).
- Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).
- Беседы.
- Тренинги.
- Практические занятия.
- Экскурсии.
- Прогулки.
- Походы.
- Наблюдения.
- Чтение книг.
- Просмотр кино и видеоматериалов.
- Общение со сверстниками.
- Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).
- Участие детей в различных конкурсах.
Методы воспитательного воздействия.
Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:
- Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).
- Репродуктивные (работа по образцам).
- Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).
- Система специальных коррекционно – развивающих методов.
- Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
- Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).
- Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки).
Мониторинг освоения программы.
Мониторинг освоения программы включает в себя:
- систему тестов;
- педагогическое наблюдение;
- карта мониторинга индивидуальной программы развития.
Механизм отслеживания конечных результатов.
- Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, анкетирование, тестирование, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).
- Виды контроля:
- предварительный;
- промежуточный;
- итоговый.
- Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговые занятия;
- самостоятельное выполнение задания;
- тестирование.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программе существенно повысит уровень развития воспитанников школы – интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно – нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
В заключении хочется отметить, что основная цель педагога в работе с детьми с ОВЗ по социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций применяя в работе современные педагогические технологии.