Развитие речи и гендерное воспитание
статья

Насонова Татьяна Романовна

ГБОУ ЦЛПДО ЮАО
Доклад учителя - логопеда Насоновой Т.Р. 
на заседании МО логопедов от 6 ноября 2014

Почему у ребенка с ОНР  формирование лексико-грамматического строя речи не соответствует возрасту и он говорит, допуская многочисленные аграмматизмы? Дети с ОНР, находясь в речевой среде, слышат речь окружающих, смотрят телевизор, вступают в контакт, и если бы у них все было в порядке, то логопеды были бы не нужны, звуки и грамматический строй речи формировались естественным путем, но этого не происходит.  Можно сказать, что ребенок по тем или иным причинам, не восприимчив к информации, которую получает. 

Развитие речи и гендерное воспитание

Почему у ребенка с ОНР  формирование лексико-грамматического строя речи не соответствует возрасту и он говорит, допуская многочисленные аграмматизмы? Дети с ОНР, находясь в речевой среде, слышат речь окружающих, смотрят телевизор, вступают в контакт, и если бы у них все было в порядке, то логопеды были бы не нужны, звуки и грамматический строй речи формировались естественным путем, но этого не происходит.  Можно сказать, что ребенок по тем или иным причинам, не восприимчив к информации, которую получает. Конечно, можно методом тренировки (натаскивания) отработать некоторые грамматические формы, но использоваться они будут по шаблону без связи с реальной ситуацией. Именно поэтому, приступая к коррекции, необходимо начинать работу не с заучивания с ребенком правил словоизменения и согласования слов в предложении, а с взаимодействия, причем взаимодействие должно быть двусторонним.

Используемые примеры грамматических форм необходимо выбирать таким образом, чтобы они базировались на том социуме, в котором находится ребенок: родители, члены семьи, друзья. Грамматические формы для ребенка должны быть не просто абстрактным правилом, а должны восприниматься, как неотъемлемая и естественная часть его ежедневного общения и взаимодействия.

Правильное употребление местоимений – это не просто правила, а обозначение в речи понимания своего места в социуме. Если у ребенка не сформировано четкое понимание гендерных различий, он не будет использовать в своей речи дифференцированные понятия рода имен существительных, а как следствие, не будет правильно согласовывать местоимения, прилагательные, глаголы с именами существительными. «Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения включают социально нормированные взаимодействия половых классов и возрастных групп» [1].
Можно возразить, как же так, ребенок говорит папа и мама, он же их различает. Конечно он знает, кто папа, а кто мама, но это вовсе не значит, что он понимает, что мама – это женщина, а папа – мужчина. Коррекционную работу необходимо начинать с формирования этих базовых понятий. Работу надо вести таким образом, чтобы ребенок начал задавать вопрос: «Почему, стул - это папа, а каша - это мама?» Сам факт возникновения подобного вопроса свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться дифференциация по гендерным  признакам. Ответить на подобный вопрос можно просто: все вокруг нас либо «он», либо «она», либо неопределенное «оно». Но сначала пусть ребенок задастся этим вопросом, без этого совершенно бессмысленно тренировать ребенка на запоминание, что карандаш – это «он», а ручка – это «она». Вашими трудами он конечно это запомнит, но когда Вы дадите ему лист бумаги, то ребенок без подсказки не определит, что бумага – «она».

Гендерное воспитание – это:

- влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;

- отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в обществе;

 - формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.

-  формирование определенной модели поведения;

-  овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

-  личная жизнь людей в семье;

-  правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Задачи полового гендерного воспитания:

- воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру;

- закладывать основы осознания своих особенностей;

- учить строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

 - развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;

- уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. 

Методы и приемы

-сюжетно - ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…;

- беседы с использованием иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- проблемные ситуации с этическим содержанием;

- дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?» [2].

 

Конспект логопедического занятия 

Тема: Формирование понятия «Она моя»

ЦЕЛИ: формировать самосознание, учить взаимодействовать, учить соотносить предметы с изображением (картинками), формировать понятие слово, формировать обобщающие понятия, учить ориентироваться в пространстве, учить соотносить предмет с его действием, развивать глагольный словарь, учить согласовывать прилагательные с существительными, учить выражать свойства предмета через действия  и  интонацию. Через взаимодействие с предметами формировать понятия: быстро – медленно; громко – тихо; начало – середина – конец. Учить выделять ударный гласный в двусложных словах, формировать самоконтроль, формировать структуру слова. Учить определять ж.р. имен существительных.

Ход занятия:

 

  1. Оргмомент.

- Мы будем играть с игрушками, сочинять сказку, петь песенки.

2. Логоритмическое упражнение «Кто у нас хорошая?»

- Кто у нас хорошая,

Кто у нас пригожая.

Маруся хорошая,

Маруся  пригожая. ( Погладить ребенка по ручке, ножке, грудке.)

Носиком дышит,

Ушками слышит,

Глазками видит,

Ротиком говорит,

Ладошками постучит. (петь и показывать части тела)

- Покажи: как носом дышишь, как руками машешь, как хлопаешь, как топаешь.

- Покажи правую руку, левую руку и то же самое с ногами, ушами, щекой и т.д.

3. Игра: «Сделай так». Хлопать и топать по образцу логопеда.

4. Игра «Ты Маруся, а я Татьяна Романовна»

- покажи, как мне надо хлопнуть, топнуть.

5. Игра с мыльными пузырями и мячом:

(отработать слова: дую, ловлю, бросаю)

Мыльные пузыри:

Логопед: Я буду дуть, а ты ловить, можно поймать пузырь, если скажешь: «Я ловлю»

Логопед: «Я дую». – Ребенок: «Я ловлю». (меняться ролями с ребенком)

Мяч

(Бросать мячи в корзину)

- Мяч бросает то логопед,  то ребенок и комментируют свои действия: «Я бросаю».

- Логоритмическое упражнение с мячом.

   6. Работа с альбомом «Я и моя семья»

Ребенок показывает и рассказывает: это я, это моя мама и т.д., рассказывает, что члены семьи умеют делать.

Логопед показывает на маму и задает вопрос: «Чья мама?», «Какая мама?».

  1. Женский род запомню я и скажу: «Она моя»

- написать в тетради: Она моя – подчеркнуть окончания и написать А – Я

- записать слова под диктовку: девочка, мама, Маруся, бабушка (подчеркнуть а - я).

     8. Логоритмика: «Я пеку» - разучивание, выполнение движений по тексту.

Я пеку, пеку, пеку.

Детям дам по пирогу,

А для милой мамочки
Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка,

А детей позову,

Им картинки разложу.

9. Игра: Разложи картинки: «Она моя»  - нарисовать схему слова, выделить последнюю букву в слове «А». Разложить картинки на игровом поле, выбрать из 10 картинок - 6 женского рода (лиса, улитка, лягушка, лента, коляска, малина). Записать слова в тетрадь и подчеркнуть в конце «А».

10. Автоматизация «ЛЬ» - работа по индивидуальной тетради (стр. 4). Назвать имена мальчиков и девочек. Чем отличаются мальчики от девочек? Кем будут девочки, когда вырастут? Кем будут мальчики, когда вырастут? Игра: «Закончи предложение».

11. Игра – инсценировка: «Мой дом» (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь)

- зайди в дом и расскажи, что делать умеешь. Рассказывает то логопед, то ребенок.

12. Пальчиковые игры: «Кто перед домом» - логоритмика. Ребенок должен по характеру звучания музыки отгадать, кто перед домом и выполнить движения руками. Составление предложений: заяц прыгает, лиса бегает, волк бегает, медведь топает. Подобрать слова – определения, какой заяц, какая лиса, какой волк, медведь. Составление схем предложений: определение, предмет, действие. Запись предложений.

13. Звери прощаются с жителями дома, ребенок рассказывает кто, какие выполнял движения, отвечая на вопрос логопеда «Что делал? И «Что делала?».

14. Итог: вспомни, во что мы играли.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в школе.

Цель: формирование коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола....

гендерное воспитание

\     Гендерное воспитание в школе направлено на закрепление традиционных мужских  и женских ролей. Основная цель воспитания видится в создании условий для развития «правильно...

Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы

Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...

Гендерное воспитание.

Гендерное воспитание....

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Методическая разработка представляет собой часть системной работы воспитателя на основе личной практической работы. Работа выполнена в соответствии с целями и задачами воспитательной работы учебного к...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ

Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, кото­рое звучит дома и вокр...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...