РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ
презентация к уроку по русскому языку на тему

Садченко Татьяна Дмитриевна

Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, кото­рое звучит дома и вокруг, а затем в школе,— это и есть та почва, из которой произрастает культура речи нашего воспитанника, её богатство и выра­зительность. Или её бедность, скудость и бескуль­турье.
 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Слайд 2

Стандарт среднего общего образования и Программа по литературе одними из главных задач изучения предмета называют развитие эстетических и творческих способностей учащихся

Слайд 3

Необходимо заметить, что сама я поклонником каких-то особых уроков по развитию речи не являюсь, а считаю, что таким уроком должен быть любой урок литературы. И если на нём наш воспитанник не научился грамотно и выразительно высказывать мысль, не овладел хоть одним неизвестным ему оборотом речи, фразеологизмом, не услышал нового слова и не принял его для себя, не восхитился звучащим словом, не создал собственного вы­сказывания, не участвовал в диалоге или полилоге ,— значит, урок этот вовсе и не состоялся.

Слайд 4

И сегодняшний подход к литературному образованию школьников подтверждает это моё убеждение: в программе по литературе не предусмотрено особых уроков развития речи, кроме написания сочинений. А работа над речью детей, её обогащением, правильностью , выразительностью, умением говорить краси­во, убедительно, аргументированно, логично и эмо­ционально должна вестись постоянно не только на уроках русского языка, но и, даже в большей степени , на уроках литературы. Понятно, что речевая со­держательная линия должна реализовываться комп­лексно, интегративно на всех уроках словесности. Так, на уроках русского языка ученики знакомятся с такими речевыми понятиями, как общение , стили и типы речи, микротема и т. п., а на уроках лите­ратуры эти понятия должны раскрыться перед ними в процессе их практического воплощения в художе­ственном произведении, сыграть свою роль в понима­нии его идейного и художественного содержания. Или в процессе изучения лексики дети знакомятся с пе­реносным значением слов, их многозначностью, а на уроках литературы — с особыми изобразительными средствами языка: тропами. Если не усвоены знания по лексике, не будут усвоены и знания по литерату­ре. Таких примеров можно приводить великое мно­жество, они только подчёркивают одну из основных мыслей данного выступления — уроки языка и литературы по своей природе и сути интегративны, не случайно их называют уроками словесности. Однако, пока су­ществует привычное деление на литературу и язык, остановлюсь именно на литературе, потому что вижу в этом особую актуальность и необходимость .

Слайд 5

Начну с того, что попробую предложить на каждом уроке литературы вести словарную работу , в ходе которой объясняется лексическое значение устаревших слов и даётся исторический ком­ментарий. Невозможно представить себе, к примеру подготовку к восприятию художественного текста без того, чтобы не воспроизвести лексическую картину эпохи, той бытовой среды, в которую вступает читатель..

Слайд 6

Виды речевой деятельности должны находиться в тесной взаимосвязи: от слушания (чтения) — восприятия текста — до создания собственных высказываний . Это, на мой взгляд, во-первых, различные методы чтения художественного произведения: ознакомительное ; комментированное; выборочное; аналитическое; подготовленное; выразительное; инсценированное . Во-вторых, разнообразные виды изложений : подробные; выборочные; сжатые; с творческим заданием (например, с изменением лица повествователя). В-третьих, виды монологических ответов: развёрнутый ответ на проблемный вопрос с обоснованием собственного мнения; сочинение-рассуждение; словесное рисование .

Слайд 7

Разнообразные творческие задания, в том числе — интерактивные: письмо литературному герою письмо от литературного героя, презентация произведения , литературного направления, реклама и антиреклама произведения, анкета для героя, репортаж с места литературного события, суд над литературным героем, ролевая игра.

Слайд 8

Я использую достаточно разнообразные формы работы по развитию речи. Остановлюсь на основных . Прежде всего — это различные способы толкования слов и выражений. Часто такой материал даётся в сносках произведений или хрестоматий, где эти произведения размещены. Реже — в разделах учебников. Объяснение же многих слов, идиом , фразеологизмов я беру из толковых и энци­клопедических словарей

Слайд 9

Способы работы со сносками могут быть тоже разнообразными. Самый распространённый — по ходу чтения. Непонятное слово — комментарий, разъяснение. Но можно и по-другому. Перед тем, как читать главы из повести, провести небольшую беседу, по ходу которой объяснять непонятные слова, помещённые в сноски .

Слайд 10

Это может быть и группировка слов и выражений по темам. Учитель заранее выбирает из сносок нужные слова и объединяет их в тематическое целое . Этот вид работы требует определённых усилий учителя и неоднократного обращения к той или иной теме, зато он позволяет дать учащимся целостную картину того или иного исторического явления (например, системы судопроизводства в России в определённый период времени).

Слайд 11

В любом случае, если речь идёт о толкованиях В. И. Даля, желательно не просто прочитывать комментарии, но и показывать, как, каким способом автор знаменитого словаря толкует слово. Хорошо, если дети увидят: рассказ о слове может быть и увлекательным, и занятным, а иногда и интригующим. Результатом такой работы будет то, что толкование слов читатель найдёт не только в комментариях (сносках), но и в самих художественных произведениях, а привычка к раздумьям об их происхождении и значении поможет глубже понимать смысл произведений.

Слайд 12

Необходимо обратить внимание школьников и на то, что в словаре В. И. Даля представлено мно­го украинизмов — это: панчёхи , черевики, свитка, шкода, торба, цибуля , жменя, квитка, красота и др. Чаще всего это биоэквивалентные слова, отражающие явления украинской культуры, которые употребляются в русском быту. Особенно важно это знать при изучении повестей Н. В. Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки». Целый лексикон, связанный с такими праздниками, как Рождество, Святки, Сочельник, предстанет перед нами в пове­сти «Ночь перед Рождеством».

Слайд 13

Немало интересного о словах дети узнают, чи­тая басни И. А. Крылова или стихи В. В. Маяковского. При этом работа может вестись уже названными способами , а можно применить и ряд других: групповые исследовательские задания исторической, бытовой , военной лексики, неологизмов в том или ином произведении; тематические словарные выписки; оформление словарной статьи для толкового словаря ; создание «портрета слова»; написание « родословной слова»; проведение исследований на темы «Роль слова ... в названии произведения и в его тексте », «Работа слова ... в произведении», « Использование слова ... для раскрытия идейного содержания произведения» и т. п

Слайд 14

Афоризм, идиома, фразеологизм — стоит ли говорить о том, как они обогащают речь, помога­ют выразиться метко, образно, остроумно! Приобщение ученика к образной, афористичной речи — это тоже одна из задач учителя литературы, одна из основных форм работы со словом.

Слайд 15

Программные тексты дают возможность из урока в урок вести работу по использованию афориз­мов, метких выражений. Материал богатейший — произведения Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова , М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. С. Пушкина,, Н. В. Гоголя, А. Н. Некрасова, А. П. Чехова, М. Горького, М. А. Булгакова... Учитель должен позаботиться не только о том, чтобы ребёнок заметил и оценил меткое выражение, но и чтобы оно вошло в его лексикон. Для этого следует смелее использовать творческие задания: например, написание мини-сочинений по афоризму.

Слайд 16

Немало заданий, использование которых направлено на то, чтобы лексика художественного произведения входила в сознательную устную и письменную речь ребёнка. Стараюсь, чтобы обогащение языка учащихся шло не только по линии накопления словаря, обслуживающего внутренний мир человека (моральные движения, интересы ума, виды и оттенки эмоций), но и по линии уточнения знаний о внешнем мире (линии и краски пейзажа, формы предметов, расстояние, время...). Это целая система упражнений, направленных на всемерное углубление понимания лексического значения слова

Слайд 17

Квалифицированный читатель, какого призвано сформировать современное школьное литературное образование, должен уметь объяснить , в чём конкретно выражается своеобразие авторского почерка . В результате такой работы ученик сможет не только узнавать писателя или поэта «на слух» уже по одной-двум фразам (как узнают обычно знакомую мелодию), но и сумеет объяснить, что же именно , какие особенности художественной речи делают их столь узнаваемыми.

Слайд 18

Среди прочих важных заданий по развитию речи хочу отметить следующие: словесное рисование (портрет персонажа, пейзаж, интерьер); фрагмент киносценария — сцена, эпизод ( раскадровка ); художественное рассказывание в стиле произведения (пересказ былины, например); чтение по ролям драматического произведения, инсценировка басни , фрагмента рассказа или повести.

Слайд 19

Серьёзным стимулом обогащения речи служат задания, предлагающие ученику выступить в роли оратора: обосновать, мотивировать своё мнение, доказать правильность какого-то суждения или опровергнуть его, вступить в дискуссию с предполагаемым оппонентом (им может быть известный литературный критик или сам автор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста на уроке литературы

Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

Анализ художественного текста на уроках литературы

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы

В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...

Приемы активизации эмоцианально - эстетического восприятия художественного текста на уроках литературы в среднем звене

Приемы работы с художественным текстом для активизации работы учащихся на уроках литературы. Пробуждение интереса к чтению художественной литературы. ...

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Система культурно-нравственного воспитания на уроках литературы в условиях современной школы.

ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Основные направления региональной образовательной политикив контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части повышения квалификаци...