РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ
презентация к уроку по русскому языку на тему
Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, которое звучит дома и вокруг, а затем в школе,— это и есть та почва, из которой произрастает культура речи нашего воспитанника, её богатство и выразительность. Или её бедность, скудость и бескультурье.
Скачать:
Подписи к слайдам:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Стандарт среднего общего образования и Программа по литературе одними из главных задач изучения предмета называют развитие эстетических и творческих способностей учащихся
Необходимо заметить, что сама я поклонником каких-то особых уроков по развитию речи не являюсь, а считаю, что таким уроком должен быть любой урок литературы. И если на нём наш воспитанник не научился грамотно и выразительно высказывать мысль, не овладел хоть одним неизвестным ему оборотом речи, фразеологизмом, не услышал нового слова и не принял его для себя, не восхитился звучащим словом, не создал собственного высказывания, не участвовал в диалоге или полилоге ,— значит, урок этот вовсе и не состоялся.
И сегодняшний подход к литературному образованию школьников подтверждает это моё убеждение: в программе по литературе не предусмотрено особых уроков развития речи, кроме написания сочинений. А работа над речью детей, её обогащением, правильностью , выразительностью, умением говорить красиво, убедительно, аргументированно, логично и эмоционально должна вестись постоянно не только на уроках русского языка, но и, даже в большей степени , на уроках литературы. Понятно, что речевая содержательная линия должна реализовываться комплексно, интегративно на всех уроках словесности. Так, на уроках русского языка ученики знакомятся с такими речевыми понятиями, как общение , стили и типы речи, микротема и т. п., а на уроках литературы эти понятия должны раскрыться перед ними в процессе их практического воплощения в художественном произведении, сыграть свою роль в понимании его идейного и художественного содержания. Или в процессе изучения лексики дети знакомятся с переносным значением слов, их многозначностью, а на уроках литературы — с особыми изобразительными средствами языка: тропами. Если не усвоены знания по лексике, не будут усвоены и знания по литературе. Таких примеров можно приводить великое множество, они только подчёркивают одну из основных мыслей данного выступления — уроки языка и литературы по своей природе и сути интегративны, не случайно их называют уроками словесности. Однако, пока существует привычное деление на литературу и язык, остановлюсь именно на литературе, потому что вижу в этом особую актуальность и необходимость .
Начну с того, что попробую предложить на каждом уроке литературы вести словарную работу , в ходе которой объясняется лексическое значение устаревших слов и даётся исторический комментарий. Невозможно представить себе, к примеру подготовку к восприятию художественного текста без того, чтобы не воспроизвести лексическую картину эпохи, той бытовой среды, в которую вступает читатель..
Виды речевой деятельности должны находиться в тесной взаимосвязи: от слушания (чтения) — восприятия текста — до создания собственных высказываний . Это, на мой взгляд, во-первых, различные методы чтения художественного произведения: ознакомительное ; комментированное; выборочное; аналитическое; подготовленное; выразительное; инсценированное . Во-вторых, разнообразные виды изложений : подробные; выборочные; сжатые; с творческим заданием (например, с изменением лица повествователя). В-третьих, виды монологических ответов: развёрнутый ответ на проблемный вопрос с обоснованием собственного мнения; сочинение-рассуждение; словесное рисование .
Разнообразные творческие задания, в том числе — интерактивные: письмо литературному герою письмо от литературного героя, презентация произведения , литературного направления, реклама и антиреклама произведения, анкета для героя, репортаж с места литературного события, суд над литературным героем, ролевая игра.
Я использую достаточно разнообразные формы работы по развитию речи. Остановлюсь на основных . Прежде всего — это различные способы толкования слов и выражений. Часто такой материал даётся в сносках произведений или хрестоматий, где эти произведения размещены. Реже — в разделах учебников. Объяснение же многих слов, идиом , фразеологизмов я беру из толковых и энциклопедических словарей
Способы работы со сносками могут быть тоже разнообразными. Самый распространённый — по ходу чтения. Непонятное слово — комментарий, разъяснение. Но можно и по-другому. Перед тем, как читать главы из повести, провести небольшую беседу, по ходу которой объяснять непонятные слова, помещённые в сноски .
Это может быть и группировка слов и выражений по темам. Учитель заранее выбирает из сносок нужные слова и объединяет их в тематическое целое . Этот вид работы требует определённых усилий учителя и неоднократного обращения к той или иной теме, зато он позволяет дать учащимся целостную картину того или иного исторического явления (например, системы судопроизводства в России в определённый период времени).
В любом случае, если речь идёт о толкованиях В. И. Даля, желательно не просто прочитывать комментарии, но и показывать, как, каким способом автор знаменитого словаря толкует слово. Хорошо, если дети увидят: рассказ о слове может быть и увлекательным, и занятным, а иногда и интригующим. Результатом такой работы будет то, что толкование слов читатель найдёт не только в комментариях (сносках), но и в самих художественных произведениях, а привычка к раздумьям об их происхождении и значении поможет глубже понимать смысл произведений.
Необходимо обратить внимание школьников и на то, что в словаре В. И. Даля представлено много украинизмов — это: панчёхи , черевики, свитка, шкода, торба, цибуля , жменя, квитка, красота и др. Чаще всего это биоэквивалентные слова, отражающие явления украинской культуры, которые употребляются в русском быту. Особенно важно это знать при изучении повестей Н. В. Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки». Целый лексикон, связанный с такими праздниками, как Рождество, Святки, Сочельник, предстанет перед нами в повести «Ночь перед Рождеством».
Немало интересного о словах дети узнают, читая басни И. А. Крылова или стихи В. В. Маяковского. При этом работа может вестись уже названными способами , а можно применить и ряд других: групповые исследовательские задания исторической, бытовой , военной лексики, неологизмов в том или ином произведении; тематические словарные выписки; оформление словарной статьи для толкового словаря ; создание «портрета слова»; написание « родословной слова»; проведение исследований на темы «Роль слова ... в названии произведения и в его тексте », «Работа слова ... в произведении», « Использование слова ... для раскрытия идейного содержания произведения» и т. п
Афоризм, идиома, фразеологизм — стоит ли говорить о том, как они обогащают речь, помогают выразиться метко, образно, остроумно! Приобщение ученика к образной, афористичной речи — это тоже одна из задач учителя литературы, одна из основных форм работы со словом.
Программные тексты дают возможность из урока в урок вести работу по использованию афоризмов, метких выражений. Материал богатейший — произведения Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова , М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. С. Пушкина,, Н. В. Гоголя, А. Н. Некрасова, А. П. Чехова, М. Горького, М. А. Булгакова... Учитель должен позаботиться не только о том, чтобы ребёнок заметил и оценил меткое выражение, но и чтобы оно вошло в его лексикон. Для этого следует смелее использовать творческие задания: например, написание мини-сочинений по афоризму.
Немало заданий, использование которых направлено на то, чтобы лексика художественного произведения входила в сознательную устную и письменную речь ребёнка. Стараюсь, чтобы обогащение языка учащихся шло не только по линии накопления словаря, обслуживающего внутренний мир человека (моральные движения, интересы ума, виды и оттенки эмоций), но и по линии уточнения знаний о внешнем мире (линии и краски пейзажа, формы предметов, расстояние, время...). Это целая система упражнений, направленных на всемерное углубление понимания лексического значения слова
Квалифицированный читатель, какого призвано сформировать современное школьное литературное образование, должен уметь объяснить , в чём конкретно выражается своеобразие авторского почерка . В результате такой работы ученик сможет не только узнавать писателя или поэта «на слух» уже по одной-двум фразам (как узнают обычно знакомую мелодию), но и сумеет объяснить, что же именно , какие особенности художественной речи делают их столь узнаваемыми.
Среди прочих важных заданий по развитию речи хочу отметить следующие: словесное рисование (портрет персонажа, пейзаж, интерьер); фрагмент киносценария — сцена, эпизод ( раскадровка ); художественное рассказывание в стиле произведения (пересказ былины, например); чтение по ролям драматического произведения, инсценировка басни , фрагмента рассказа или повести.
Серьёзным стимулом обогащения речи служат задания, предлагающие ученику выступить в роли оратора: обосновать, мотивировать своё мнение, доказать правильность какого-то суждения или опровергнуть его, вступить в дискуссию с предполагаемым оппонентом (им может быть известный литературный критик или сам автор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста на уроке литературы
Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...
Анализ художественного текста на уроках литературы
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...
Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы
В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...
Приемы активизации эмоцианально - эстетического восприятия художественного текста на уроках литературы в среднем звене
Приемы работы с художественным текстом для активизации работы учащихся на уроках литературы. Пробуждение интереса к чтению художественной литературы. ...
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....
Система культурно-нравственного воспитания на уроках литературы в условиях современной школы.
ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Основные направления региональной образовательной политикив контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части повышения квалификаци...