Мероприятие регионального уровня. Семинар: "Практикум проведения логопедических игр и логоритмических упражнений".
методическая разработка

Насонова Татьяна Романовна

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ.

Практикум проведения логопедических игр и логоритмических упражнений. (Семинары проводились  по расписанию в 2015- 17 уч.г.)

План:

  1.  Технология проведения комплексных логопедических занятий для детей с ОНР, основанных на  зрительном восприятии и рече - слухо - двигательных связях с использованием КТ.
  2. Методические рекомендации по развитию у детей: речевых навыков, фонематического слуха и слухового восприятия, дыхания, общей и мелкой моторики.
  3. Методика и практикум проведения игр:

- для развития слухового восприятия и фонематического слуха на основе кодировок гласных звуков;

- для автоматизации звуков,

- для формирования пространственных ориентировок,

- для формирования слоговой структуры слов;

- для совершенствования грамматического строя речи;

- для подготовки к школе;

4. Авторские логоритмические игры и упражнения: методика и практикум.

5. Использование современных компьютерных технологий в структуре логопедического занятия. Разработки нового игрового материала.

Отзывы

Румянцева Юлия

Посетила в субботу, 9 апреля, замечательный семинар. Узнала много нового и интересного. С помощью материала, представленного на семинаре, можно разнообразить все логопедические занятия. Огромная благодарность автору семинара - Татьяне Романовне, за отличный практический материал и подробные объяснения  с демонстрацией.
Румянцева Юлия, логопед СЗАО

 

Елена

Огромное спасибо  Насоновой Татьяне Романовне за семинар «Практикум проведения логопедических игр»! я принимала в нем участие в режиме онлайн.  семинар был и интересным, и познавательным, и увлекательным! Время пролетело незаметно. А блокнот «распух» от важных и нужных заметок… весь материал семинара настолько, что называется, «от земли», настолько практичен, что хочется уже сегодня его опробовать в работе…. Единственное, о чем пожалела: не присутствовала непосредственно в зале и не могла задать вопросы лектору. Татьяна Романовна,  огромное Вам спасибо!!!

С уважением Елена, г.Вологда

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_logoritmicheskih_uprazhneniy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений для детей, имеющих диагноз:  ОНР  - стёртая форма дизартрии от 4 до 8 лет

 Логопед Насонова Т.Р.

Данные методические рекомендации составлены с использованием основных положений программы Филичевой Т.Б., Чиркина Г.В., Тумановой Т.В.[12] и  разработаны на основе учебного пособия Е.Ф. Архиповой «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии»[1].

У детей, чья симптоматика соответствует дизартрии, следует  особо выделить следующие нарушения:

- ОБЩАЯ МОТОРИКА.  Дети моторно неловки, быстро утомляются,  при функциональных нагрузках – неритмичны, плохо переключаются с одного движения на другое, испытывают трудности при имитации движений.  

- МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети плохо держат карандаш, у школьников трудности при овладении графическими навыками.                                        

- АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ. У всех детей нарушена моторная функция работы артикуляционного аппарата. При функциональных нагрузках качество артикуляционных движений падает.

-ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Дети не используют в речи поставленные звуки (смешивают, пропускают, искажают). Слоговая структура,  как правило, нарушена.

- ПРОСОДИКА.  Страдают голос. Ослаблен речевой выдох. Речь монотонна.  

 - ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Наблюдается недоразвитие  психомоторных функций, снижены внимание, память, нарушено зрительное восприятие, затруднена ориентация в пространстве.                                                                                                                      

 Для преодоления речевых и сопутствующих нарушений необходим  комплексный подход, включающий в себя логопедическое, музыкально-ритмическое и физическое воздействия.

 Логоритмику можно определить как одну из форм активной терапии, так как логоритмика - это движение, музыка и речь.   Музыкально-ритмические упражнения  способствуют развитию слухо-двигательных связей посредством эмоциональной регуляции движений и действий, стимулируемых музыкальным сопровождением. Включение в содержание занятия движений и действий по подражанию, по образцу и по  графическим схемам позволяет отрабатывать систему зрительно-двигательной координации. Логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения, формировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволяет развивать произвольность всех видов деятельности.

Требования к подготовке и проведению комплексных логопедических занятий:

1. Подобрать музыкальное сопровождение к музыкально-двигательным, художественно-изобразительным, музыкально-дидактическим играм и упражнениям в соответствии с возрастом и психическим развитием  детей.

2. Включить в занятия упражнения для развития общих речевых навыков, речевые игры и другие логоритмические задания, позволяющие решать коррекционные задачи.

3. Расширять словарный запас, вырабатывать грамматически правильную речь.

4. Следить за качеством движений, соблюдением правил игр, отрабатывать упражнения, которые вызвали затруднения у ребенка.

5. Разучивать тексты попевок,  чистоговорок.

6. Учитывать равномерность распределения психофизической и речевой нагрузки.

 ЗАНЯТИЯ ПРОВОДИТ: учитель-логопед. Для логоритмических упражнений не требуется специального музыкального образования. Учитель-логопед может научиться сочинять самые простые мелодии к четверостишьям и чистоговоркам, научить пропевать и обыгрывать содержание речевого материала ребенка, проявлять фантазию в придумывании движений, подходящих к тексту попевок, использовать детские музыкальные инструменты. Каждое занятие должно планироваться как игра-сказка, где ребенок является основным действующим лицом и на своём примере обучает сказочных персонажей.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: в зависимости от диагноза - от одного учебного года и более.

 КОЛИЧЕСТВО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ: индивидуально и в подгруппах (2-5 человек), 1-2 занятия в неделю, продолжительность от 30 до 45 минут.

 ОЦЕНКА   ЭФФЕКТИВНОСТИ:  в течении двух недель проводится обследование детей и заполняются речевые карты установленного образца. Полученные данные вносятся в таблицы параметров речевого развития. В конце первого и второго полугодий необходимо провести повторные обследования и внести все изменения в таблицы.

Этапы и направления логоритмических занятий

Логоритмические упражнения направлены на:

- развитие общей и мелкой моторики.

- развитие координаций движений и ориентации в пространстве.

- нормализацию мышечного тонуса.

- развитие чувства музыкального темпа и ритма.

- развитие голоса, дыхания.

- развитие мимической и артикуляционной моторики.

- коррекцию звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности.

- координацию речи и движения.

- активизацию всех видов внимания и памяти.

- выработку коммуникативных умений, самоконтроля.

- тренировку правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

Необходимо все коррекционно-развивающие занятия условно разделить

на три этапа, каждый из которых имеет свою продолжительность, задачи, цели и содержание. Все этапы должны быть взаимосвязаны между собой и  готовить детей к усвоению нового, более сложного материала.

Описание логоритмических упражнения по этапам

Этап 1

Развитие общей моторики, координации движений

Цели: развивать общую моторику, координацию движений, слуховое восприятие. Все движения должны соответствовать ритму и темпу музыки. Размер музыкальных произведений: 2/4, 3/4, 4/4.

1.Учить выделять сильную долю в такте. Выделение сильной доли хлопками в ладоши, хлопками по коленям, мячом.

2.  Регулировать мышечный тонус. Под ритмичную музыку выполнять комплексы упражнений для регуляции мышечного тонуса: рук и плечевого пояса, ног,  ног- рук - корпуса.

3. Формировать правильную осанку. Ввести понятия: чётко, быстро. Учить  менять движения со сменой музыки. Ходьба, бег, маршировка. Под быструю музыку - лёгкий бег; чёткую - маршировка; спокойную - ходьба.

4. Учить вживаться в образ. Формировать понятия: легко, быстро, медленно.

 Двигаться в соответствии с музыкой    (показать под музыку зайчика, лису, птичек и т.д.). 

Логоритмические упражнения на развитие мелкой моторики

Цели: формировать кинестетическую основу движений рук. Развивать мелкую моторику рук, слуховое восприятие, координацию движений.

При разучивании упражнений все движения отрабатываются под счет, затем пальчиковая гимнастика проводится под музыкальное сопровождение:

1. Сжимание и разжимание кистей рук.

2. Имитация руками движений, соответствующих тексту песенок: ловить мяч, «стирать и выжимать бельё», двумя пальцами показывать «рога» и т.д.

3. Игры с пальчиками:

- одновременно поднимать и опускать пальцы рук.

- поочерёдно поднимать и опускать пальцы рук.

- поочерёдно разводить и соединять пальцы рук (гармошка).

- поочерёдно соединять пальцы в кольцо.

- смена положений пальцев рук: кулачок - ладошка,  кулачок - «ребро».

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

 Цели: развивать координацию движений, артикуляционную моторику, слуховое  восприятие. Следить за согласованием органов артикуляции, музыки и движений. Темп и ритм движений должен  соответствовать ритму и темпу музыки:

«Болтушка». Чередование «Улыбка» - «Трубочка».  «Болтушка». «Качели».  «Болтушка». «Часики». «Болтушка». «Змея».  «Болтушка» «Щелкунчик» («Цоканье»).  «Болтушка».  «Накажем непослушный язык».  «Болтушка».[4]

Упражнения на развитие  слухового восприятия и фонематического слуха.

1. Цели: развивать слуховое внимание на неречевых звуках. Учить различать неречевые звуки:

- по громкости (громко - тихо): ребёнок слушает музыку. На громкую  - стучит по барабану, гремит погремушкой. На тихую  -  звенит маленьким колокольчиком, шуршит бумагой.

- по высоте звучания (высоко - низко): на музыку, звучащую в верхнем регистре, звенит маленьким колокольчиком, переливает воду из одного стакана в другой. На музыку, звучащую в нижнем регистре, стучит по барабану, гремит погремушкой.                                

- по темпу (быстро - медленно): под быструю музыку -  в быстром темпе звенит погремушкой, под медленную - медленно стучит палочкой по ксилофону.

2. Цели:  формировать систему четкого восприятия и определения гласных звуков.                                                                                                              Ввести кодировки гласных звуков: «а» – хлопок перед грудью, «у» - хлопок перед грудью кулачками, «о» - хлопок по коленям, «и» - развести руки в стороны, «ы» хлопок над головой, «э» - пальцы соединены перед грудью в виде «чашечки».

Музыкально-ритмические игры на выделение и дифференциацию гласных звуков:                                                                                                                   Под музыку Н. Александрова «Маленький танец» ребёнок выполняет ритмичные движения, чередуя хлопки с притопами. Для успешного выполнения упражнения необходимо использовать цветовые таблицы: вверху листа нарисовать две красные полоски - два раза хлопнуть в ладоши и пропеть звук «А». Внизу листа нарисовать три красные полоски - три раза топнуть ногой и пропеть звук «О». Менять гласные. Менять порядок движений (два раза топнуть, три раза хлопнуть).

3. Цели: формировать слоговую структуру.                                

Музыкально - ритмические  упражнения  на дифференциацию слогов. Использовать сохранные согласные звуки:

- смена гласных:  БА - БО - БУ - БЫ - БЭ  (использовать кодировки гласных). - смена согласных, гласный звук не меняется: БА-ДА-ВА-ГА- (использовать кодировки гласных).

- пропевание длинных и коротких слов с кодировками гласных звуков (слова 1-5 классов по Марковой).

Фонационная дыхательная гимнастика. Нормализация голоса.

Цели: развивать фонационное «речевое» дыхание, распределять экономичный выдох на протяжении всего высказывания, сохранять темпо-ритмическую и звуко-слоговую структуру высказывания. Вызывать более сильный голос.

1. Пропевать гласные на одном выдохе (от одного звука до пяти). Подбирать различные сочетания гласных звуков: [а-у], [а-у-о], [а-у-о-э], [а-у-о-э-и].

Звуковые цепочки пропевать тихо, громко, петь на одном выдохе, следить за плавностью переключения с одного звука на другой. Менять последовательность гласных. Использовать кодировки гласных.

2. Пропевание слогов на одном выдохе (от2 до5).

3. Модулировать голос по высоте и силе: «Высоко-низко или три медведя» -  медведям принесли бочонок меда, медведи обрадовались и запели: медвежонок – а-а-а  -  высоким голосом. [5]

Мама-медведица – а-а-а -  средним голосом. Папа-медведь – а-а-а  -  низким голосом  (гласные при пении медведей можно менять).

6. Нормализация речевого дыхания

Статические упражнения

Цели:  вырабатывать более длительнный, плавный, экономичный выдох.

- «Вертушки» - звучит музыка, ребенок дует на вертушку, выделяя сильную долю такта, размер 3/4.

- «Снежинки» - ребенок кружится в такт музыки. С окончанием музыки сдувает «снежинку» с ладошки.

Динамические дыхательные упражнения [1]

 Цели: подготовить дыхательный аппарат к фонации. Все упражнения проводятся под музыку. Музыка подбирается в соответствии с предложенным образом.

«Петушок» - расслабляющие движения, поднимать и опускать руки. Темп движений соответствует ритму музыки.

«Птички» - расслабляющие движения, движения рук имитируют взмах крыльев. Темп движений соответствует ритму музыки.

«Поклонись» - расслабляющие движения, опускать и поднимать голову. Темп движений соответствует ритму музыки.

«Белка» - расслабляющие движения, потряхивания поочередно то правой, то левой ногой. Темп движений соответствует ритму музыки.  

«Лодочка» - расслабляющие движения, покачивание рук при слегка наклоненном корпусе. Темп движений соответствует ритму музыки.

«Петрушка» - расслабляющие движения, хождение расслабленной походкой. Темп движений соответствует ритму музыки.

Этап 2

Развитие мелкой моторики

Цели: развивать более точные дифференцированные движения пальцев рук, слуховое восприятие, координацию движений.

Все упражнения проводятся под музыкальное сопровождение. Движения соответствуют темпу и ритму музыки.

1. Серии движений: - использовать ритмичные музыкальные произведения в размере 3/4. Музыкальное произведение должно иметь  две части. Серии последовательных движений разучиваются отдельно по частям, а затем соединяются:

- «кулачок - ладошки - ребро».

- «хлопок - хлопок -  кулачок».

- «кулачок - ладошки - ребро - хлопок - хлопок -  кулачок».

2. Дифференцированные движения пальцев рук:

- отстукивание ритмов песенок с заданной последовательностью движения пальцев. Примеры:

«Как у наших у ворот»

- отстукивать ритм  пальцами в следующей последовательности: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 5; 1. Менять руки: правая, левая, две руки вместе.

«Зайка» Слова Волгиной муз. Филиппенко

                                                            -  отстукивать ритм пальцами:

Серый зайка скок - скок - скок                   1-3, 2-4, 3-3-3.

Вышел порезвиться,                                     1-3, 2-4, 3-3.

А на встречу топ - топ - топ                         1-2-3-4-5-5-5.

Рыжая лисица.                                               5-4-3-2-1-1.

Упражнения на развитие ориентации в пространстве и координации движений

Цели: развивать слуховое восприятие, чувство метра и ритма, зрительную память.  Вырабатывать правильную осанку. Учить соотносить движения рук и ног, ориентироваться в пространстве, вживаться в образ и выполнять движения в соответствии с музыкой.

Размер музыкальных произведений: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.

1. Упражнения со сменой направления движений по инструкции.

2. Упражнения на внимание с запоминанием исходной точки начала движения.

3. Выполнение движений зеркально.

4.  Упражнения на называние и выполнение противоположного действия (сесть - встать, руки поднять вверх - опустить вниз и т.д.).

5. Выполнение серии движений на заданный ритм со сменой действий.

6. Чтение и воспроизведение ритмов по цветовым таблицам.

7. Воспроизведение ритмического рисунка на слух с выделением сильной доли.

8. Игра песенных мелодий на детских музыкальных инструментах.

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цели: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Развивать фонематический слух, голос, интонационную выразительность, воображение, фантазию. Учить выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

1. Логоритмические упражнения на  автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков:                                                                                              

 - пение небольших стихов, чистоговорок, содержащих автоматизируемый звук.

- пение песенок с подбиранием слова-рифмы:  логопед просит помочь ребенка сочинить коротенькие песенки. Взрослый поет на простой мотив песенку, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с ребенком.

2. Упражнения на формирование умения воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога при автоматизации звуков:

- чтение ритмов по цветным слоговым таблицам с заданным ритмом и ударением.

- самостоятельное составление ритмов, используя цветную слоговую таблицу, и выделение ударного слога в каждом ритмическом рисунке.

3. Упражнения на воспроизведение слоговых рядов,  различающихся по мягкости-твердости, звонкости - глухости:

«Топни – хлопни» -    Н. Александров «Маленький танец».                          Рисовать схемы. На звонкий звук -  хлопнуть, на глухой - топнуть. Ритмический рисунок хлопков  соответствует темпу и ритму  музыки.

На мягкий  звук - хлопнуть в ладоши, на твердый – топнуть ногой. Ритмический рисунок хлопков  соответствует темпу и ритму  музыки.

 Речевая дыхательная гимнастика

Цели: вырабатывать длительный выдох, достаточный для пропевания  целой фразы. Развивать голос, интонационную выразительность. Развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма.                            

 - пропевание рифмовок, состоящих из двух фраз.  Логопед  обыгрывает предметные картинки, выкладывая их по одной или парами, сочиняет песенки, используя различные ритмы, на звуки, которые автоматизирует. Следит, чтобы фраза пропевалась на одном дыхании.

Этап 3

Интонационная выразительность речи.  Мимика.

Цели: учить детей передавать вопросительную, повествовательную, восклицательную интонации, делать акцент на определенном слове во фразе,  передавать свои чувства мимикой. Изображать:  радость, печаль, боль, гнев, страх, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие.

1. Чтение и обыгрывание стихов. Стихи читаются в виде диалога.

Ребенку предлагается прослушать музыку и рассказать, как музыка передает настроение или особенность персонажей. Подбираются мелодии, звучащие в разных регистрах и отличающиеся ритмом и темпом.

2. Слушание инструментальной музыки. Прослушать небольшое музыкальное произведение, определить характер музыки. Рассказать, о своих эмоциональных переживаниях. Изобразить свои чувства мимикой, движениями.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Речь с движениями.

Развивать фонематический  слух. Учить дифференцировать звуки по  мягкости - твердости, звонкости - глухости. Развивать голос, интонационную выразительность. Учить выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом, развивать воображение, фантазию:

Логопед подбирает стихи и чистоговорки  для дифференциации звуков,  вместе с ребенком сочиняет простые мелодии, подходящие к тексту четверостиший. Динамический диапазон в пределах первой октавы. Ребенок пропевает песенку,  выполняя движения соответствующие тексту [16].

Музыкальные термины

Акцент - это ударение, падающее на так называемые сильные моменты такта.

Динамический диапазон - это разница между самым тихим и самым громким звуком.

Доля— единица метра и ритма.

Метр - это чередование сильных и слабых долей во времени. Это чередование определяется темпом, то есть скоростью смены сильных и слабых долей – аналогично колебанию качелей, но без зрительного восприятия.

Размер – это выражение долей метра определённой длительностью.

Ритм – это промежуток времени, разделенный на равные части (будь то секунды, доли   секунд, минуты), которые будем называть длительностями.

Сильная и слабая доля - выделяют сильные и слабые доли. Такт представляет собой чередование сильных и слабых долей. Так, при размере 3/4 в одном такте есть одна сильная и две слабых доли.

Такт - это отрезок произведения от сильной доли до следующей сильной доли.

Темп – это степень быстроты, с какой исполняется музыкальное произведение.

Чувство ритма – это не что иное, как вид памяти, который хранит информацию о длительностях.

   

Список литературы

1. Архипова У.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. -М.: Изд-во.  АСТ Астраль, 2008.

3. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: Методическое пособие. –М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2006.

4. Коноваленко С.В., кандидат психологических наук, логопед высшей категории, психолог высшей категории. Специальная психология,   1(11),2007, стр.32-47

5. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи: Игровые упражнения на основе фонематической ритмики. –М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.

6. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой–М., 1989.

7. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами//Дефектология. -2003. -№4.

8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии). –СПб., 2001.

 9. Музыка в детском саду. Выпуск №2 (5-6 лет)/ Сост Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Т. Ломова. М.: Изд-во Музыка, 1980.

10. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Корона принт, 2005.

11. Синицына И. Говорим правильно. Буду чисто говорить.- М.: «Росмэн», 2008

12.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 2 - издание, Москва «Просвещение», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Публичная презентация опыта проведения обучающего мероприятия для педагогов "Семинар-практикум"

Презентация с заметками к слайдам, кратко иллюстрирующая опыт проведения совокупности обучающих мероприятий в форме "Семинар-практикум" для педагогических работников....

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп «Счастливый случай»

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп«Счастливый случай»...

Семинар - практикум для родителей "Логопедические игры с мамой".

Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях.Задачи:активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;сформироват...

Участие педагогического работника в мероприятиях регионального уровня

Участие педагогического работника в мероприятиях регионального уровня...

Приказ 03.04.2019 № 35-в О проведении семинара-практикума «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»

Семинар-практикум «Миофункцональная и орофациальная терапия. Междисциплинарный подход специалистов в логопедической практике»...