Главные вкладки

    Практические рекомендации для родителей гиперактивных детей
    материал на тему

    Макошенко Елена Евгеньевна

    Гиперактивные дети

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практические рекомендации родителям гиперактивных детей

    В   домашней   программе   коррекции   детей   с   синдромом   дефицита   внимания   и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

    1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
    • помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
    • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
    • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»:
    • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
    • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
    • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
    • повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
    • не  настаивайте   на  том,  чтобы  ребенок  обязательно  принес   извинения  за проступок;
    • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
    • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

    2.        Изменение психологического микроклимата в семье:

    • уделяйте ребенку достаточно внимания;
    • проводите досуг всей семьей;
    • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

    3.        Организация режима дня и места для занятий:

    • установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
    • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
    • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
    • оградите   гиперактивных   детей   от   длительных   занятий   на   компьютере   и просмотра телевизионных передач;
    • по возможности избегайте больших скоплений людей;
    • помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
    • организуйте   поддерживающие   группы,   состоящие   из   родителей,   имеющих детей с аналогичными проблемами.

    4.        Специальная поведенческая программа:

    придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний    за   плохое    поведение.    Можно    использовать    балльную    или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

    • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение
      в определенном месте после совершения поступка;
    • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому
      гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:
    • составьте        список        обязанностей        ребенка и        повесьте        его на стену, подпишите       соглашение        на        определенные       виды работ;
    • воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
    • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
    • постепенно расширяйте круг обязанностей,  предварительно обсудив их с ребенком;
    • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
    • не        давайте        ребенку поручений,  не        соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
    • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
    •  не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с        нарушенным        вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
    • объясните        гиперактивному ребенку

            его проблемы        и научите с ними справляться.

    Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

    Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
    • запрет     на     приятную     деятельность,     телефонные     разговоры,     просмотр телепередач;
    • прием        «выключенного        времени»        (изоляция,        угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);
    • чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;
    • удержание в «железных объятиях» (холдинг):
    • внеочередное дежурство по кухне и т.д

    Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

    •         Если   родителей   младшего   школьника  тревожит  то,   что   каждое  утро   их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.
    • Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок
      сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например,
      ежедневным        мытьем        его  автомобиля в течение        недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.
    • Если        в        семье        исчезли деньги,        не        стоит        бесполезно

    требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.

    • Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться

    ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

    Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка родителями.

    Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

    Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для родителей гиперактивных детей

    При воспитании в семье гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей: ...

    Советы родителям гиперактивных детей

    Советы родителям гиперактивных детей...

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

    Как помочь гиперактивному ребенку, как вести себя в общении с ним....

    Рекомендации для родителей "Гиперактивный ребенок"

    Представлены практические рекомендации для родителей "Гиперактивный ребенок"...

    Рекомендации психолога родителям гиперактивных детей

    Следуя данным рекмендациям родители узнают как правильно вести себя с гиперактивным ребенком....

    Рекомендации для родителей: "Гиперактивность"

    Данный материал педагоги могут использовать для размещения в информационном стенде, ширме и как самостоятельный лист рекомендаций при консультации родителей....


     

    Комментарии

    Лысенко Надежда Борисовна

    Очень интересная статья, особенно с практической точки зрения. Спасибо