Практические рекомендации для родителей гиперактивных детей
материал на тему

Макошенко Елена Евгеньевна

Гиперактивные дети

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям гиперактивных детей

В   домашней   программе   коррекции   детей   с   синдромом   дефицита   внимания   и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»:
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  • повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
  • не  настаивайте   на  том,  чтобы  ребенок  обязательно  принес   извинения  за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.        Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.        Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите   гиперактивных   детей   от   длительных   занятий   на   компьютере   и просмотра телевизионных передач;
  • по возможности избегайте больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте   поддерживающие   группы,   состоящие   из   родителей,   имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.        Специальная поведенческая программа:

придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний    за   плохое    поведение.    Можно    использовать    балльную    или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение
    в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому
    гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:
  • составьте        список        обязанностей        ребенка и        повесьте        его на стену, подпишите       соглашение        на        определенные       виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте круг обязанностей,  предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не        давайте        ребенку поручений,  не        соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
  •  не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с        нарушенным        вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • объясните        гиперактивному ребенку

        его проблемы        и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет     на     приятную     деятельность,     телефонные     разговоры,     просмотр телепередач;
  • прием        «выключенного        времени»        (изоляция,        угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;
  • удержание в «железных объятиях» (холдинг):
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

  •         Если   родителей   младшего   школьника  тревожит  то,   что   каждое  утро   их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.
  • Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок
    сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например,
    ежедневным        мытьем        его  автомобиля в течение        недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.
  • Если        в        семье        исчезли деньги,        не        стоит        бесполезно

требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.

  • Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться

ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь гиперактивному ребенку, как вести себя в общении с ним....

Рекомендации для родителей "Гиперактивный ребенок"

Представлены практические рекомендации для родителей "Гиперактивный ребенок"...

Рекомендации психолога родителям гиперактивных детей

Следуя данным рекмендациям родители узнают как правильно вести себя с гиперактивным ребенком....

Рекомендации для родителей: "Гиперактивность"

Данный материал педагоги могут использовать для размещения в информационном стенде, ширме и как самостоятельный лист рекомендаций при консультации родителей....

Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Практические рекомендации гиперактивных детей....

практические рекомендации для родителей детей с ОВЗ

практические рекомендации для родителей детей с ОВЗ...


 

Комментарии

Лысенко Надежда Борисовна

Очень интересная статья, особенно с практической точки зрения. Спасибо