практические рекомендации для родителей детей с ОВЗ
консультация

Светлана Валерьевна Родионова

практические рекомендации для родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Формирование социального опыта ребенка с ОВЗ в семье»

Цель: содействовать осознанию родителями своей роли в формировании социального опыта ребёнка с ОВЗ и помочь родителям лучше понимать своего ребёнка.

Задачи:

• создать благоприятный эмоциональный настрой родителей;

• раскрыть особенности влияния родителей на социализацию детей;

• эмоционального благополучия семьи;

Оборудование: рисунки детей, мультимедийное сопровождение, листы с цветком, карточки – памятки для родителей, чистые листы бумаги и ручки.

Если я чем-то на тебя не похож

 я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

План собрания.

Приветствие

1. Вступительное слово.

2.  Выступление воспитателя.

3. Разыгрывание ситуаций «Что вы испытываете/как будете реагировать, если…»

4. Практические рекомендации родителям детей с ОВЗ

5. Итог собрания. Рефлексия.

 

 

                                                 Ход собрания.

1. Вступительное слово.

Здравствуйте мои дорогие родители! Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся друг другу и поздороваемся друг с другом.

 

2. Выступление воспитателя.

Рождение ребёнка с нарушением развития является стрессом для всей семьи. Дети с ОВЗ находятся в очень сложном положении эмоциональном, моральном, психическом. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных возможностей, они не могут полноценно выполнять какую – либо деятельность. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки. В процессе семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья важно отметить её главную и основную особенность – так называемое, ведение родителями своего ребёнка по различным жизненным направлениям. Данная проблема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время резко изменилось отношение как к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и к взрослым уже социализировавшимся людям, имеющим различные комбинированные сложные физические дефекты.

Данная ситуация естественным образом влияет и на усложнение, так называемых, требований общества к детям с ограниченными здоровья.  Если в 20 веке для полноценной социализации ребёнка с ОВЗ родителям было достаточно подготовить его к обучению в специализированном интернате (школа-интернат для слепых, слабовидящих детей), а в последствии и к обучению в специализированных учебных заведениях для таких детей (различные Колледжи для обучения незрячих массажистов, группы обучения столяров с глухотой и так далее), а в дальнейшем и к работе на предприятиях в коллективах, равных себе, то в настоящее время сама по себе проблема социализации  детей с ограниченными возможностями усложняется и приобретает несколько иное направление.

В связи с новым законом образования, стало возможным обучение детей с ОВЗ в обычных школах, появляется всё больше студентов, готовых обучаться, а в последствии и работать среди обычных здоровых людей. В данной ситуации роль семьи несколько усложняется. Именно родителям необходимо так подготовить своего ребёнка к нормальной жизни даже при наличии тех или иных заболеваний, чтобы он мог проявлять свою собственную активную жизненную позицию, но, к сожалению, так происходит не во всех семьях. Причиной подобного расхождения в моделях социализации детей с ОВЗ в обществе являются различные нюансы внутрисемейного взаимодействия в диадах мама-ребёнок, папа-ребёнок.

В современных условиях у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения, навыки, что составляет основную задачу социального воспитания. Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.  Развитие ребенка происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В сфере самосознания формируется образ «собственного я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. В сфере общения у ребенка становится шире круг общения, наполнения и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружение ребенка, в обществе в целом. В сфере деятельности ребенок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и средствами деятельности.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в кругу близких для него и дружелюбно настроенных близких и родных, в семье. (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. 

 Хорошо социализированный ребенок должен уметь и обладать следующими умениями и навыками: Умение общаться с младшими и старшими, со сверстниками; Умение вести себя в общественных местах; Умение ориентироваться а различных жизненных ситуациях; Навыки общения с противоположным полом; Обладать навыками совместной деятельности с другими людьми, с группами людей; Профессиональные интересы и склонности, предпочтения в соответствии со своими возможностями; Ценности, убеждения, идеалы; Взрослость, самостоятельность, ответственность.

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» 29 декабря 2012 года №273 Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся).

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня. В семье ребенок познает:

 Социальные нормы

 Стиль жизни

 Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей

 Что такое добро, зло, любовь, дружба, верность

 Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

3. Разыгрывание ситуаций «Что вы испытываете/как будете реагировать, если…»

- Вы родитель ребенка, который не выносит многолюдных мест, шума. При воздействии этих раздражителей ребенок начинает кричать, бить себя.

Ситуация: вы едете с ребенком в метро на занятие в центр, который находится на другом конце города. Ехать на такси дорого. Во время поездки в метро ваш ребенок начал громко кричать и бить себя. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?

- Вы родитель ребенка, которого не берут ни в один школьный конкурс из-за крайне неуклюжих движений и нарушений речи.

Ребенок интеллектуально сохранен, любит находиться среди сверстников. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?

- Ваш ребенок очень любит шуршащие пакеты (трогать их, шуршать ими). Во время прогулок он часто подбегает к прохожим, держащим в руках пакеты, и пытается их выхватить. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?

- Ваш ребенок поздно ложится спать (2 часа ночи), просыпается около 9 утра.

Нарушение привычного для ребенка режима дня вызывает у него истерику, нанесение себе серьезных повреждений. Классный руководитель постоянно указывает на опоздания ребенка на уроки. Грозится поднять вопрос о переводе ребенка на надомное обучение. Ребенок интеллектуально сохранен, нуждается в контакте со сверстниками. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?

- Ваш ребенок все время требует, чтобы ночью горел свет во всех комнатах. Если вы выключаете свет, то у ребенка начинается истерика. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?

 

4..  Практические рекомендации для родителей,

воспитывающих особенных детей:

• Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.

• Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

• Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

• Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

• Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

• Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

• Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

• Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.

•    Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего- нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет.

•Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

•Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».

•Поощряйте у ребёнка оптимистичный взгляд на мир. Будьте в этом сами примером для своего ребёнка.

•Уделяйте своему ребёнку как можно больше внимания, беседуйте с ним, обсуждайте с ним всё, что его беспокоит.

•Прививайте ребёнку осознание того, что жизнь — самая большая ценность.

•Совместно с ребёнком стройте планы на будущее, намечайте жизненные цели.

•Стремитесь к личностному росту, духовному развитию сами и развивайте их в ребёнке.

•Повышайте уровень активности и самостоятельности у ребёнка.

•Обеспечьте ребёнку (учитывая его индивидуальные особенности) общение не только в рамках семьи.

•Посещайте консультационные и психотерапевтические занятия, направленные на развитие ребёнка и гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.

•Повышайте уровень информированности о состоянии здоровья и специфике заболевания своего ребёнка, чаще обращайтесь за профилактической помощью.

•Любите своего ребёнка таким, каков он есть.

 

 5.  Подведение итогов. Итак, какой вывод мы должны сделать из этого собрания?

Рефлексия деятельности.

- Заканчивая сегодняшнее собрание, хочется сказать большое спасибо всем участникам. Хочу напомнить, что ведущую роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослым, и именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми: и педагогами, и родителями – должны установиться дружеские, тёплые взаимоотношения. Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага!

Хочется мне завершить наш разговор стихами:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

 

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».

практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...

Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной

Методическая разработка, которая поможет родителям организовать игровой досуг с ребенком....

Преемственность в работе по развитию слухового восприятия сурдопедагога и родителей (практические рекомендации для родителей).

В  данном материале материале описывается взаимосвязь таких понятий, как "слух" и "речь", приводятся конкретные упражнения по развитию слухового восприятия  ребенка в домашних условиях....

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий....