Особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью (УО). Рекомендации для педагогов по взаимодействию и адаптации учебного материала. Рекомендации для родителей детей и подростков с УО"
консультация по психологии
Описаны особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью. Практические рекомендации педагогам по взаимодействию и адаптации учебного материала. Рекомендации для родителей, основанные на понимании их особенностей и потребностей, возрастных подростковых изменений (воспитательные стратегии, особенности социализации, профориентации).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью. Рекомендации педагогам».
Дети с интеллектуальными нарушениями (УО) имеют стойкое, необратимое недоразвитие уровня познавательной деятельности, вызванное органическим поражением ЦНС.
Ключевые особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью):
1. Когнитивная сфера:
Снижение интеллекта (IQ < 70): Трудности с абстрактным мышлением, обобщением, сравнением, установлением причинно-следственных связей.
Нарушения внимания: Неустойчивость, легкая отвлекаемость, трудности концентрации и распределения внимания, сужение объема.
Особенности памяти: Преобладает механическая память над логической. Запоминание фрагментарное, медленное, непрочное. Трудности с произвольным запоминанием.
Нарушения мышления: Преобладает наглядно-действенное мышление. Абстрактные понятия усваиваются с трудом или не усваиваются. Мышление тугоподвижное, инертное.
Замедленный темп усвоения: Требуется значительно больше времени и повторений для усвоения нового материала и формирования навыков.
Трудности переноса знаний: Сложности в применении усвоенного в одной ситуации к другой, даже похожей.
2. Речевая сфера:
Задержка речевого развития, ограниченный словарный запас.
Аграмматизмы (нарушения построения предложений).
Трудности понимания сложных инструкций, переносного смысла, абстрактных понятий.
Недоразвитие монологической речи, диалога.
3. Эмоционально-волевая сфера:
Недоразвитие эмоций: Эмоции часто поверхностны, неустойчивы, могут не соответствовать ситуации. Сложности в понимании эмоций других.
Слабость волевых процессов: Трудности с постановкой целей, планированием, контролем действий, преодолением препятствий. Повышенная внушаемость.
Трудности саморегуляции: Импульсивность или, наоборот, заторможенность. Сложности в управлении своим поведением и эмоциями.
4. Мотивационная сфера:
Познавательные интересы слабо выражены или отсутствуют.
Преобладают игровые мотивы и мотивы избегания неудачи.
Важна практическая значимость деятельности («Зачем мне это?»).
5. Особенности деятельности:
Недоразвитие целенаправленности: Трудности с удержанием цели, планированием этапов работы, контролем результата.
Низкая самостоятельность: Требуется постоянная организующая помощь.
Трудности формирования навыков: Особенно сложно формируются учебные навыки (чтение, письмо, счет), навыки самообслуживания и социального взаимодействия.
6. Физическая сфера (часто, но не всегда):
Нарушения общей и мелкой моторики (неловкость, замедленность, неточность движений).
Возможны сопутствующие нарушения (ДЦП, нарушения зрения, слуха, эпилепсия).
Степени УО (важны для индивидуализации подхода):
Легкая (F70): Обучаемы по АООП, могут овладеть несложными профессиями.
Умеренная (F71): Обучаемы элементарным навыкам самообслуживания, простым трудовым операциям, доступно чтение и письмо как глобальное восприятие.
Тяжелая (F72): Овладение навыками самообслуживания фрагментарно, под постоянным контролем. Речь на уровне отдельных слов/коротких фраз.
Глубокая (F73): Часто невербальны, навыки самообслуживания практически не формируются, требуется постоянный уход и сопровождение.
Рекомендации педагогам по взаимодействию и адаптации учебного материала:
1. Общие принципы взаимодействия:
Безусловное принятие и уважение: Создайте атмосферу психологической безопасности. Ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть.
Индивидуальный подход: Учитывайте степень УО, структуру дефекта, темп работы, интересы, сильные и слабые стороны каждого ученика. Разрабатывайте СИПР (Специальную Индивидуальную Программу Развития).
Доступность и посильность: Предъявляйте требования, соответствующие возможностям ученика. Избегайте как завышенных, так и заниженных ожиданий («Выученная беспомощность»).
Конкретность и наглядность: Все объяснения, инструкции, задания должны быть максимально конкретными, опираться на реальные предметы, действия, картинки, схемы. «Покажи, как сделать», а не только «расскажи».
Поэтапность и дробность: Разбивайте любое задание или действие на мелкие, понятные шаги. Объясняйте и отрабатывайте каждый шаг отдельно, затем соединяйте.
Повторяемость и закрепление: Постоянно возвращайтесь к пройденному материалу, закрепляйте его в разных видах деятельности и ситуациях. Используйте принцип «от простого к сложному» очень постепенно.
Четкость и краткость инструкций: Инструкции должны быть предельно ясными, краткими, состоять из простых предложений. Используйте одни и те же ключевые слова для знакомых действий. Проверяйте понимание: «Повтори, что нужно сделать».
Постоянная поддержка и положительное подкрепление: Подбадривайте за малейший успех, усилие, попытку. Используйте похвалу, жетонные системы, любимые занятия как поощрение. Избегайте негативных оценок личности («Ты плохой»), оценивайте действие («Это задание пока не получилось, давай попробуем еще раз»).
Терпение и спокойствие: Будьте готовы к медленному темпу, необходимости многократных повторений, возможным эмоциональным вспышкам или пассивности. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность.
Сотрудничество с родителями и специалистами: Тесная связь с семьей, дефектологом, психологом, логопедом, медицинским работником обязательна для разработки и корректировки индивидуального маршрута.
2. Адаптация учебного материала:
Упрощение содержания: Выделяйте самое основное, ключевые понятия. Убирайте второстепенную, сложную информацию. Заменяйте абстрактные понятия конкретными примерами из жизни ребенка. Уменьшайте объем материала для одного занятия/урока.
Увеличение наглядности: Используйте реальные предметы, муляжи, картинки, фотографии, пиктограммы, схемы, алгоритмы действий. Сопровождайте любой текст иллюстрацией. Используйте мнемотехники (опорные схемы для запоминания).
Адаптация заданий:
-Предлагайте задания в разной форме: выбрать из предложенных вариантов, соединить, обвести, показать, назвать, дополнить (вместо сложных самостоятельных формулировок).
-Используйте шаблоны, трафареты, разрезные карточки, перфокарты.
-Дробите большое задание на подпункты, оформляя их на отдельных карточках.
Упрощайте формулировки заданий.
Снижайте требования к скорости и объему письменных работ.
Адаптация форм работы:
-Чередуйте виды деятельности (5-10 минут за столом, потом двигательное задание, потом снова за столом).
-Включайте физкультминутки, сенсорные паузы.
-Активно используйте игровые методы, практические действия (лепка, конструирование, ручной труд как основа для обучения).
-Обеспечивайте постоянную практическую направленность: «Зачем мы это учим? Где это пригодится?» (например, счет - чтобы купить хлеб).
Адаптация критериев оценки:
Оценивайте прогресс относительно самого ребенка, а не относительно нормы или других учеников.
Оценивайте усилия, старание, выполнение отдельных этапов работы, следование инструкции.
Делайте акцент на том, что получилось.
Организация пространства и времени:
Создавайте четкий, предсказуемый распорядок дня, используйте визуальное расписание (картинки, символы).
Минимизируйте отвлекающие факторы в классе.
Обеспечивайте рабочее место, соответствующее потребностям ребенка (возможно, отдельная парта, коврик на полу для некоторых видов деятельности).
Давайте дополнительное время на выполнение заданий.
Установка для педагога: Цель обучения детей с УО – не столько усвоение академических знаний (хотя это важно в доступных пределах), сколько максимальное развитие жизненных компетенций: навыков самообслуживания, коммуникации, социального взаимодействия, безопасного поведения, элементарной трудовой деятельности, умения занять себя и ориентироваться в окружающем мире. Успешность работы определяется не оценками, а повышением уровня самостоятельности и качества жизни ученика.
Рекомендации для родителей детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), основанные на понимании их особенностей и потребностей:
1. Примите ребенка и его особенности:
Без условий: Любите его таким, какой он есть. Избегайте сравнений с другими детьми или недостижимых идеалов.
Реалистичные ожидания: Понимайте диагноз и его последствия. Радуйтесь маленьким шагам вперед, а не ждите «нормативных» результатов.
Отказ от вины: Не вините себя или партнера в диагнозе. Сфокусируйтесь на помощи ребенку здесь и сейчас.
2. Создайте поддерживающую и структурированную среду дома:
Четкий режим дня: Распорядок (подъем, еда, занятия, прогулка, сон) дает чувство безопасности и предсказуемости. Используйте визуальное расписание (картинки, фотографии).
Организованное пространство: Минимизируйте отвлекающие факторы. У каждой вещи должно быть свое место. Рабочая зона для занятий – спокойная и понятная.
Предсказуемость: Готовьте ребенка к изменениям заранее («Сейчас мы дорисуем и пойдем в магазин»). Используйте таймеры для окончания деятельности.
3. Общение и взаимодействие:
Говорите просто и четко: Короткие фразы, простые слова. Подкрепляйте речь жестами, картинками, предметами. Проверяйте понимание («Покажи, где чашка?»).
Будьте терпеливы: Давайте время на ответ, на выполнение просьбы. Не торопите, не договаривайте за него.
Слушайте и наблюдайте: Общение – не только слова. Учитесь понимать его сигналы, жесты, мимику, поведение. Отвечайте на них.
Используйте альтернативные методы коммуникации (если нужно): Карточки PECS, жесты, приложения на планшете – все, что помогает выразить потребности и мысли.
4. Развитие навыков (самообслуживание, бытовые, социальные):
«Делай вместе, а не вместо»: Разбивайте навык (одевание, мытье рук, уборка игрушек) на мелкие шаги. Помогайте физически (рука в руке), постепенно уменьшая помощь. Хвалите за каждую попытку и успех!
Практика в реальных ситуациях: Учите мыть руки – в ванной перед едой, накрывать на стол – перед обедом, делать покупки – в магазине.
Социальные навыки: Учите простым правилам: здороваться, прощаться, просить, благодарить, ждать своей очереди. Отрабатывайте в игре, на прогулке, в гостях. Объясняйте последствия действий («Если толкнешь, ему больно, он заплачет»).
5. Обучение и развитие:
Сотрудничайте со специалистами: Дефектолог, логопед, психолог – ваши главные союзники. Консультируйтесь, выполняйте их рекомендации дома.
Игра – главный инструмент: Учите через игру, через практические действия (лепка, рисование, конструирование, кухня). Делайте занятия короткими и интересными.
Наглядность и конкретика: Используйте реальные предметы, картинки, фотографии. Связывайте обучение с повседневной жизнью (счет – посчитать ложки, цвета – найти красную машину).
Повторение – мать учения: Будьте готовы много раз повторять одно и то же. Закрепляйте навыки в разных ситуациях.
Фокус на жизненных компетенциях: Приоритет – навыки, которые помогут жить максимально самостоятельно: самообслуживание, безопасность (дома, на улице), простые бытовые дела, общение, умение занять себя.
6. Эмоциональное благополучие ребенка и семьи:
Безусловная любовь и принятие: Ребенок должен чувствовать себя любимым и защищенным.
Позитивное подкрепление: Акцент на успехах, даже крошечных («Молодец, что попробовал!», «Ух ты, сам надел носки!»). Минимум критики.
Помощь в выражении эмоций: Называйте его эмоции («Я вижу, ты злишься»), свои эмоции («Мама расстроилась»). Учите приемлемым способам выражать гнев, обиду (побить подушку, порвать бумагу, глубоко подышать).
Забота о себе (родителей): Вы не железные. Ищите поддержку (другой родитель, родственники, группы поддержки родителей). Находите время на отдых и свои интересы. Ваше ресурсное состояние – залог помощи ребенку.
Внимание к братьям и сестрам: У них тоже есть потребности. Объясняйте ситуацию доступно. Старайтесь находить время для них отдельно. Вовлекайте в помощь посильно и по желанию.
7. Правовые аспекты и будущее:
Знайте свои права и права ребенка: На образование (специальные условия, АООП, ПМПК), реабилитацию, социальную поддержку.
Планируйте будущее: Постепенно узнавайте о возможностях дальнейшего обучения (профориентация, мастерские), сопровождаемого проживания, трудоустройства для людей с УО.
Поощряйте самостоятельность: Давайте посильную ответственность (полить цветок, протереть стол). Это ключ к будущему качеству жизни.
Расширяйте социальный опыт: Посещайте детские площадки (начинайте в тихое время), адаптированные мероприятия, общайтесь с другими семьями. Это важно для социализации и вас, и ребенка.
Важные моменты:
Обращайтесь за помощью: Не пытайтесь нести все в одиночку. Помощь по дому, передышка (няня, центр дневного пребывания) – это необходимость.
Не изолируйтесь, общайтесь с другими родителями, сталкивающихся с похожими трудностями.
Доверяйте интуиции: Вы лучше всех знаете своего ребенка. Если рекомендация специалиста кажется неподходящей – обсуждайте это.
Празднуйте успехи: Любые, даже самые маленькие достижения – это огромный труд вашего ребенка. Отмечайте их! Верьте в его потенциал, радуйтесь его уникальности.
Ваша любовь, терпение и последовательность – самый мощный терапевтический фактор для вашего ребенка. и помните, что вы – его самый главный адвокат и проводник в этом мире.
Рекомендации для родителей подростков с УО:
Переходный возраст у подростков с умственной отсталостью (УО) добавляет специфических сложностей как самим подросткам, так и их родителям. Физическое взросление часто опережает эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие.
Особенности взаимодействия:
1. Принятие изменений и реалистичные ожидания:
Физиология: Говорите о половом созревании максимально просто и конкретно, используя наглядные материалы (книги с картинками, специальные социальные истории). Объясняйте гигиену (менструация, поллюции, запах пота) как рутину: «Это происходит со всеми, так тело растет. Теперь нужно мыться каждый день/менять прокладку». Акцент на практических действиях.
Эмоции: Примите, что гормональные бури усугубляют эмоциональную неустойчивость. Подросток может быть агрессивным, плаксивым, замкнутым. Это не «плохое поведение», а проявление его особенностей + пубертат. Будьте терпеливы, но устанавливайте четкие границы («Злиться можно, бить людей, ломать вещи – нельзя»).
«Взросление» vs. «Детство»: Не требуйте «вести себя как взрослый», если подросток к этому не готов. Но постепенно передавайте больше ответственности за посильные задачи (самообслуживание, мелкие бытовые дела).
2. Сексуальность и безопасность – критически важная тема:
Обучение правилам безопасности: Многократно, четко, с примерами объясняйте:
«Интимные места»: Какие части тела никто не имеет права трогать без разрешения (кроме врача с мамой, папой и для гигиены, если сам не может). Используйте простые названия.
«Хорошие» и «плохие» прикосновения: Как их различить (чувство страха, стыда, боли – «плохо»).
Право сказать «НЕТ»: Любому человеку, даже знакомому или родственнику. Учите фразы: «Стоп!», «Не трогай меня!», «Я расскажу маме!».
Конфиденциальность: Правила нахождения в ванной/туалете, переодевания.
Социальные границы: Объясните, что можно/нельзя делать в общественных местах (не трогать незнакомых людей, не раздеваться при всех).
Половое воспитание: Адаптируйте информацию о взаимоотношениях, дружбе, любви. Объясните, что мастурбация – нормально, но это делают только наедине с собой в своей комнате/ванной.
Контроль окружения: Будьте бдительны, кто общается с подростком (особенно вне дома). Обсудите эту тему с педагогами и сопровождающими.
3. Развитие самостоятельности и жизненных компетенций:
Быт: Максимально развивайте навыки самообслуживания (гигиена, одевание, уборка своей комнаты/постели) и простые домашние дела (приготовить бутерброд, разогреть еду, помыть посуду, вынести мусор, купить по списку в соседнем магазине).
Безопасность: Учить правила дорожного движения, поведение с незнакомцами, что делать, если потерялся (выучить ФИО, адрес, телефон мамы; обратиться к полицейскому/женщине с ребенком). Использовать GPS-трекер при необходимости.
Социальные навыки: Тренировать общение в магазине, транспорте, поликлинике. Учить здороваться, просить, благодарить, извиняться, ждать своей очереди. Объяснять «личное пространство».
Досуг и самоорганизация: Помогать найти посильные и приятные занятия (спорт, творчество, простые ручные ремесла). Учить организовывать свое свободное время с помощью расписания.
4. Социализация и отношения:
Поиск «своей» среды: Ищите инклюзивные или специализированные кружки, секции, клубы по интересам, летние лагеря для особых подростков. Важно общение со сверстниками, имеющими похожие трудности.
Поддержка дружбы: Помогайте организовать встречи, подсказывайте темы для общения/совместных дел. Обсуждайте чувства, связанные с дружбой.
Отношения в семье: Поощряйте посильную помощь младшим братьям/сестрам (под присмотром). Объясняйте старшим детям особенности подростка, вовлекайте их в поддержку.
5. Профориентация и подготовка к будущему:
Оценка возможностей: Вместе со школой, психологом, профконсультантом определите сильные стороны, интересы и реальные трудовые возможности подростка.
Развитие трудовых навыков: Упор на практику: работа в мастерских (керамика, столярка, ткачество), растениеводство, простые кухонные операции, уборка, сортировка. Важна систематичность и полезность труда.
Знакомство с миром профессий: Экскурсии на предприятия, где трудятся люди с ОВЗ. Обсуждение разных работ.
Планирование будущего:
Образование после школы: Изучите варианты (спецколледжи, отделения в колледжах, центры социальной занятости).
Трудоустройство: Какие есть программы сопровождаемого трудоустройства, защищенные мастерские.
Проживание: Обдумайте варианты будущего проживания (самостоятельно с поддержкой, сопровождаемое проживание, ПНИ – как крайняя мера). Начинайте оформлять опеку или иные формы правовой защиты (если степень УО умеренная/тяжелая/глубокая), пока подросток не достиг 18 лет.
6. Эмоциональная поддержка и забота о себе:
Общение: Поддерживайте доверительный контакт. Говорите о его чувствах, своих чувствах простыми словами. Слушайте, даже если речь невнятна.
Уважение личности: Стучитесь в его комнату, спрашивайте разрешения взять его вещи, учитывайте его мнение в бытовых вопросах ("Что будем на ужин? Выбирай из двух вариантов").
Поощрение и вера: Хвалите за усилия и самостоятельность. Верьте в его потенциал, даже если прогресс медленный.
Ресурс для родителей: Забота о себе – не эгоизм, а необходимость! Подростковый период с УО – огромная нагрузка. Ищите передышки (центры дневного/временного пребывания, помощь родных, няни со спецподготовкой). Группы для родителей особых подростков – бесценны (обмен опытом, эмоциональная разгрузка, юридическая информация).
Профессиональная помощь - не стесняйтесь обращаться к психологу, психотерапевту для себя, чтобы справляться со стрессом, тревогой о будущем, чувством вины или усталости.
Правовая грамотность: Изучайте законы об образовании, реабилитации, социальной защите, опеке для людей с инвалидностью после 18 лет.
Помните: Подростковый возраст с УО – это вызов, но и время огромных возможностей для развития самостоятельности, к максимально возможной независимой жизни в обществе.
Фокус на сильных сторонах, посильной ответственности и безопасности. Будьте терпеливы к себе и к подростку – этот этап требует времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк мониторинга ЗУН обучающегося с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Бланк содержит основные критерии по формированию учебных умений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с :- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)
Представленная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТН...

Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, 2024г.
Опыт представлен на школьном, региональном уровнях в 2023 и в 2024 г.Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальны...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающегося 9 класса (АООП образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) вариант 2)
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающегося 9 класса (АООП образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) вариант 2)
Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического сопровождения ученика 8 класса, обучающегося по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуал...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
