Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)
рабочая программа

Кононова Софья Игоревна

Представленная рабочая программа предназначена  для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Программа обеспечивает образовательную деятельность компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 10»

«ОДОБРЕНА»                                        

На заседании педагогического совета

Протокол  № 5 от 29.05.2019 г.

Председатель педагогического совета

___________________Е.Д. Мазорук

                                                                                                                                                                                                                                               

                           

Адаптированная рабочая программа

по курсу «Логопедическая коррекция»

 для обучающихся 2-3-х классов

в соответствии с ФГОС

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

(умственная отсталость) (вариант 9.1, вариант 8.3)

на 2019-2020 учебный год

                                                                   

Разработчик:

                                                                    учитель-логопед

                                                                Кононова Софья Игоревна

                                                           

Москва

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная рабочая программа предназначена  для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Программа обеспечивает образовательную деятельность компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию учащихся с ОВЗ.

        Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использование в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создание оптимальных условий для достижения равных возможностей.

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики,  в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

АКТУАЛЬНОСТЬ

Логопедическая коррекция представляет собой комплекс упражнений, позволяющих воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через  различные виды гимнастик и игр.

Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если каждый из этих был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляции родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждое из подобных ситуаций может отразиться на развитие мозга.

Отсюда можно сделать вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как нарушения речи, гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различным видам зависимостей.

Логопедическая коррекция предназначена детям:

  • С речевыми нарушениями;
  • Которым трудно овладевать школьными навыками: чтением, письмом
  • Возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;
  • Тревожным, неуверенным;
  • С плохой координацией.

Актуальностью программы является и то, что бы каждый ребенок был способен продуктивно обучаться и усваивать больше информации, для того чтобы ему было легче обучаться далее в школе.          

Цель программы: Профилактика и коррекция речевых, двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с умственной отсталостью, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.        

Задачи программы:        

  1. развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  2. улучшение фонематического слуха;
  3. формирование речевого дыхания;
  4. улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
  5. улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
  6. создание базы для успешной постановки звуков;
  7. повышение речевой и эмоциональной активности детей;
  8. обогащение словаря;
  9. предупреждение  дислексии и дислалии;
  10. совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка;
  11. оздоровление организма за счет  улучшения иммунитета.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Занятия по логопедической коррекции планируются, проводятся и анализируются  психологом, учителем-логопедом, учителями начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.
  3. Принцип системности. Логопедическая коррекция должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
  4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений программы реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, двигательных функций, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда  -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.
  5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
  6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
  7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.
  9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.
  10. Принцип активного обучения. На занятиях логопедической коррекции используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.
  11. Принцип результативности. Получение положительного результата по коррекции речи, развития в освоении двигательного материала,  оздоровлении каждого ребенка, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, в которых помимо детей участвуют их родители и учителя, создавая, таким образом, мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.

НОВИЗНА.

Программа универсальна, разнообразна. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие речевой, когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой, сенсорной физической сфер ребенка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов

Кол-во часов

1

Обследование обучающихся.

6

2

Органы речи.

2

3

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

4

4

Особенности артикуляции гласных звуков.

10

5

Особенности артикуляции согласных звуков.

10

6

Формирование звокопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков.

10

7

Устранение фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

10

8

Коммуникативные игры.

10

9

Мини-спектакли.

6

Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

  1. Обследование обучащихся (диагностика, заполнение речевых карт, составление индивидуальных маршрутов).
  2. Органы речи (знакомство с органами речи, их функционированием и значением).
  3. Звуки и буквы.
  • Гласные и согласные звуки.
  1. Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э.
  • Выделение первого звука в слове.
  • Выделение гласных звуков из слогов, слов.
  • Слоговый анализ и синтез слов.
  1. Особенности артикуляции согласных звуков.
  • Выделение первого согласного звука из слова.
  • Выделение последнего согласного звука.
  • Определение места согласного звука в слове.
  • Дифференциация  [М-МЬ], [Н-НЬ], [Б-БЬ], [П-ПЬ], [В-ВЬ], [Ф-ФЬ], [Г-ГЬ], [К-КЬ], [Д-ДЬ], [Т-ТЬ], [З-ЗЬ], [С-СЬ], [Х-ХЬ], [Л-ЛЬ], [Р-РЬ].
  1. Звукопроизносительная дифференциация смешиваемых звуков:

а) предварительный этап работы над каждым из звуков,

б) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков:

  • Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
  • Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
  • Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
  • Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3.
  • Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г.
  • Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж.
  • Оглушение звонких согласных.
  • Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

Приемы работы:

  1. определение звуков по беззвучной артикуляции;
  2. повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными;
  3. чтение слов, запись слов под диктовку;
  4. преобразование слоги, заменяя один звук другим;
  5. определение места звуков в словах;
  6. подбор слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова;
  7. сравнение звучания слов-паронимов (д/д игра «Найти отличия»);
  8. настольное лото;
  9. диктанты;
  10. д/д упражнение «Вставь нужную букву»;
  11. дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
  12. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки

Виды методических приемов:

  1. имитационные разминки;
  2. пальчиковые игры;
  3. дидактические игры;
  4. двигательные разминки;
  5. лепка;
  6. сказка;
  7. диктант;
  8. задания с крупой;
  9. н/ гимнастика:

-  корригирующая гимнастика;

-  дыхательные упражнения;

-  сенсомоторные упражнения;

-  двуручное рисование.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является учет психолого-педагогических характеристик обучающихся и особых образовательных потребностей. Учитывая низкую работоспособность и быструю утомляемость, при выполнении практических работ для них будет снижен объем выполняемой работы, будут подобраны задания,  требующие меньших физических усилий, а также представится дополнительное время отдыха.

Для формирования субъектной позиции каждого обучающегося уроки проектируем в соответствии с предлагаемой структурой:

  • совместное выделение проблемы;
  • совместное определение цели деятельности;
  • совместное планирование деятельности: выбор средств, материалов, путей решения задач;
  • самостоятельная деятельность, дифференцированная помощь учителя;
  • обсуждение полученного результата, хода урока, действий каждого ученика, выяснение причин неудач, обсуждение успехов.

Технология обучения: 

  • индивидуально-дифференцированное;
  • групповое.

Виды и формы контроля: 

  • текущий контроль,
  • собеседование,
  • итоговый контроль.

Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом учреждения, рассчитана на 1 год обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  

Личностные результаты:

  • осознанно выполнять обязательности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;
  • гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • иметь адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • иметь личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • позитивно взаимодействовать со сверстниками.

Базовые учебные действия:

Регулятивные:

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач;
  • планировать деятельность, работать по плану, находить и исправлять ошибки;
  • оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;
  • организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • организовывать работу в парах или группе.

Познавательные:

  • находить достоверную информацию в различных источниках;
  • устанавливать аналогии для понимания закономерностей;
  • представлять информацию в разных формах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны уметь:

  • различать на слух и в произношении звуки,
  • слушать небольшую сказку, загадку, рассказ,
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки,
  • знать наизусть 3-4 стихотворения,
  • придумывать слова на заданный звук,
  • анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • различать твердые и мягкие согласные,
  • различать звонкие и глухие согласные,
  • различать свистящие и шипящие согласные,
  • придумывать слова  из 3-5 букв.

Занятия способствуют:

  • общему развитию речи;
  • развитию памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, моторики;
  • развитию межполушарного взаимодействия;
  • повышению умственной работоспособности;
  • развитию способностей к межличностному взаимодействию;
  • совершенствованию способности к концентрации внимания;
  • стабилизации эмоционального фона;
  • повышению работоспособность;
  • развитию двигательной и пространственной сферы;
  • оздоровлению организма за счет улучшения иммунитета;
  • приобретению базы для успешной учебы в школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. – М.:  Владос, 1998.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2017.
  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – Москва, Просвещение, 2016.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Серия: Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений на парные звуки [Б-П], [В-Ф], [Г-К], [Д-Т], [З-С]. – М.: Издательство ГНОМ, 2015.

Список используемых цифровых образовательных ресурсов:

logoburg.com

logomag.ru

logoped.ru

logomag.org

logopediya.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк мониторинга ЗУН обучающегося с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Бланк содержит основные критерии по формированию учебных умений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с :- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для обучающихся 5 класса (вариант 9.1)

Адаптированная рабочая программа  разработана для обучающихся с умственной отсталостью и РАС с учетом специфики контингента обучающихся, с учетом образовательных потребностей и способностей ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной  школы,  адаптации в учебной деятельности,...

Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, 2024г.

Опыт представлен на школьном, региональном уровнях в 2023 и в 2024 г.Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальны...