Особенности обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Рекомендации для педагогов по взаимодействию и адаптации учебного материала. Рекомендации для родителей детей и подростков с ЗПР.
консультация по психологии
Описаны ключевые особенности обучающихся с ЗПР, особенности взаимодействия и адаптации учебного материала для педагогов. Рекомендации для родителей детей с ЗПР, основанные на понимании их особенностей и потребностей, подростковых изменений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Рекомендации педагогам.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – особая категория обучающихся, характеризующаяся неравномерным развитием высших психических функций (мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы) и более медленным темпом формирования учебных навыков по сравнению с возрастной нормой. Важно понимать, что ЗПР – не умственная отсталость, а замедленный темп развития, который при правильной коррекционно-педагогической поддержке может быть преодолен.
Ключевые особенности обучающихся с ЗПР:
1. Когнитивная сфера:
Низкая познавательная активность: Сниженный интерес к новому, поверхностность восприятия.
Трудности концентрации и распределения внимания: Быстрая отвлекаемость, неустойчивость внимания, трудности переключения, сужение объема внимания.
Особенности памяти: Преобладание механической памяти над логической. Затруднения в запоминании словесного материала (особенно абстрактного), инструкций. Требуется больше повторений для усвоения. Непроизвольное запоминание может быть лучше произвольного.
Особенности мышления: Затруднения в анализе, синтезе, сравнении, обобщении, классификации. Преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое развито слабо. Трудности в установлении причинно-следственных связей.
Особенности восприятия: Фрагментарность, замедленность, неточность. Трудности в узнавании предметов в непривычном ракурсе, контуре. Могут быть проблемы с пространственной ориентировкой (путают право/лево, буквы/цифры).
Речевые особенности: Ограниченный словарный запас (особенно активный), аграмматизмы, трудности построения развернутых высказываний, понимания сложных инструкций, переносного смысла. Возможны нарушения звукопроизношения, фонематического слуха.
2. Эмоционально-волевая сфера:
Эмоциональная неустойчивость и лабильность: Легко возникают как положительные, так и отрицательные эмоции. Часты резкие перепады настроения.
Повышенная тревожность и неуверенность в себе: Боязнь новых ситуаций, публичных ответов, неудач.
Инфантилизм: «Детскость» в поведении, суждениях, повышенная внушаемость, зависимость от мнения других (особенно взрослых или более активных сверстников).
Низкая мотивация к учебной деятельности: Преобладание игровых мотивов. Трудности в постановке и удержании цели, планировании действий.
Сниженная работоспособность: Быстрая утомляемость, особенно при интеллектуальных нагрузках, требующих произвольного внимания и усидчивости.
3. Особенности поведения:
Трудности произвольной регуляции поведения: Импульсивность, неумение сдерживать непосредственные реакции, подчиняться правилам.
Незрелость коммуникативных навыков: Трудности в установлении и поддержании контактов со сверстниками, непонимание социальных норм общения. Могут быть как застенчивость и замкнутость, так и агрессивность или назойливость.
Зависимость поведения от внешних условий: Сильно подвержены влиянию ситуации.
Особенности взаимодействия и адаптации учебного материала:
1. Создание благоприятного психологического климата:
Безусловное принятие: Ребенок должен чувствовать себя безопасно, быть уверен, что его принимают таким, какой он есть, даже с ошибками.
Эмоциональная поддержка: Постоянное поощрение малейших успехов, акцент на сильных сторонах. Избегать публичной критики и сравнения с более успешными детьми.
Терпение и такт: Понимать, что медленный темп работы, забывчивость, отвлекаемость – это не лень, а проявление особенностей развития.
Предсказуемость и структурированность: Четкий режим дня, понятные правила и требования, последовательность в действиях.
2. Организация учебного процесса:
Дозирование нагрузки: Чередование видов деятельности (умственная/практическая/двигательная), включение физкультминуток и динамических пауз. Разбивка урока на короткие смысловые блоки.
Учет индивидуального темпа: Не торопить, давать время на обдумывание и выполнение задания. Предусматривать возможность доделать работу позже.
Четкость инструкций: Давать инструкции короткими, простыми фразами, поэтапно. Убедиться, что ребенок понял (попросить повторить своими словами). Использовать зрительные опоры (схемы, алгоритмы, картинки).
Постоянное структурирование материала: Выделение главного, использование планов, конспектов, опорных сигналов, таблиц, схем. Обучение работе с ними.
Контроль и помощь: Частый, но ненавязчивый контроль понимания и выполнения заданий. Своевременная помощь на этапе возникновения затруднений, чтобы не допустить ощущения полной неудачи.
3. Адаптация учебного материала:
Упрощение: Разбивка сложного материала на мелкие, логически завершенные части (дробление). Упрощение формулировок заданий и текстов (без потери сути).
Наглядность и опора на практику: Максимальное использование наглядных пособий (картинки, схемы, графики, модели, реальные предметы). Связь нового материала с жизненным опытом ребенка. Включение практических заданий, игровых элементов.
Актуализация опорных знаний: Перед изучением новой темы обязательно вспомнить и закрепить те знания и умения, на которые она опирается.
Повторяемость и закрепление: Многократное повторение пройденного материала в разных формах и контекстах. Использование алгоритмов и памяток для закрепления навыков.
Дифференциация заданий: Предоставление заданий разного уровня сложности (от репродуктивных до творческих), возможность выбора задания. Использование карточек с индивидуальными заданиями.
Адаптация текстов: Увеличение интервалов, выделение ключевых слов, использование подзаголовков, сокращение объема, замена сложных слов синонимами. Предтекстовые и послетекстовые задания.
4. Развитие высших психических функций:
Внимание: Специальные игры и упражнения на развитие концентрации, устойчивости, переключения и объема внимания («Найди отличия», «Корректурные пробы», «Что изменилось?», «Слушай хлопки»).
Память: Обучение приемам смыслового запоминания (группировка, классификация, составление плана, ассоциации), мнемотехникам. Упражнения на зрительную, слуховую, тактильную память.
Мышление: Задания на анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Логические задачи, головоломки, задания "найди лишнее", установление последовательности. Обучение алгоритмам решения задач.
Речь: Расширение активного и пассивного словаря. Упражнения на построение связного высказывания (пересказ по плану, описание картинки, рассказ по серии картинок). Работа над грамматическим строем. Развитие фонематического слуха.
5. Работа с эмоционально-волевой сферой:
Формирование мотивации: Создание ситуаций успеха, связь учебного материала с интересами ребенка, использование игровых и соревновательных моментов (индивидуальных или в малых группах).
Развитие произвольности: Постановка конкретных, достижимых целей. Обучение самоконтролю (алгоритмы проверки своей работы). Постепенное увеличение времени, требующего сосредоточенной работы.
Снижение тревожности: Предупреждение о предстоящих контрольных, работах. Возможность подготовиться. Создание щадящих условий опроса. Избегание неожиданностей.
Развитие коммуникативных навыков: Включение в групповые работы (с четким распределением ролей и контролем), обучение правилам общения, разрешения конфликтов.
6. Взаимодействие со специалистами и родителями:
- Сотрудничество с психологом, логопедом, дефектологом: Получение рекомендаций, согласование подходов, совместный анализ динамики развития ребенка.
- Конструктивное взаимодействие с родителями: Регулярное информирование об успехах и трудностях (акцент на успехах!). Объяснение особенностей ребенка. Рекомендации по поддержке дома. Создание единой системы требований и поддержки.
Важнейшие принципы работы:
Индивидуальный подход: У каждого ребенка с ЗПР свой «набор» и степень выраженности особенностей.
Систематичность и последовательность: Коррекционная работа должна быть непрерывной и поэтапной.
Доступность: Учебный материал и требования должны соответствовать актуальным возможностям ребенка (зоне ближайшего развития).
Креативность: Использование разнообразных, творческих методов и приемов для поддержания интереса.
Опора на сохранные функции: Выявление и использование сильных сторон ребенка для компенсации слабых.
Грамотная, терпеливая и поддерживающая работа педагога в тесном контакте со специалистами и родителями способна помочь ребенку с ЗПР не только успешно освоить образовательную программу, но и в значительной степени преодолеть свои трудности и реализовать потенциал.
Рекомендации для родителей детей с ЗПР, основанные на понимании их особенностей и потребностей:
Акцент делается на поддержку, терпение, создание среды и тесное сотрудничество со специалистами.
1. Принятие и понимание:
Избегайте сравнений: Не сравнивайте ребенка с другими детьми (особенно с нейротипичными сверстниками или братьями/сестрами). Цените его индивидуальный прогресс.
Поймите природу ЗПР: Это задержка темпа развития, а не лень или нежелание. Трудности ребенка — не его вина. Изучите особенности ЗПР.
Снизьте завышенные ожидания: Давление и критика только усилят тревожность и неуверенность. Ставьте реальные, достижимые цели.
Безусловная любовь и поддержка: Ребенок должен чувствовать, что его любят и принимают любым, вне зависимости от успехов в учебе.
2. Создание благоприятной и структурированной домашней среды:
Четкий режим дня: Регулярное время подъема, еды, занятий, прогулок, игр и сна снижает тревожность и помогает организму. Используйте **наглядные расписания** (картинки, схемы).
Организованное рабочее место: Тихий уголок без отвлекающих факторов (телевизор, игрушки на виду, шум). Хорошее освещение, удобная мебель.
Предсказуемость: Заранее предупреждайте о планах, изменениях в режиме. Используйте ритуалы (например, перед сном).
Позитивная атмосфера: Минимизируйте конфликты и стресс в семье. Ребенок с ЗПР очень чувствителен к эмоциональному фону.
3. Эффективное взаимодействие и общение:
Простые и четкие инструкции: Говорите короткими фразами. Давайте инструкции пошагово («Сначала открой тетрадь. Теперь найди задание номер...»). Просите повторить, что он понял.
Используйте наглядность: Подкрепляйте слова жестами, картинками, предметами. Показывайте, что делать.
Активное слушание: Дайте ребенку время сформулировать мысль. Не перебивайте. Уточняйте («Ты имеешь в виду, что...?»). Показывайте, что вы его слышите.
Конкретная похвала: Вместо «Молодец!» говорите: «Я горжусь, как аккуратно ты написал эти буквы!», «Ты отлично справился с этим примером сам!».
Спокойствие и терпение: Реагируйте на ошибки и неудачи спокойно. Разбирайте их вместе. Избегайте резкой критики и унижений.
4. Помощь в учебе и развитии:
Связь со школой: Регулярно общайтесь с учителем, дефектологом, психологом. Узнавайте о трудностях и успехах, получайте конкретные рекомендации для дома. Посещайте консультации.
Адаптация домашних заданий:
-Разбивайте большое задание на маленькие части.
-Определяйте реальное время на выполнение (с учетом утомляемости). Делайте перерывы.
-Используйте наглядные опоры, схемы, алгоритмы, рекомендованные педагогами.
-Помогайте начать задание, если это вызывает трудность.
-Контролируйте не результат, а процесс и приложенные усилия. Помогайте, но не делайте за ребенка!
Развивающие игры и упражнения (в игровой форме!):
Внимание: «Найди отличия», «Лабиринты», «Что изменилось на столе?», «Съедобное-несъедобное».
Память: Игры типа «Мемори», запоминание списка покупок (сначала 2-3 предмета), пересказ коротких историй/мультиков по картинкам.
Мышление: Сортировка предметов (по цвету, форме, назначению), простые головоломки, «Четвертый лишний», домино, конструкторы.
Моторика: Лепка, рисование, аппликация, пазлы, шнуровки, нанизывание бусин.
Речь: Чтение вслух и обсуждение прочитанного, описание картинок, составление рассказов по серии картинок, словесные игры («Назови предметы в комнате на букву С»), разучивание стихов и песенок.
Опора на интересы: Включайте учебные элементы в то, что нравится ребенку (счет машинок, чтение вывесок на прогулке, описание природы).
5. Развитие самостоятельности и эмоционально-волевой сферы:
Поручайте посильные обязанности: Убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы. Это формирует ответственность и уверенность.
Учите планировать: Составляйте простые планы на день, на подготовку к прогулке («Что нам нужно взять?»).
Формируйте навыки самообслуживания: Одевание, раздевание, гигиена. Поощряйте попытки сделать что-то самому.
Учите распознавать и выражать эмоции: Называйте свои эмоции и эмоции ребенка («Я вижу, ты расстроился», «Ты злишься, потому что...?»). Обсуждайте, как можно справиться с гневом, обидой.
Развивайте коммуникативные навыки: Поощряйте общение со сверстниками (в меру возможностей ребенка), учите простым фразам для взаимодействия («Можно поиграть?», «Дай, пожалуйста»).
Укрепляйте веру в себя: Фиксируйте внимание на успехах, даже самых маленьких. Создавайте копилку достижений (рисунки, грамоты, фото поделок).
6. Забота о себе и сотрудничество:
Не игнорируйте свои потребности: Родительское выгорание вредит всем. Находите время на отдых, свои увлечения, общение. Просите помощи у близких.
Объединяйтесь с другими родителями: Группы поддержки, форумы (с осторожностью) — возможность поделиться опытом, получить понимание.
Сотрудничайте со специалистами: Регулярно консультируйтесь с психологом (и для ребенка, и для себя), дефектологом, неврологом. Выполняйте их рекомендации. Не стесняйтесь задавать вопросы.
Будьте последовательны и едины: Согласуйте подход к воспитанию и обучению ребенка со всеми членами семьи (бабушки, дедушки).
Ваша любовь, терпение и вера в ребенка — главный ресурс для его развития. Фокусируйтесь на сильных сторонах, отмечайте каждый шаг вперед и помните, что ЗПР при правильном подходе преодолевается, и ребенок может достичь значительных успехов!
Рекомендации для родителей подростков с ЗПР:
Переходный возраст усложняет поддержку подростка с ЗПР - к особенностям развития добавляются гормональные бури, сепарация, поиск идентичности и возросшие учебные требования. Рекомендации по взаимодействию:
1. Принятие и понимание (с поправкой на возраст):
Откажитесь от стереотипа «маленький ребенок»: Признайте его стремление к взрослости, даже если поведение инфантильно. Уважайте его мнение, чувства и растущую потребность в автономии.
Понимание «двойного разрыва»: Подросток с ЗПР чувствует разрыв между собой и сверстниками острее (когнитивно, эмоционально, социально). Это усиливает тревожность и неуверенность. Ваша поддержка – его «тыл».
Реалистичные ожидания: Не требуйте уровня самостоятельности, планирования или ответственности, недостижимого из-за ЗПР. Разделите цели на микрошаги.
Безусловное принятие: Любите его не за успехи, а вопреки трудностям. Подростковый бунт, агрессия, замкнутость – часто крик о помощи или следствие перегрузки.
2. Коммуникация и эмоциональная поддержка:
Активное слушание без осуждения: Дайте выговориться, даже если это поток жалоб или нелогичных мыслей. Важно: «Я тебя слышу». Уточняйте: «Правильно ли я понял(а), что ты чувствуешь...?»
Говорите на равных: Избегайте сюсюканья, но и не «давите» авторитетом. Говорите честно о своих чувствах («Я волнуюсь, когда ты...», «Мне обидно, что...»).
Конфликты без «войны»: Спокойно обозначьте проблему, выслушайте его сторону, ищите компромисс. Используйте «Я-сообщения». Иногда лучше отложить разговор.
Поддержка самооценки: Акцент на усилия и конкретные достижения («Я вижу, как ты старался сделать этот проект», «Твой прогресс в... заметен»). Помогите найти его сильные стороны (творчество, доброта, упорство, практические навыки).
Обсуждение «особенностей»: Говорите о ЗПР открыто, без стыда. Объясните, что это не «тупость», а другой темп, способ обработки информации. Помогите понять себя.
3. Организация жизни и развитие самостоятельности:
Структура с гибкостью: Четкий режим (сон, еда, учеба) ВАЖЕН, но давайте выбор в рамках: «Ты сделаешь уроки до ужина или после?», «Какой предмет возьмешь первым?». Используйте планировщики, приложения, чек-листы (визуально!).
Развитие бытовых навыков: Поэтапно передавайте ответственность: стирка, готовка простых блюд, поход в магазин по списку, управление карманными деньгами. Алгоритмы и инструкции (текст+картинки) – в помощь.
Помощь в учебе: От контроля к сопровождению:
-Помогайте планировать выполнение ДЗ (разбивка, оценка времени).
-Учите искать информацию (где? как?).
-Обсуждайте стратегии решения задач, а не ответы.
-Помогайте организовать материалы (тетради, файлы).
Сотрудничайте со школой: Узнайте о доступных адаптациях (индивидуальный план, особые условия сдачи). Обсуждайте с подростком его учебные цели (реалистичные).
Цифровая гигиена: Четкие правила использования гаджетов (время, контент). Объясняйте риски (буллинг, мошенничество). Контролируйте ненавязчиво (знать пароли от соцсетей – необходимость безопасности, а не тотальный контроль).
4. Социализация и профессиональное самоопределение:
Социальные навыки: Тренируйте через моделирование ситуаций (как отказать, как попросить о помощи, как реагировать на подколы). Поощряйте общение в малых, безопасных группах (кружки по интересам, волонтерство с поддержкой).
Мониторинг окружения: Подростки с ЗПР легко поддаются влиянию. Знайте его друзей, их родителей. Ненавязчиво интересуйтесь, чем они занимаются. Обсуждайте, что такое «хороший друг».
Профориентация – РАНЬШЕ!: Начинайте обсуждать интересы, способности и реалистичные варианты. Подключите школьного психолога, центры профориентации. Фокус на практико-ориентированные специальности (колледжи, курсы, где преобладает практика и наглядность). Также посещение экскурсий, дней открытых дверей, которые дают конкретное представление о профессиях.
Анализ «Могу-Хочу-Надо» - помогите соотнести возможности, желания и востребованность профессии. Акцент на сильные стороны и возможности.
Развитие «мягких навыков» (soft skills): Пунктуальность, исполнительность, коммуникабельность, умение работать по инструкции – часто ключ к успеху.
5. Эмоционально-волевая сфера:
Снижение тревожности: Помогайте разбивать большие страхи (экзамен, поступление) на конкретные шаги. Отрабатывайте техники релаксации (дыхание).
Развитие ответственности: Доверяйте посильные задачи с ясными последствиями (не сделал – сам разбирайся). Обсуждайте последствия до действий.
Работа с импульсивностью: Учите «стоп-паузе» перед действием, словом. Обсуждайте альтернативные реакции. Заключайте «договоры» о правилах поведения.
Поддержка в кризисных ситуациях: Не обесценивайте его переживания («ерунда», «все через это проходят»). Будьте рядом. Знайте контакты психолога, телефона доверия.
6. Забота о себе и другие ресурсы:
-Берегите ваше здоровье - выгоревший родитель не поможет. Ищите время на отдых, хобби, психотерапию.
-Поддержка единомышленников - ищите группы родителей подростков с ЗПР (онлайн/оффлайн). Обмен опытом бесценен.
-Поддерживайте связь со специалистами (неврологом, психологом, дефектологом), для выработки совместных стратегий.
-Единство требований в семье - договоритесь со всеми взрослыми о единых правилах и поддержке подростка.
Ваша роль трансформируется из организатора и контролера в наставника, советника и надежны тыл. Подростку с ЗПР важна ваша поддержка, уважение его растущей потребности в самостоятельности и признании его взросления. Терпение, гибкость и вера в его потенциал – ваши главные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания биологии для обучающихся с задержкой психического развития.
В этой статье описаны основные особенности детей с задержкой психического развития, общие правила, которые нужно учитывать при работе с детьми с ЗПР, а так же приведены примеры коррекционно-развивающи...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития
В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...

Особенности обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС). Рекомендации для педагогов по взаимодействию и адаптации учебного материала. Рекомендации для родителей детей и подростков с РАС.
Описаны ключевые особенности обучающихся с РАС. Практические рекомендации педагогам по взаимодействию и адаптации учебного материала, принципы и установки в работе. Рекомендации для родителей детей с ...

