Конспект занятия
методическая разработка на тему

Тема: «Изготовление русской народной куклы «Крупенички».

Цель: сделать  куклу-оберег  «Крупеничку».

Задачи урока:

  •   формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать  куклу.
  • коррегировать познавательный интерес, восприятие геометрических форм , мышление, самостоятельность, мелкую моторику;
  • воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость,  эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupenichka.rar474.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изготовление русской народной куклы «Крупенички».

Цель: сделать  куклу-оберег  «Крупеничку».

Задачи урока:

  •   формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать  куклу.
  • коррегировать познавательный интерес, восприятие геометрических форм , мышление, самостоятельность, мелкую моторику;
  • воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость,  эстетический вкус.

Средства обучения:

  1. Учебные:
  • лоскуты тканей для изготовления куклы
  • образцы русских народных кукол
  1. Наглядные:
  • обрядовые куклы, готовые изделия народных кукол
  • образцы тканей  для фронтального показа
  • образцы зерновых культур для насыпной куклы
  • презентация
  1. Раздаточный материал:
  • лоскуты тканей  
  • тесьма
  • нитки “ирис”
  • ленты
  • русские народные куклы
  • кружева  

- Добрый день ребята и гости. Посмотрите на выставку, что вы видите? (куклы).

- А для чего они предназначены? Где их можно приобрести?  Здесь вы их видите самые разные.  Кукла – это образ человека,  его маленькая копия. Обратите внимание на эту куклу. Эта куклы  не имеет лица,   это древнее творение человека  - кукла  - оберег.  Сегодня  мы будем говорить о тряпичных куклах-оберегах (презентация).

Внимание на экран.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её  "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда  появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.

Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали  светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея – всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.

1 ) Трясея (Трясавица) — от глагола "трясти".
2 ) Огнея, или Огненная: "Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи", — то есть она производит внутренний жар.

3 ) Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): аки лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4 ) Гнется — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5 ) Грудица — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6 ) Глухея — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7 ) Ломея, или Костоломка: "Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину".

8 ) Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9 ) Желтея — эта желтит человека, "аки цвет в поле".

10 ) Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11 ) Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12 ) Невея - мертвящая. Сидела Невея  глубоко под землей прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения, не щадя никого.

Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц – многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла – шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Кукла зернушка символ урожая, богатства, еды, ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество. Зернушка наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку творить все необходимое для чудо-жизни.
Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши! Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

О куклах – оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса  сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"

Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....