проект рабочей программы по технологии
рабочая программа на тему

Черепанова Наталья Васильевна

     Проект рабочей программы по курсу "Технология" для учащихся с ЗПР в 1 классе. Рабочая программа включает в себя тематическое планирование, опробированное с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_1_kl.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа начального общего образования  

специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VII вид).

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 «Технология»

Пояснительная записка

Дети с ЗПР, которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей. 

Рабочая программа учебного курса «Технология» рассчитано на 4 года (по 2 часа в неделю).

Уровень программы – базовый.

Программа является типовой.

Рабочая программа разработана на основе:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: нач.классы/ сост.Л.А.Вохмянина.- М.: Дрофа, 2001.
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV) Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях :часть 1 составители Т.В. Игнатьева, Л.А.Вохмянина, часть 2 И.А.Петрова, Е.О.Ярёменко М., Изд.Просвещение, 2004г

Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Технология» в начальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. Программа опирается на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях или при подготовке к школе в группах, а также и в домашних условиях, расширяется за счет пополнения и накопления новых знаний и приобретения новых умений в школе, которые с каждым годом углубляются и используются в новых условиях на более качественном уровне.

Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания и развития таких личностных качеств ребенка, как честность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, чувство уверенности в своих силах, способность и убежденность в необходимости трудиться. Программа закладывает основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и др. ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе:

  • овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ставить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, планировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);
  • овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;
  • ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.

        

Коррекционная направленность обучения предполагает: построение содержания программы по трудовому обучению с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания обучающимися предметов и явлений близкой их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др.

- язык: обогащение словаря (название изделий, частей и т. д.), развитие речи (анализ работы, оценка труда, планирование и т. д.), закрепление навыков чтения (работа с дополнительными материалами);

- математика и экономика (анализ, сопоставление, единицы измерения, построение геометрических фигур и т. д.)

- природоведение (безопасность и гигиена труда, растения и условия их развития и т. д.)

- физическая культура (развитие мышечной массы, координации движения и т.д.)

- изобразительное искусство (композиция, дизайн и т. д.)

- музыкальное искусство (эмоциональный настрой, ритм, темп т др.)

Средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание трудового обучения представлено различными видами труда:

  • сельскохозяйственный,
  • технический,
  • бытовой труд,
  • основы художественной обработки различных материалов.

Уроки трудового обучения в 1 классе рекомендуется объединять с уроками рисования (большинство тем сходны между собой). Учитель может самостоятельно изменить количество часов, опираясь на собственный опыт, учитывая подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.

В курсе используются разнообразные методы и формы обучения. Содержание курса базируется на основе многих наук, в связи с чем, оно приведено в определенную систему, соответствующую основным дидактическим принципам научности, доступности, систематичности, последовательности. 10% времени выделяется на реализацию национально-регионального компонента.

Осуществляется текущий контроль успеваемости по пятибалльной шкале оценивания  - поурочный балл за практическую работу на уроке, кроме 1 класса.

При оценке успеваемости школьников с ОВЗ по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи. Учитель, проверяя и оценивая работы обучающихся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки. Знания и умения первоклассников не оцениваются в пятибалльной системе.

Содержание курса, включает:

  • Ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
  • Овладение правилами и приемами действий ручными инструментами;
  • Овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
  • Обучение умениям вести наблюдение за жизнью растений и животных, ставит опыты, принимать посильное участие в с/х труде, овладевая агробиологическими знаниями.

В программе указано примерное количество часов на каждый раздел программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся.

Учащиеся должны знать:

по техническому труду:

- названия и технологические свойства материалов;

- название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;

- способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

- правила организации работы, планирования предметно-практической деятельности; способы контроля различных этапов работы;

по сельскохозяйственному труду:

- правила ухода за комнатными растениями;

- правила выращивания рассады и ухода за ней;

- правила высадки рассады в грунт;

- правила уборки урожая;

- правила безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

  • самостоятельно организовать свой труд (выбрать необходимый материал, инструмент и т.д.);
  • анализировать образец, планировать работу с опорой на рисунок, эскиз изделия;
  • самостоятельно изготовить изделие по собственному замыслу;
  • решать простейшие технико-технологические задачи;

по сельскохозяйственному труду:

  • рационально использовать материалы, инструменты, приспособления;
  • выращивать один из видов предложенных овощных культур;
  • пересаживать комнатные растения, размножать их (отводками, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и ухаживать за ними.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

I четверть

1

Правила безопасности труда. Виды работы на участке

1

2

Сбор природного материала

1

3

Виды бумаги. Правила безопасности при работе с инструментами

1

4

Закладка для книг

1

5

Коврик из геометрических фигур

1

6

Аппликация из листьев

1

7

Поделки из природного материала

1

8

Мозаика из природного материала на пластилиновой основе

1

9

Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

1

10

Композиция «Деревья»

1

11

Аппликация «Грибок»

1

12

Складной веер

1

13

Аппликация «Яблочко»

1

14

Лепка овощей

1

15

Лепка фруктов

1

16

Аппликация «Осенний сад»

1


II четверть

17

Лепка из отдельных частей «Гусеница»

1

18

Работа с пластилином «Заяц»

1

19

Лепка посуды

1

20

Аппликация из жгутиков пластилина

1

21

Оригами «Заяц»

1

22

Оригами «Лиса»

1

23

Объёмная аппликация «Весёлые зверюшки»

1

24

Создание художественных образов «Черепаха»

1

25

Новогодняя гирлянда

1

26

Ребристая игрушка «Ёлочка»

1

27

Игрушка «Жар-птица»

1

28

Украшение «Новогодняя веточка»

1

29

Объёмная аппликация «Лес зимой!

1

30

Ёлочные украшения

1


III четверть

31

Знакомства с тканями. Инструменты для работы с тканью. Безопасность труда

1

32

Виды швов. Шов «вперёд иголку»

1

33

Вышивание салфетки

1

34

Пришивание пуговиц

1

35

Аппликация «Цветущая лужайка»

1

36

Фартук для куклы

1

37

Плетение из нитей

1

38

Аппликация с использованием косичек

1

39

Плетение коврика из полосок бумаги

1

40

Игрушка «Танк»

1

41

Объёмная аппликация «Морское дно»

1

42

Поздравительная открытка

1

43

Аппликация «Ваза с цветами»

1

44

Цветы из бумаги

1

45 – 46

Конструирование из бумаги «Мягкая игрушка»

2


IV четверть

47

Аппликация из кругов

1

48

Геометрическая мозаика

1

49

Аппликация «Звездное небо»

1

50

Игрушка «Ракета в космосе»

1

51

Техническое моделирование. Модели самолётов

1

52

Техническое моделирование «Паровозик»

1

53

Техническое моделирование «Гоночный автомобиль»

1

54 – 55

Игрушки из коробок

2

56

Работа с бумагой. Пакетик для семян

1

57

Уход за растениями

1

58

Художественное моделирование «Путешественница»

1

59

Игрушки из скрученных полосок «Петушка из фантиков»

1

60

Техническое моделирование. Игрушка «Парашют»

1

61

Высаживание рассады

1

62

Работа с бумагой «Воздушный змей»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии (культура дома, творческий проект, компьютерная грамотность), 5 класс

Рабочая программа предназначена для занятий с мальчиками 5 класса...

Рабочая программа по технологии (художественная обработка материалов, творческий проект),6 класс

Рабочая программа предназначена для уроков технологии, мальчики, 6 класс...

проект рабочей программы по технологии

      Проект рабочей программы  начальной школы курса по технологии для учащихся школы-интерната. Данная программа построена на основе сочетания основных элементов содержани...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Проект рабочей программы по технологии (1-3 классы +4 класс JS)

Разработка образовательной модели предпрофильного курса освоения школьной программы предметной области «Технология» в формате базовой подготовки к участию в Чемпионате JuniorSkills  с...

"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" рабочая программа для 10 - 11 класса, предметная область "Технология."

Настоящая программа курса «Индивидуальный проект» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы...