Учебно-методические материалы по этике для старших школьников коррекционной школы VIII вида
учебно-методический материал (10 класс) на тему

Теоретико-практические задания по этике для учащихся 10-х классов коррекционной школы VIII вида к разделу "Средства этикетного общения"; для учащихся 11-х классов по теме "Понятие об этике как науке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альшиц Алла Владиславовна

учитель индивидуального обучения

ГОБС(К)ОУ школы VIII вида №7,

г. В.Новгород

Учебно-методические материалы по этике для старших школьников коррекционной школы VIII вида.

       Необходимость и важность преподавания в настоящее время в современной школе такого предмета как этика вряд ли  у кого-то вызовет сомнение. Для детей с умственной отсталостью нравственно-этическое просвещение и воспитание имеет особую значимость. Главная задача педагога на уроках этики заключается в том, чтобы донести до школьников с нарушениями развития ценностную значимость основных этических категорий, простые нормы нравственности, их жизненную необходимость, желание обучающихся пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, общении с окружающими людьми, для адекватного поведения в обществе, самореализации.

     Предлагаю несколько апробированных теоретико-практических заданий для учащихся 10-11 классов коррекционной школы VIII вида.

Раздел «Средства этикетного общения» (10 кл.)

Тема «Этика визуальных физических контактов»

№1.

Прочитай.

Отметь то, что, по твоему мнению, мешает людям понять друг друга:

- выражение лица собеседника (безразличное, злое, презрительное);

- неумение подобрать нужные слова;

- нечёткое произнесение слов;

- перескакивание с одной мысли на другую;

- использование непонятных слов;

- частое повторение одних и тех же слов;

- слишком громкая или слишком тихая речь;

- употребление слов-паразитов.

Отметь то, что, на твой взгляд, помогает в общении:

- вежливость;

- краткость;

- выразительная интонация;

- использование в речи знакомых слов и понятий;

- доброжелательное выражение лица;

- улыбка;

- открытый взгляд;

- заинтересованность собеседника.

№2.

Выбери вариант тактичного поведения в следующих ситуациях:

1. Твой приятель чем-то очень расстроен. Как ты  поступишь?

    а) сделаешь вид, что не заметил;

    б) поинтересуешься, что произошло;

    в) отвлечёшь каким-то интересным рассказом;

    г) поступишь как-то иначе  (как именно).

2. Твой друг в гостях проявил незнание этикета. Как ты поступишь?

    а) тихо объяснишь ему, как надо поступить в данной ситуации;

    б) сделаешь вид, что не заметил, и отвлечёшь внимание других;

    в) начнёшь сам вести себя так же;

    г) поступишь как-то иначе (как именно).

3. К тебе зашёл друг  поздравить с днём рождения. Он помнил число, но

    перепутал месяц. Как ты поступишь?

 а) примешь поздравление, радушно встретив гостя;

 б) пригласишь повторить поздравление через месяц;

 в) пошутишь по поводу ситуации, дав понять, как приятно узнать о добром к себе  

     отношении;          

 г) поступишь как-то иначе (как именно).

Тема «Мимика. Её связь с эмоциями, настроением. Роль улыбки  в общении»

1. Внимательно прочитай названия эмоций и чувств:

    радость, испуг, удивление, обида, благодарность, разочарование, ненависть, грусть,    

    удовольствие, печаль, восторг, злость, непонимание, гнев, интерес, недоверие,  

    презрение, ярость, веселье.

2. Рассмотри изображённые на рисунках эмоции человека. Определи какая эмоция (см. п.1)

    какому рисунку соответствует. Запиши в тетрадь № рис. и название эмоции.

Тест на закрепление темы «Понятие об этике как науке» (11 кл.)

1. Слово этика происходит от греческого слова «ЭТОС» и первоначально означало:

    а) манера;

    б) нрав;        

    в) поступок    

2. Термин «этика» ввёл:

     а) Пифагор;

     б) Сократ;

     в) Аристотель

 3. Объектом этики является:

     а) поведение человека;

     б) поведение живых существ;

     в) поступок человека

 4. «Золотое правило» этики гласит:

     а) поступай так, как того хотят другие;

     б) поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

     в) не делай того, чего хотят от тебя другие

 5. Основу моральных норм составляют:

     а) добрые отношения между людьми;

     б) научные теории;

     в) моральные ценности

6.  Поступок, представляющий нарушение требований нравственности, называется:

     а) проступком;      

     б) грехом;      

     в) преступлением    

7.  Вне общества человек становится  

      а) аморальным существом;

      б) высоконравственным существом;

      в) тем, кто он есть на самом деле.

 8. Под этикетом понимают:

     а) трудовую этику;

     б) умение правильно вести в соответствующей обстановке;

     в) правила вежливого поведения.

Работа с афоризмами. Прочитай начало афоризма в левом столбике. Подбери подходящее по

смыслу продолжение из правого столбика. Запиши в тетрадь получившееся изречение.

1. Тот, кто не приобрёл культурных навыков, -  …     с уважением к личности другого человека.

2. Следя за чужими манерами, …                                  мелких самопожертвований.

3. Этикет надо соблюдать …                                          зеркало, в котором отражается его портрет.

4. Истинная доброжелательность неразлучна …         исправляй свои.

5. Наружность и манеры более выразительны, …       даже в дружбе.                                                                                      

6. Хорошие манеры состоят из …                                  груб.

7. Манеры человека – это …                                           чем слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Путешествие в страну Цифериаду на уроке математики(для школьников коррекционных школ VIII вида). Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд

Цели: 1.Упражнять обучающихся в выполнении операций сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Добиваться от обучающихся умения соотносить число и количество на счетном матери...

Материалы для внеклассной работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Материалы для внеклассной работы с учащимися группы риска, внеклассная работа, гражданско-патриотическое воспитание, работа с семьей, детская организация в коррекционной школе, сценарии внеклассных ме...

Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"

Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррек...

Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.

Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида....