Главные вкладки

    Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"
    учебно-методический материал на тему

    Ерофеева Елена Андреевна

    Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррекционной) школы VIII вида.Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.Использование  проектной деятельности  в работе с детьми с умственной отсталостью  будет способствовать  развитию всех сторон психики, а самое главное социализации учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ РМЭ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат г. Козьмодемьянска"

    Учебно-методическая разработка:

    "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"

                       Выполнила  учитель русского языка и литературы

                                       Ерофеева Елена Андреевна

                                         Козьмодемьянск ,2015 г

                                                ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Цель метода проектов:

    Научить:

    • приобретать знания самостоятельно,
    • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач,
    • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,
    • планировать свою деятельность,
    • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли,
    • объективно оценивать процесс и результат проектирования..

    Задачи проектной деятельности:

    • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.)
    • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
    • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
    • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.).
    • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).

    Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы VIII вида актуальными и перспективными. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

    Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

    1. Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с умственной отсталостью.

    В соответствии с Образовательным Стандартом педагогическая деятельность специальных (коррекционных) школ VIII вида направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации.

    Преобразования, в образовательной системе современной школы заключается в изменении целевых установок направленных не только на получение знаний, но и на развитие и воспитание детей с ОВЗ.

    Вместе с тем чрезвычайно важным остается вопрос активизации познавательной деятельности ученика.

    Особый общественный характер приобретает проблема активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Необходим поиск более увлекательных приемов деятельности, получение информации из различных источников, осмысление и применение полученных знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ в реальных жизненных ситуациях.

    Традиционное обучение в отечественной коррекционной школе является по сути достаточно консервативным, в силу своей спецификации. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия образовательных программ жизненным реалиям.

    Социализация детей и интеллектуальной недостаточностью в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых - коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.) для организации жизни детей, как своеобразного «проекта»: определение дальнейшей и ближайшей перспективы, нахождение необходимых ресурсов, определение плана действий и целей.

    Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида направлена на социализацию личности, т.к. чрезвычайно важно ребенку с нарушением интеллекта научится общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем.

    Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, дает возможность детям проявить свое творчество, фантазию, возможность реализовать свои способности.

    Безусловно, для детей с нарушение интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. 

    Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение.  Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

    Метод проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в школе VIII вида.

     Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

    • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
    • интерес школьников к проблеме;
    • практическая направленность и значимость проекта;
    • практическая осуществимость проекта;
    • существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
    • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
      – соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
      – наличие необходимых материально-технических средств;
      – соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
      – обеспечение безопасных условий труда;
      – использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
      – применение природных материалов и отходов производства;
      – рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

    Ведущую и направляющую роль в деятельности педагога играет:

    - постепенное увеличение объема знаний, умений и навыков;

    - выполнение проектов в различных областях учебных предметов начинать с учетом тематического принципа и принципа ситуативности (семья, школа, места отдыха, родной край и др.);

    - постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

    - оказание необходимой помощи школьникам с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности и работоспособности;

    - получить различные материалы, осмыслить информации о теме и содержании задания;

    - обсудить способы преодоления трудностей;

    - контролировать различные фазы рабочей процедуры;

    - научить кратко записывать результаты деятельности;

    - дать краткий анализ проекта;

    - составить отчет в виде краткого доклада о выполненной работе;

    - подготовить презентацию.

    Постановка учебно-познавательных задач в педагогической деятельности учителя должно быть направлено на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения учащегося и других психологических процессов.

    Организация и требования к проектной деятельности не зависимо от уровня интеллектуального развития детей (дети из общеобразовательной школы и дети, с ограниченными возможностями здоровья) имеют общую структуру и представлены ниже.

                     2.      Основные требования к проекту:

    1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

    2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,  ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

    3.              Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

    4.              Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

    5.              Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

    Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

    3.Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

    • Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
    • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
    • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
    • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
    • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

          4.  Классификация проектов по комплексности, характеру контактов и продолжительности:

    По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

    • Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
    • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    По характеру контактов проекты могут быть:

    • внутриклассными.
    • внутришкольными.
    • региональными (в пределах одной страны).
    • международными.

    Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

          По продолжительности выделяют следующие проекты:

    • Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
    • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.  1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.  3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
    • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
    • Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

    Персональные и групповые проекты:

    Персональный проект преимущества:

            план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

    • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
    • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
    • формирование у учащегося важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

    Групповой проект преимущества:

    • в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
    • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
    • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
    • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

            

                              5.Формы продуктов проектной деятельности:

    Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.

    От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

    В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще    всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

    • WEB-сайт.
    • Анализ данных социологического опроса.
    • Атлас, карта.
    • Видеофильм.
    • Выставка.
    • Газета, журнал.
    • Игра.
    • Коллекция.
    • Костюм.
    • Модель.
    • Музыкальное произведение.
    • Мультимедийный продукт.
    • Оформление кабинета.
    • Постановка.
    • Праздник.
    • Прогноз.
    • Система школьного самоуправления.
    • Спортивная  игра
    • Справочник.
    • Сравнительно-сопоставительный анализ.
    • Сценарий.
    • Учебное пособие.
    • Экскурсия.

    6. Оформление проектной папки:

    В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

    • паспорт проекта.
    • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
    • промежуточные отчеты группы.
    • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.
    • результаты исследований и анализа.
    • записи всех идей, гипотез и решений.
    • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях.

    • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.
    • эскизы, чертежи, наброски продукта.
    • материалы к презентациям (сценарий).
    • другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

    Грамотно составленная проектная папка позволяет:

    • организовать работу каждого участника проектной группы.
    • создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом.
    • объективно оценить ход работы над завершенным проектом.
    • судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.
    • сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

                             Паспорт проектной работы состоит:

    На титульном листе :

    1. Название проекта.

     2. Руководитель проекта.

    3. Консультант проекта.

    4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

    5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

    6.Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

    7.Состав проектной группы.

    8.Тип проекта ( исследовательский, творческий, информационный ит.д.)

    9.Заказчик проекта.

    10.Цель проекта (практическая и педагогические цели).

    11.Задачи проекта.

    12.Вопросы проекта.

    13.Необходимое оборудование.

    14.Аннотация (актуальность, значимость, краткое содержание).

    15.Предполагаемые продукты проекта.

    16.Этапы проекта ( указать форму, содержание, продолжительность)

    17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

                      7.   Виды презентаций проектов:

    Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

    ·        деловой игры.

    ·       демонстрации  видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий.

    ·        диалога исторических или литературных персонажей

    ·        защиты на Ученом Совете.

    ·        игры с залом.

    ·        иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

    ·        инсценировки реального или вымышленного исторического события

    ·        научной конференции.

    ·        научного доклада.

    ·        отчета исследовательской экспедиции.

    ·        пресс-конференции.

    ·        путешествия.

    ·        рекламы.

    ·        ролевой игры.

    ·        соревнования.

    ·        спектакля.

    ·        спортивной игры.

    ·        театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

    ·        телепередачи.

    ·        экскурсии.

                      8. Система и критерии оценки проектов

            Система оценки проектных работ – сложное  мероприятие, которое требует педагогической и методической грамотности, компетентности экспертного совета в определенных предметных областях, знания  основ научно-исследовательской и проектной деятельности, традиций определенных конференций и конкурсов, и самого учебного заведения, где выполняется проект. 

    Прежде всего,  нужно внимательно прочитать положение о конкретном  конкурсе проектных работ, требования к оформлению результатов и защите материалов, учесть будет ли оценка состоять только из мнения взрослых – членов жюри или  будет проводиться так же оценка проекта слушателями, соискателями или даже самооценка проекта. Кроме этого,  следует узнать предполагается ли присуждение призовых мест  (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.),  званий лауреатов, дипломантов и т.д., как будет происходить оценка проектов - по предметным секциям (например, лингвистической, естественнонаучной, гуманитарной) или «единым списком»?  Ответы на все эти вопросы нужно узнать в начале проведения вами исследования и создания проекта, чтобы потом не пришлось переделывать его заново или разочаровываться в том, что вас не так оценили.

    Также каждой работе по итогам публичной защиты может быть присвоена номинация: "За актуальность", "За лучшую презентацию", "За умение вести публичную дискуссию", "За наличие авторской позиции", "За оригинальность раскрытия темы", "За раскрытие межпредметных связей", "За глубину исследования", "За практическую значимость работы".

     При определении критериев оценки проектов жюри (и документы  о конкурсе) должны учесть и возраст соискателей, и тематику конференции, и специфику (качество) самого проекта, нового созданного проектного продукта и качество защиты проекта, умственные способности авторов, умение их достойно представить свой материал слушателям.

    Возможные критерии оценки проектных работ :

    -Важность темы проекта

    -Глубина исследования проблемы

    - Оригинальность предложенных решений

    - Качество выполнения продукта

    -Убедительность презентации

    При оценке результатов проектной деятельности, прежде всего, обращается внимание:

    • на осмысление проблемы проекта, обоснование ее актуальности;
    • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
    • социальное и прикладное значение полученных результатов;
    • самостоятельность в выполнении различных этапов работы над проектом;
    • количество и степень осмысления новой информации, использованной для выполнения проекта;
    • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
    • владение рефлексией;
    • грамотное оформление текста проекта, мультимедийной презентации;
    • умение полно, кратко и убедительно раскрыть в устном выступлении основное содержание проекта, ответить на вопросы, отстоять свою точку зрения в публичной дискуссии.

                            Рефлексия деятельности.

    Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья этот этап очень важен. Он помогает создать полную картину выполненной работы. Учащиеся обсуждают, с какими трудностями им пришлось столкнуться и способы их преодоления. Что дала работа над проектом в плане личностного развития каждого учащегося.
    Реализация данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей и самореализацию через предпринимательскую деятельность.
    Конечно, при организации такой работы встречается много трудностей, но положительные стороны такой организации учебной деятельности очевидны:
    – получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
    – приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
    – духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
    – профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному виду деятельности);
    – приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
    Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни

                                           Заключение.

    Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

    Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль

    Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

    Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

    Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

    Использование  проектной деятельности  в работе с детьми с умственной отсталостью  будет способствовать  развитию всех сторон психики, а самое главное социализации учащихся.

    Список литературы:

    1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.

    2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.,1995

    3.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Нач.школа. [Текст]/ Бритвина Л.Ю. – 2005. - №6. 16-20с.

    4.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков А.В. – М., 2000. 21с

    5.Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. - Ростов на Дону,1999.

    6.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.

     7.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.

    8.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч [Текст]/ Сиденко А.С. – 2003. - №6. 23с.

    9.Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2. – с.22-26.

    10.Щербакова С.Л. и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы – Волгоград: Учитель, 2009 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

    В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

    Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

      Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

    Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

    В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

    Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».

    Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, пр...

    Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

    Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

    Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

    Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...