Индивидуальное занятие по РСВ и ФП в 1 классе по теме "В столовой".
план-конспект на тему

Бажина Лариса Николаевна

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения проведено на базе КОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида" с учащейся 1 класса, кохлеарно имплантированной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над слитностью произношения.

РСВ. Восприятие на слух неречевых звуков окружающего мира, слогов, слов, предложений по теме «В столовой».

Цели ФП.: автоматизировать произношение звука «р» в позиции стечения согласных в слогах, словах и предложениях; формировать слитное произношение фраз со словосочетаниями с предлогом на.

РСВ.: развивать слуховое восприятие на материале неречевых звуков окружающего мира, слогов, слов, предложений по теме «В столовой».

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП.: - закрепить произношение звука «р» в позиции стечения согласных на материале слогов, слов и предложений по теме «В столовой»;

-закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение;

-формировать слитное произношение фраз со словосочетаниями с предлогом на.

РСВ.: - вырабатывать умение различать неречевые звуки: звон ложки в кружке и звон ложки в кастрюле;

-закрепить умение различать на слух слоги, слова и предложения по теме «В столовой».

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП.: - закреплять звук «р» в самостоятельном произношении;

-закреплять слитное произношение предложений со словосочетаниями с предлогом на  в самостоятельном произношении;

-развивать вербально-логическое мышление путём составления классификаций и обобщений предметов по темам «Фрукты», « Продукты», «Посуда»;

РСВ.:  - обогащать представления о звуках окружающей действительности;

-развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно-воспитывающие задачи:

ФП.: - воспитывать интерес к занятиям, а также чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков.

РСВ.: - воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

-воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Оборудование:

-планшетный компьютер с изображениями: грруша, ватрушка, виноград, вермишель,; повар, дежурный, столовая, борщ;

-карточки с иллюстрациями по теме «В столовой»;

-карточки с речевым материалом на звук «р»;

-предметы посуды: ложка, кружка, кастрюля.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей.
  3. Работа над формированием произношения.

- карточка № 1. Повторение слогов, слов со звуком «р» в позиции стечения согласных;

- компьютерный файл № 1. Работа с изображениями. (Покажи. Повтори. Назови фрукты; продукты.);

- карточка № 2. Работа с речевым материалом. (Назови одним словом. Произнеси слитно. Дополни предложения.).

  1. Работа над развитием слухового восприятия.

- различение неречевых звуков (звон ложки в кружке, кастрюле);

- слуховое восприятие слогов;

- компьютерный слайд № 2. Работа с изображениями. Слуховое восприятие слов. (Послушай слова. Повтори. Покажи.);

- карточки № 3, 4. Слуховое восприятие словосочетаний. (Послушай словосочетания. Повтори. Покажи. Ответь на вопрос.);

- карточки № 5, 6, 7. Слуховое восприятие предложений. (Послушай предложения. Повтори. Покажи.).

  1. Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей.

Учитель (У.): Поздоровайся.

Школьница (Ш.): Здравствуйте.

(У.): Здравствуй. Садись. Что ты сделала?

(Ш.): Я села.

(У.): Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо.

(У.): Хорошо говори.

(Ш.): Я буду хорошо говорить.

(У.): Хорошо слушай.

(Ш.): Я буду хорошо слушать.

(У.): Сегодня на занятии будем говорить о столовой. О чём мы будем говорить?

(Ш.): О столовой.

(У.): Хорошо говори звук «р».

(Ш.): Я буду хорошо говорить звук «р».

  1. Работа над формированием произношения.

     (У.): Повтори слоги, слова.

     (Ш.): повторяет:

      Карточка №1:

      афтра – завтрак

      астру – кастрюля

      идро – ведро

      эрми – вермишель

      урны – дежурный

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я повторяла слоги и слова.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу.

Учитель открывает компьютерный слайд с изображениями груши, винограда, вермишели, ватрушки.

(У.): Покажи, где груша, виноград, вермишель, ватрушка.

(Ш.): Вот груша. Вот  виноград. Вот вермишель. Вот ватрушка.

(У.): Назови фрукты.

(Ш.): Груша, виноград – это фрукты.

(У.): Назови продукты.

(Ш.): Вермишель, ватрушка – это продукты.

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я называла фрукты, продукты.

Учитель оценивает выполненную работу и предлагает карточку № 2.

Карточка №2:

Кружка, кастрюля, тёрка – это…

Кастрюля стоит       на тёрке?

Морковь трут           на плите?

(У.): Назови одним словом.

(Ш.): Кружка, кастрюля, тёрка – это посуда.

(У.): Говори слитно словосочетания: на тёрке…

Ученица повторяет слитно.

(У.): на плите…

Ученица повторяет слитно.

(У.): Дополни предложения: кастрюля стоит (где?)

(Ш.): Кастрюля стоит на плите.

(У.): Морковь трут (на чём?)

(Ш.): Морковь трут на тёрке.

Учитель оценивает выполненную работу.

3. Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): Будем слушать разные звуки. В столовой мы слышим, как посудазвенит, гремит.

Учитель показывает предметы посуды.

(У.): Что это?

(Ш.): Это ложка. Это кружка. Это кастрюля.

(У.): Ложка звенит в кружке так. Я стучу аккуратно, ты тоже стучи аккуратно. Слышишь?

(Ш.): Я слышу.

(У.): Как стучу?

(Ш.): Аккуратно.

(У.): А ложка звенит в кастрюле так. Слышишь?

(Ш.): Я слышу.

(У.): Отвернись. Что ты слышишь?

Учитель стучит ложкой в кастрюле.

 (Ш.): Я слышу:ложка звенит в кастрюле.

Учитель стучит ложкой в кружке.

(У.): Что ты слышишь?

(Ш.): Я слышу: ложка звенит в кружке.

(У.): Молодец. Ты будешь беречь посуду?

(Ш.): Я буду беречь посуду.

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я слушала разные звуки.

(У.): Послушай слоги, повтори: ста-став-стал; жур-журн; ар-арт; орщ-урщ.

Ученица повторяет слоги.

 Учитель оценивает выполненную работу.

  (У.): Что ты делала?

 (Ш.): Я слушала слоги.

Учитель открывает компьютерный слайд № 2 с изображениями: повар, дежурный, борщ, столовая.

(У.): Послушай слова, повтори, покажи, где: столовая, борщ, повар, дежурный.

Ученица слушает, повторяет, показывает.

Учитель оценивает выполненную работу.

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я слушала слова.

Учитель предлагает карточки № 3 (Повар варит борщ.); № 4 (Повар варит картофель.).

(У.): Послушай, повтори, покажи: варит картофель; варит борщ.

Ученица повторяет и показывает на иллюстрациях предложенные словосочетания.

(У.): Кто варит?

(Ш.): Повар.

(У.): Повар варит.

Ученица повторяет предложение.

Учитель оценивает выполненную работу и предлагает карточки:

-№ 5 (Столовая. Дежурный ставит тарелки.);

-№ 6 (Девочка ест борщ. Мальчик ест картофель.);

-№ 7 (Это столовая. Дежурный ставит тарелки. Рита ест борщ. Рома ест картофель.).

(У.): Послушай предложения, повтори.

Учитель произносит предложения по порядку, одновременно демонстрируя иллюстрации, относящиеся к данным фразам. Ученица повторяет предложения, опираясь на карточку. Затем учитель предлагает озвученные ранее предложения на отдельных карточках вразброс. Ученица слушает, повторяет, показывает услышанное на иллюстрациях.

Учитель оценивает выполненную работу.

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я слушала предложения.

(У.): Как ты думаешь. Ты хорошо сегодня занималась?

(Ш.): Я занималась хорошо.

(У.): Я тоже думаю. Что ты занималась хорошо. Ты молодец. Попрощайся.

(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна.

(У.): До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.

Цель занятия: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.Достигалась с помощью следующих задач...

Конспект индивидуального занятия по ГМН и ориентировке в пространстве на тему «Рисование дугообразной линии»

Цель: учить рисовать дугообразную линию на альбомном листе.Задачи:ОбразовательныеЗакрепить умение рисовать вертикальную линию.Продолжать учить штриховать в заданном направлении.Учить рисовать дугообра...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Конспект занятия. Индивидуальное занятие по ФП и РСВ (4 класс IIотделение)

В IV классе сформированные навыки распознавания незнакомого по звучанию речевого материала закрепляются при восприятии простых и сложных предложений; дети опознают на слух новые фразы в сочетании с уж...